ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3763/2023 от 17.08.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

23 августа 2023 года № Ф03-3763/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Луговой И.М., Ширяева И.В.

при участии:

индивидуальный предприниматель ФИО1: не явился;

от управления экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципального учреждения: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение от 06.03.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023

по делу № А24-60/2023 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к управлению экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальному учреждению (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 683001, <...> этаж)

о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным решения Управления экономического развития и предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Управление), выраженного в письме от 12.10.2022 № 01-11-01/3064/22, обязании возложить на Управление обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть предложение о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов от 29.07.2021 № 13-02-02-00/14084/21.

Определением суда от 07.02.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Администрация).

Решением суда от 06.03.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебными актами, считая их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, при неполно установленных обстоятельствах, индивидуальный предприниматель ФИО3 обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.

Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалованных судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.

Как установлено судами из материалов дела, 29.07.2021 индивидуальный предприниматель ФИО3 обратился в Управление с предложением о внесении изменений или дополнений в схему размещения нестционарных торговых объектов (НТО) о возможности включения в схему нестационарного торгового объекта – павильона 96 кв.м. в районе жилого дома № 13 по улице Лизы ФИО4 в г. Петропавске-Камчатском.

04.10.2021 Управление письмом № 01-02-02-01/7444/21 сообщило предпринимателю об отказе во включении испрашиваемого места в схему размещения НТО.

01.11.2021 предприниматель повторно обратился в Управление с заявлением о возможности включения в схему размещения нестационарных торговых объектов вышеуказанного павильона.

Письмом от 20.12.2021 № 01020201/9463/21 в ответ на заявление Управление сообщило, что вопрос о согласовании проекта изменений рассмотрен на заседании Комиссии, принято решение о согласовании, начата подготовка проекта постановления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа.

Письмом от 12.10.2022 № 01-11-01/3064/22 Управление в дополнение к ответу от 04.10.2021 № 01-02-02-01/7444/21 отказало предпринимателю во включения в схему размещения нестационарных торговых объектов в связи с получением письма администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, содержащего сведения о том, что спорный объект уже расположен в границах испрашиваемого земельного участка и занят таковым самовольно.

Полагая, что данное письмо является незаконным и нарушает права и имущественные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Управления законных оснований для отказа во внесении изменений в схему размещения НТО.

Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.

При этом, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона о торговле в качестве нестационарного торгового объекта для целей настоящего Закона понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона о торговле).

На основании части 3 статьи 10 Закона о торговле схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Камчатского края нормативным правовым актом, регламентирующим размещение нестационарных объектов и включение их в схему является приказ Министерства экономического развития и торговли Камчатского края от 23.05.2014 № 290-П «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае схемы размещения нестационарных торговых объектов» (далее – Порядок № 290-П).

Пунктом 4 Порядка № 290-П определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения, муниципального района (в части разработки и утверждения схемы на межселенных территориях), определенным в соответствии с уставом муниципального образования. Схема, и вносимые в нее изменения, утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 5 Порядка № 290-П).

В пункте 11 Порядка № 290-П установлено, что проект схемы до ее утверждения подлежит согласованию:

1) с органами местного самоуправления муниципального образования, уполномоченными в области торговли, градостроительной деятельности, благоустройства, использования и распоряжения земельными ресурсами;

2) с координационным или совещательным органом в области развития малого и среднего предпринимательства, созданным при органе местного самоуправления.

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 19.05.2014 № 1136 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

Павильон заявителя не включен в данную схему.

Вместе с тем, возможность внесения изменений и дополнений в действующую схему на основании предложений заинтересованных лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предусмотрена пунктом 14, 15 Порядка № 290-П.

Так, постановлением от 13.03.2020 № 450 утвержден Порядок рассмотрения предложений о внесении изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов и Порядок работы комиссии по размещению нестационарных объектов общественного питания, торговли и бытового обслуживания на территории Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Порядок № 450).

Пунктом 4.12 Порядка № 450 предусмотрено, что основаниями для отказа в согласовании Комиссией проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в нее, является отсутствие хотя бы одного из документов (информации), указанных в подпунктах 4.10.1 – 4.10.8 настоящего Порядка, и (или) заключение органа администрации, указанного в подпунктах 4.10.2 – 4.10.5 настоящего Порядка, о несогласовании проекта схемы или проекта изменений и (или) дополнений в схему размещения.

Решение Комиссии по размещению нестационарных объектов носит рекомендательный характер. В случае принятия Комиссией решения о согласовании проекта схемы размещения или проекта изменений и (или) дополнений, вносимых в схему размещения, подготавливает проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о внесении изменений схему размещения.

Проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о внесении изменений схему размещения проходит процедуру согласования и подписания главой Петропавловск-Камчатского городского округа в порядке и сроки, установленные Правилами делопроизводства в администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и в органах администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденными распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (пункт 4.14.2 Порядка № 450).

Согласно пункту 9.12 Инструкции по ведению делопроизводства в администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и ее органах, утвержденной распоряжением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.11.2020 № 208-р, проект правового акта, подготовленный на бланке главы городского округа, администрации за подписью главы городского округа, подлежит согласованию.

В соответствии с пунктом 9.14 указанной Инструкции в случаях отказа в согласовании проекта правового акта согласующий указывает замечания по существу рассмотрения и возвращает проект правового акта исполнителю на доработку. Отказ в согласовании прерывает весь процесс согласования проекта.

Как установлено судами из материалов дела, Комиссией по результатам рассмотрения предложения предпринимателя было принято положительное решение, однако на этапе согласования проекта постановления о внесении изменений в схему размещения НТО был принят оспариваемый отказ на основании письма администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.08.2022 № 01-01-01/1496/22 о не согласовании проекта, что согласуется с вышеприведенным положениям Порядков №№ 290-П, 450 и Инструкции № 208-р.

В этой связи судами сделаны обоснованные выводы о законности отказа во внесении изменений в схему размещения НТО.

При этом, в силу части 2 статьи 10 Закона о торговле Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772.

Пунктом 2 данных Правил предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Таким образом, правом формирования схемы размещения НТО на земельных участках, находящихся в пределах территории муниципального образования, как верно указано судами, наделены именно органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий.

Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8 Правил № 772).

Из письма администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.08.2022 следует, что согласно общедоступным сведениям публичной кадастровой карты НТО предпринимателя находится на земельном участке 41:01:0010126:328, который располагается в границах планируемой масштабной застройки, что подтверждается постановлением администрации Петропавловск-Камчасткого городского округа от 26.01.2021 № 54 о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории квартала № 6, части квартала № 7 планировочного подрайона 4.2.4 Жилой район - «Солнечный» Восточного городского планировочного района и части планировочного подрайона 2.5.1 Горнолыжный комплекс «Петровская сопка» - 1 Южного городского планировочного района в ПетропавловскКамчатском городском округе», в соответствии с которым планируется строительство четырех многоквартирных домов, этажностью каждый по 5 этажей, общее количество 200 на указанном земельном участке.

В этой связи судами также правомерно указано на то, что данное обстоятельство применительно к нормам пункта 8 Правил № 772 является основанием для отказа в согласовании проекта внесения изменений в схему размещения НТО по предложению заявителя.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов, а сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286-289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.03.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу № А24-60/2023 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.И. Михайлова

Судьи И.М. Луговая

И.В. Ширяев