АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
сентября 2019 года № Ф03-3688/2019
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен сентября 2019 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Филимоновой Е.П.
Судей: Меркуловой Н.В., Ширяева И.В.
при участии:
от администрации Дальнегорского городского округа: представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: ФИО1, представитель по доверенности б/н от 29.12.2018;
от муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Дальнегорска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Дальнегорского городского округа
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019
по делу № А73-849/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в суде апелляционной инстанции судьи Харьковская Е.Г., Тищенко А.П., Швец Е.А.
по заявлению администрации Дальнегорского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 692446, <...> Октября, 125)
к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
третье лицо: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Дальнегорска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 692438, Приморский край, г. Дальнегорск, <...>)
о признании недействительным предписания
Администрация Дальнегорского городского округа Приморского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания от 09.10.2018 № 22- 14-85/51-16546 Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее – управление казначейства).
Определением от 20.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г.Дальнегорска, с.Краснореченский (далее - МОБУ СОШ № 5, школа).
Решением суда от 25.03.2019 заявленные администрацией требования удовлетворены, оспариваемое предписание управления казначейства признано недействительным.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 решение суда отменено, администрации в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда первой инстанции – оставить в силе. Приводит доводы о неправильном применении судом второй инстанции статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и ошибочности его вывода о нецелевом использовании бюджетных средств (399 184 руб.). Полагает, что использование спорной суммы, выделенной администрации в рамках муниципального контракта от 18.09.2017 № 29/17 (далее – муниципальный контракт) на выполнение аварийно-спасательных работ по ремонту подвала в здании школы из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, не является нецелевым использованием бюджетных средств.
Управление казначейства в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в суде кассационной инстанции против изложенных в ней доводов возражали, просили постановление апелляционного суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Администрация и школа, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в отношении администрации проведена внеплановая выездная проверка по вопросу использования бюджетных средств, источником которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, по результатам которой составлен акт от 10.09.2018.
Проверкой установлено, что произведенная администрацией оплата работ по внутренней отделке помещений подвала в здании МОБУ СОШ № 5 по адресу: ул. Октябрьская, 17, г. Дальнегорск, с. Краснореченский в сумме 395 681,34 руб. в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
По итогам проверки управлением казначейства в адрес администрации вынесено предписание от 09.10.2018 № 22-14-85/51-16546 о принятии мер по устранению нарушения и возмещении в доход федерального бюджета 395 681,34 руб. до 31.12.2018.
Не согласившись с вышеупомянутым предписанием, администрация обратилась с заявлением о признании его недействительным в арбитражный суд, который требования удовлетворил, придя к выводу о том, что выполнение работ по муниципальному контракту не может быть признано нецелевым, поскольку фактически связано с ремонтом подвала и фундамента в здании школы после затопление всей территории школы 17.09.2016.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, принятым в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила № 110).
В силу подпункта «б» пункта 2 Правил № 110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению № 2.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.03.2017 № 478-р для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года, администрации Приморского края из резервного фонда выделено 155 923,9 тыс. руб., в том числе 133 507,4 тыс. руб. на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах с распределением.
Согласно пункту 13 приложения к распоряжению бюджетные ассигнования выделены, в том числе 784 000 руб. на проведение работ в здании школы по ул. Октябрьская, д. 17 с.Краснореченский.
Администрацией Приморского края издано распоряжение от 13.04.2017 № 137-ра «О финансировании расходов за счет средств, выделенных Приморскому краю из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Департаменту финансов Приморского края надлежало осуществить финансирование департамента гражданской защиты Приморского края, департамента образования и науки Приморского края, департамента здравоохранения Приморского края (далее - главных распорядителей бюджетных средств) в размере 145 333,9 тыс. руб. за счет средств, выделенных Приморскому краю, в том числе 133 507,4 тыс. руб. на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на пострадавших объектах.
При этом из пункта 2.1 распоряжения и приложения № 1 к распоряжению следует, что включены ассигнования в сумме 784 тыс. руб. на проведение работ в здании школы по ул. Октябрьская, д. 17 г. Дальнегорска с. Краснореченский.
Средства резервного фонда федерального бюджета, направленные согласно распоряжению № 478-р, уведомлением по расчетам между бюджетами от 13.04.2017 № 2, платежным поручением от 21.04.2017 № 56826 доведены до администрации.
Следовательно, апелляционным судом правомерно отмечено, что администрация как орган местного самоуправления, получивший денежные средства из федерального бюджета, обязана обеспечить использование средств по их целевому назначению.
При разрешении спора судами установлено, что за счет средств резервного фонда, выделенных администрации, между школой (заказчик) и ООО «Алан» (исполнитель) заключен муниципальный контракт от 18.09.2017 № 29/17 на выполнение аварийно-спасательных работ по ремонту подвала в здании школы. Виды выполняемых работ определены в локальном ресурсном сметном расчете, являвшимся приложением к муниципальному контракту.
В соответствии с локальным сметным расчетом, в ходе исполнения муниципального контракта, выполнены работы по внутренней отделке помещений подвала: ремонт штукатурки внутренних стен и потолков, грунтовка, известковая окраска внутри помещений, окраска поверхностей труб, прокладка воздуховодов.
Между тем, в соответствии с пунктом 6 перечня приложения № 2 Правил № 110 (в редакции от 30.09.2015) средства резервного фонда предоставляются для выполнения восстановительных работ на социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением работ, связанных с внутренней отделкой помещений).
Аналогичная норма содержится в пункте 4 приложения № 2 Правил № 110 (в редакции от 30.05.2018).
Таким образом, как правомерно указано апелляционным судом, оплата указанных работ не предусмотрена пунктом 4 приложения № 2 Правил № 110.
Правильно применив статьи 162, 266.1, 265, 268.1 БК РФ, пункт 5.15 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, пункт 7 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, суд пришел к обоснованному выводу о том, что к администрации могут быть применены бюджетные меры принуждения.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеупомянутыми правовыми нормами, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания управления казначейства, отменив решение суда первой инстанции и отказав администрации в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, на правильность вывода суда апелляционной не влияют.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену постановления апелляционного суда, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 по делу № А73-849/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи Н.В. Меркулова
И.В. Ширяев