ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3752/18 от 06.09.2018 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

12 сентября 2018 года № Ф03-3752/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: М.А. Басос

Судей: И.В. Ширяева, С.Ю. Лесненко

при участии:

от Администрации Находкинского городского округа, Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, ФИО1: представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Находкинского городского округа

на решение от 19.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018

по делу № А51-3618/2018

Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.А. Тимофеева; в апелляционном суде судьи: Е.Л. Сидорович, А.В. Пяткова, Т.А. Солохина

по заявлению Администрации Находкинского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 692904, <...>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690007, <...>)

третье лицо: ФИО1

о признании незаконным решения и предписания

Администрация Находкинского городского округа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее -антимонопольный орган) от 29.01.2018 № 201Т/04-2017.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1.

Решением суда от 19.04.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018, в удовлетворении требований отказано.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе администрации, полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.

В обоснование жалобы приведены доводы о несогласии с выводами судов о нарушении администрацией требований пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при размещении извещений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Как полагает заявитель, действия по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, не занимающимся профессиональной деятельностью, приносящей доход, не могут привести к ограничению, устранению либо ущемлению конкуренции, а также к созданию дискриминационных условий. Администрация указывает, что особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов необоснованно отнесены судами к процедуре обязательных торгов и считает, что право определять порядок подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже или аукционе на право заключения договора аренды земельных участков принадлежит уполномоченному органу.

Администрация направила в суд кассационной инстанции ходатайство, в котором на доводах, изложенных в жалобе, настаивала, просила провести судебное заседание в отсутствие ее представителя.

ФИО1 в отзыве на кассационную жалобу возражал против ее удовлетворения, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Антимонопольный орган, извещенный надлежащим образом о начале судебного процесса с его участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее,а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

Судами установлено, что администрация проинформировала население Находкинского городского округа о возможности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, указав, что граждане, заинтересованные в предоставлении вышеуказанных земельных участков, вправе подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже земельных участков или аукционе на право заключения договора аренды земельных участков в течение 30 дней со дня опубликования и размещения извещения на сайтах.

В извещениях, размещенных администрацией в газете «Находкинский рабочий», а также на официальном сайте Находкинского городского округа www.nakhodka-city.ru и на сайте www.torgi.gov.ru, администрация указала на способ подачи соответствующих заявлений - путем личного обращения при предоставлении документа, удостоверяющего личность, отразив, что заявления, поступившие иными способами, не учитываются.

На заявление, направленное 13.12.2017 ФИО1 по почте, администрация письмом от 26.12.2017 сообщила о том, что поданное намерение об участии в аукционе по заявленным земельным участкам не может быть учтено ввиду подачи заявки с нарушением установленного способа для ее подачи.

Посчитав, что положение извещений о способах подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе является нарушением требований антимонопольного законодательства, ФИО1 обратился в антимонопольный орган с жалобой, в которой просил провести расследование и обязать администрацию устранить нарушения путем внесения в извещения изменений об исключении ограничения способов подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе.

29.01.2018 антимонопольным органом принято решение № 201Т/04-2017, которым признан факт нарушения администрацией требований пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), выразившегося в установлении способа подачи заявлений, ограничивающего граждан, заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок.

Администрации выдано предписание от 29.01.2018 № 201Т/04-2017 об устранении выявленных нарушений путем внесения в извещения о предоставлении земельных участков соответствующих изменений в части определения способа подачи заявок.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что поскольку земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрен запрет на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе иным путем, кроме личного обращения, администрация в нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции ограничила возможность участия неопределенного круга лиц в аукционе, что привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом суды правомерно исходили из следующего.

Статьями 39.3, 39.6 ЗК РФ определено, что в отношении земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства, продажа или заключение договора аренды земельного участка осуществляется без проведения торгов.

Пунктом 2 статьи 39.14 ЗК РФ, предусматривающей общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлено, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган гражданами по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса.

В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении указываются: 2) информация о праве граждан в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса.

Как определено в пункте 4 статьи 39.18 ЗК РФ, граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. При этом данная норма не определяет, что заявления подаются только посредством личного присутствия заявителей.

Исходя из положений пункта 2 статьи 39.14, подпункта 1 пункта 1, подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ закрепление в качестве обязательных для уполномоченного органа, которым в данном случае является администрация, последовательных действий по опубликованию извещений о предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства и указанию в извещениях способов подачи таких заявлений, направлено на максимальное обеспечение возможности для граждан заявить о своем намерении.

Определение способа подачи заявления о желании участвовать в аукционе посредством только личного представления заявления ограничивает возможность участия в аукционе всех заинтересованных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8).

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что администрация, указав в извещениях, что заявления о намерении участвовать в аукционе могут быть поданы исключительно лично, а поступившие иными способами заявления, не учитываются, ограничила возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам.

Выводы судов являются правильными, основанными на нормах права и материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных АПК РФ, и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам.

Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального права, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, получили надлежащую правовую оценку.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018по делу № А51-3618/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья М.А. Басос

Судьи И.В. Ширяев

С.Ю. Лесненко