ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3687/18 от 05.09.2018 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

сентября 2018 года                                                       № Ф03-3687/2018

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Луговой И.М.

Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.

при участии:

от заявителя: ООО «УК «Северный округ» - представитель не явился;

от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края – представитель не явился

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края

на решение от 27.03.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018

по делу №  А73-853/2018 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Швец Е.А., Тищенко А.П.,                     Харьковская Е.Г.

по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Северный округ» (ОГРН <***>, ИНН  <***>, место нахождения: 680033, <...>)

к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680021, <...>)

опризнании недействительным предписания

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Северный округ» (далее – управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) о признании недействительным предписания от 26.10.2017 №П2017-12-1065.

Решением суда от 27.03.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018, заявление удовлетворено.

Не согласившись с принятыми судебными актами Комитет обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Заявитель жалобы не согласен с выводом судов о том, что предписание незаконно, так как по акту обследования от 24.11.2017 техническая возможность установки приборов учета в МКД №52 отсутствует, поскольку в материалах дела имеется акт обследования от 19.10.2017, который является бесспорным доказательством факта наличия такой  возможности на дату выдачи предписания и акт осмотра от 26.10.2017, которым также установлено наличие технической возможности для установки общедомовых приборов.

Также заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что  предписание от 26.10.2017Комитетом не отменено и является действующим, поскольку по результатам проверки он снято с контроля, что отражено в акте проверки от 01.02.2018 №П2017-12-1517, следовательно, данное предписание фактически прекратило свое действие.

Управляющая компания в отзыве на кассационную жалобу просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствуют  рассмотрению дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, управляющая компания осуществляет управление МКД №52 по ул. Трехгорная в г.Хабаровске на основании договора управления от 01.10.2008 №Ж6/У-72.

связи с поступившим обращением гражданина, проживающего в указанном МКД, Комитетом на основании распоряжения от 17.10.2017 №2509-р, в отношении управляющей компании проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по МКД.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –                      Закон №261-ФЗ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491), частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктов «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Российской Федерации от 28.10.2014 №1110, ООО «УК «Северный округ», являясь исполнителем коммунальных услуг, осуществляющим управление МКД №52 на основании договора управления, а также являясь лицензиатом, не обеспечило установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.10.2017 №П2017-12-1065 и обществу выдано предписание от 26.10.2017                          №П2017-12-1065, в котором предложено устранить выявленные нарушения в срок до 26.12.2017.

Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции и поддержавший его апелляционный суд, пришли к выводу, что на дату выдачи обществу обжалуемого предписания бесспорные и безусловные доказательства наличия в МКД №52 технической возможности установки общедомового прибора горячей воды и тепловой энергии отсутствовали.

Суд округа соглашается с выводами судов, которые обоснованно приняли во внимание следующее.

Согласно пункту 7 статьи 9 Закона №261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 11 статьи 2 Закона №261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Согласно статье 161 ЖК РФ и пункту 16 Правил №491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Частью 5 статьи 13 Закона №261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона №261-ФЗ В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Согласно подпунктам «и», «к» пункта 11 Правил №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Таким образом, с даты вступления в силу Закона №261-ФЗ работы по установке и введения в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта «к» пункта 11 Правил №491.

Исходя из статьи 13 Закона №261, статьи 161 ЖК РФ, пункта 11 Правил №491, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.

Согласно положениям части 12 статьи 13 Закона №261-ФЗ до 1 июля 2013 года в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Вместе с тем, обжалуя предписание, общество указало на отсутствие в спорном доме технической возможности установки приборов учета горячей воды и тепловой энергии в связи с тем, что по проектным характеристикам многоквартирного жилого дома требуется капитальный ремонт, и,  следовательно, предписание является неисполнимым.

Проверяя исполнимость выданного Комитетом предписания, суды исходили из следующего.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 №627 (далее - Приказ №627) утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (Приложение №1 к Приказу №627).

Согласно подпункту «а» пункта 2 Приложения №1 к Приказу №627 техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).

Проанализировав представленные акты, суды установили, что согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общего домового прибора учета от 19.10.2017, составленного представителями АО «Дальневосточная генерирующая компания» и ООО «УК «Северный округ», установлено наличие технической возможности установки ОДПУ ГВС и ТЭ, при этом в данном акте содержится особое мнение представителя управляющей компании о том, что техническая возможность отсутствует, так как необходима реконструкция инженерных сетей.

В акте осмотра от 26.10.2017, составленном представителями Комитета, АО Дальневосточная генерирующая компания» и ООО «УК «Северный округ», также содержится особое мнение представителя управляющей компании о том, что требуется капитальный ремонт системы отопления и горячего водоснабжения.

В ходе проверки управляющей компанией представлен акт от 24.11.2014, составленный обществом и ООО «ЖилСервис» (подрядной организацией), в соответствии с которым возможность установки прибора учета горячей воды и тепловой энергии невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.

Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что на момент выдачи обществу предписания от 26.10.2017 об устранении выявленных нарушений, бесспорные доказательства наличия (отсутствия) в спорном МКД технической возможности установки ОДПУ ГВС и ТЭ отсутствовали.

Более того, в материалах дела имеется акт обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения от 24.11.2017 составленный представителями АО «Дальневосточная генерирующая компания» и ООО «УК «Северный округ», согласно которому техническая возможность установки общедомового прибора учета ГВС и ТЭ в МКД по ул. Трехгорная, 52 в г. Хабаровске отсутствует в связи с тем, что по проектным характеристикам многоквартирного жилого дома требуется реконструкция.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования, признав оспариваемое предписание незаконным.

Доводы, приведенные в жалобе, относительно установленных обстоятельств не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств, положенных в основу выводов арбитражных судов, что противоречит требованиям статьи 286 АПК РФ, предусматривающей пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.03.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018по делу №  А73-853/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.М. Луговая                    

Судьи                                                                                    С.Ю. Лесненко         

                                                                                         И.В. Ширяев