АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
12 сентября 2022 года № Ф03-3826/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Яшкиной Е.К.
судей Лесненко С.Ю., Падина Э.Э.
при участии:
от истца: Балуева А.В. – представитель по доверенности от 12.01.2022
от ответчика представители: Мусаткина Н.Н. по доверенности от 05.07.2022 № 93, Видов И.А. по доверенности от 05.07.2022 № 93
от МЖКХ Хабаровского края: Вербинская Т.П. – представитель по доверенности от 23.06.2022 № 1-07/9400
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Хабаровские энергетические системы»
на решение от 16.03.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022
по делу № А73-6337/2020 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску муниципального унитарного предприятия «ЖКХ-Восход» Тугуро-Чумиканского муниципального района
к акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы»
третьи лица: администрация Тугуро-Чумиканского района, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, межмуниципальное (межрайонное) общество с ограниченной ответственностью «Межрайтопливо», Осокина Наталья Валентиновна, Цой Алексей Миронович
о взыскании 63 537 203,30 руб.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие «ЖКХ-Восход» Тугуро-Чумиканского муниципального района (ОГРН 1152720001070, ИНН 2718001452; адрес: 682560, Хабаровский край, Тугуро-Чумиканский район, с. Чумикан, ул. Приморская, д. 1, далее - МУП «ЖКХ-Восход», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы» (ОГРН 1132721004096, ИНН 2721202328; адрес: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, д. 45, помещ. III (1-29), далее - АО «ХЭС», общество) о взыскании основного долга по договору купли-продажи нефтепродуктов от 01.04.2019 № 561/19 в размере 54 668 535,80 руб., 223 594 311,42 руб. неустойки за период просрочки с 11.03.2019 по 22.04.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ ХК), межмуниципальное (межрайонное) общество с ограниченной ответственностью по централизованной поставке топлива «Межрайтопливо» (далее – ООО «Межрайтопливо»).
Решением суда от 28.09.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 решение от 28.09.2020 отменено, иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 54 668 535,80 руб. задолженности и 4 058 047,07 руб. процентов на основании статьи 395 ГК РФ за период с 16.03.2019 по 22.04.2020. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.06.2021 судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела истец в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ изменил основание иска и сумму требований, просил взыскать неосновательное обогащение в размере 54 668 535,80 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 8 868 667,50 руб. за период с 28.02.2019 по 10.12.2021.
Кроме того, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Осокина Наталья Валентиновна, Цой Алексей Миронович.
По результатам нового рассмотрения решением суда от 16.03.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022, исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ответчик подал кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит их отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В жалобе заявитель указал на повторное рассмотрение судом требования, основанного на договоре № 818/18, ранее являвшегося предметом проверки в ходе рассмотрения спора по делу № А73-23329/2019. Указывает на неисследование судами обстоятельств приобретения истцом нефтепродуктов в целях оказания комплекса услуг, предусмотренного договором от 29.12.2018 № 818/18, стоимость которых входила в стоимость услуг по указанному договору. Также заявитель указал на: неверное определение начала периода начисления процентов, неустановление возможности возврата переданного имущества по договору в натуре. Кроме того, заявитель указал на необоснованную ссылку судов на ранее состоявшиеся судебные акты по другим делам, в рамках которых с истца взыскивалась переплата по субсидии за иные периоды, не имеющей отношение к спорным правоотношениям.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель ответчика, доводы кассационной жалобы поддержал, ответив на дополнительные вопросы суда, против чего возражал представитель истца. Представитель Министерства ЖКХ ХК поддержал доводы жалобы, настаивая на незаконности принятых судебных актов.
Проверив законность состоявшихся решения и апелляционного постановления, Арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами из материалов дела, обращаясь с настоящим иском в суд, истец заявил, что им по универсальным передаточным документам (УПД) от 28.02.2019 № 56 № 57, от 30.03.2019 № 154 передано, а АО «ХЭС» принято нефтепродуктов на общую сумму 54 668 535,80 руб., стоимость которых не оплачена со стороны последнего.
В ходе исследования обстоятельств спора судами выявлено следующшее.
Тугуро-Чумиканский муниципальный район является зоной децентрализованного энергоснабжения, в котором МУП «ЖКХ-Восход» до 31.12.2018 являлось единственной организацией, осуществляющей выработку и поставку тепловой и электрической энергии потребителям на территории муниципального района, владело объектами ЖКХ, принадлежащим муниципальному образованию на основании договора аренды от 24.03.2016 № 4.
В силу положений Закона Хабаровского края от 11.03.2015 № 41 «О предоставлении льгот по оплате за тепловую и электрическую энергию (мощность) для отдельных категорий потребителей» на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района установлен льготный тариф по оплате за тепловую и электрическую энергию (мощность) для отдельных категорий потребителей.
Статьей 2 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 142 «О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения» предусмотрена компенсация убытков энергоснабжающей организации в случае, если установленный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию превышает установленный тариф на электрическую энергию для населения.
На основании статьи 1 Закона Хабаровского края № 143 от 31.10.2007 (в редакции от 26.06.2019 № 426) государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения наделяются органы местного самоуправления - в частности администрация Тугуро-Чумиканского муниципального района. Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления указанным законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета (статья 5 Закона № 143).
В пункте 1 статьи 5 Закона № 41 также предусмотрено, что выпадающие доходы субъектов электроэнергетики, осуществляющих поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжающих организаций, связанные с применением льготных тарифов, подлежат компенсации за счет средств краевого бюджета.
Пунктом 3.2 постановления Правительства Хабаровского края от 03.06.2015 № 123-пр «О реализации краевого законодательства по предоставлению компенсации выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую и электрическую энергию (мощность)» установлено, что перечисление субвенции органам местного самоуправления края осуществляется Министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
Пунктом 3.4 предусмотрено, что министерство имеет право осуществлять авансовые перечисления субвенции в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на текущий финансовый год.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.03.2008 № 73-пр утвержден порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
В силу пункта 2.4.4 указанного порядка одним из условий предоставления субвенций администрациям муниципальных образований является наличие заключенных администрацией муниципального образования с получателями субсидии соглашений о предоставлении субсидии на компенсацию убытков на текущий год в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом муниципального образования.
В соответствии с постановлением администрации Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края № 132 от 18.05.2018 «Об утверждении порядка предоставления из бюджета муниципального района субсидии на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электроэнергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергосбережения» право на получение субсидии имеют организации, предоставляющие населению услуги по производству, передаче, сбыту электрической энергии.
Данная субсидия выделена за счет краевого бюджета и является опережающей, то есть рассчитанной на будущий (межнавигационный) период и направлена на закупку топлива в рамках централизованной поставки.
В силу распоряжения Губернатора Хабаровского края от 30.12.2016 № 681-р «О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края на 2017- 2019 гг.» в целях обеспечения труднодоступных районов Хабаровского края топливно-энергетическими ресурсами для бесперебойной работы предприятий и организаций, оказывающих услуги тепло и энергоснабжения, осуществляется централизованная поставка топлива в объемах исходя из среднегодового фактически реализованного за два прошедших отопительных периода объема тепловой и электрической энергии населению.
Согласно типовой схеме централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края на 2017-2019 г.гю, утвержденной распоряжением Губернатором Хабаровского края от 30.12.2016 № 681-р, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся получателями топлива в рамках централизованной поставки топлива формируют и направляют в администрацию района заявку с указанием вида, марки и объема топлива с помесячной разбивкой в объемах исходя из среднегодового фактически реализованного за два прошедших периода объема тепловой и электрической энергии. Администрация на основании заявок формирует общие для муниципальных районов края заявки, согласованные с финансовыми органами администраций муниципальных районов края, на поставку топлива по видам, маркам и количеству, с указанием источников оплаты поставок топлива и представляют на согласование в министерство ежегодно в срок до 15 декабря.
В соответствии с заключенными с получателями договорами поручения администрация заключает с ООО «Межрайтопливо» договор поручения от 01.11.2016 № 12-2017-СЗ (соц) на организацию централизованных поставок топлива получателям.
Во исполнение вышеназванных нормоположений между администрацией (главный распорядитель средств) и МУП «ЖКХ-Восход» (получатель) заключено соглашение от 18.01.2018 о предоставлении из бюджета Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в 2018 году субсидий муниципальному предприятию «ЖКХ-Восход»: связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения; на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению; на предоставление компенсации выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую и электрическую энергию.
Пунктами 2.1, 2.2 соглашения установлено, что администрация муниципального района предоставляет субсидии в 2018 году МУП «ЖКХ-Восход» на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую населению, а также на возмещение убытков, связанных с применением льготных тарифов на тепловую и электрическую энергию; размер средств субсидии, предоставляемой из бюджета, определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Хабаровского края и Тугуро-Чумиканского района.
Перечисление субсидии осуществляется по реквизитам ООО «Межрайтопливо» и направляются на возмещение затрат за централизованные поставки топлива для выработки тепловой и электрической энергии.
Также между администрацией (главный распорядитель средств), МУП «ЖКХ-Восход» (получатель субсидий) и ООО «Межрайтопливо» (получатель средств) заключено трёхстороннее соглашение от 02.04.2018 б/н о предоставлении из бюджета Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в 2018 году субсидий муниципальному предприятию «ЖКХ-Восход», аналогичное по содержанию положениям приведённого выше соглашения, отличающееся лишь наличием дополнительного раздела 4 – «Основания и порядок возврата субсидий в бюджет Тугуро-Чумиканского муниципального района».
Кроме того, между МУП «ЖКХ-Восход» и администрацией был заключен договор поручения от 27.12.2017 № 01/2018 СЗ, в соответствии с пунктом 2.1.2 которого МУП «ЖКХ-Восход» обязуется произвести оплату поставляемого топлива для выработки тепловой и электрической энергии за счет субвенций на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, а также за счет субвенций на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на электрическую энергию.
Денежные средства в виде субвенций, полученные из краевого бюджета, перечислены в адрес ООО «Межрайтопливо» согласно условиям заключенных соглашений с МУП «ЖКХ-Восход».
На основании представленных в дело коносаментов МУП «ЖКХ-Восход» в 2018 году получено 179 бочек моторного масла М10Г2ЦС, 4 бочки моторного масла CAT, 1 185 тн дизельного топлива ЕВРО (ДТ-3-К5) и 825 тн дизельного топлива ЕВРО (ДТ-Л-К5). При этом собственные денежные средства на приобретение топлива МУП «ЖКХ-Восход» не использовались.
В связи с ограниченными сроками завоза топлива (только в период навигации) субвенции на оплату топлива предоставлялись авансовыми платежами.
Согласно актам сверки между администрацией и МУП «ЖКХ-Восход» по предоставленным субвенциям из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию в 2018 году, предприятием получено субвенций в размере 176 057 400 руб.; на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на электрическую энергию в размере 9 476 185,98 руб. При этом положительное сальдо по обоим видам компенсаций на 01.01.2019 составляет 168 344 296,19 руб.
С 01.01.2019 энергоснабжающей организацией на территории Тугуро-Чумиканского района стало АО «ХЭС». По причине отсутствия к моменту начала деятельности у АО «ХЭС» персонала для обслуживания оборудования энергоснабжения, а также в связи с труднодоступностью района, между АО «ХЭС» (заказчик) и МУП «ЖКХ-Восход» (исполнитель) заключен договор от 29.12.2018 № 818/18 на предоставление услуг по организации технологического процесса работы объектов энергоснабжения, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять услуги по организации технологического процесса работы по эксплуатации объектов электрооборудования и электрических сетей заказчика, расположенных в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе, согласно приложению № 1, а заказчик обязуется оплачивать указанные услуги в порядке, установленном разделом 3 договора.
Согласно пункту 1.2 договора № 818/18 организация эксплуатации представляет собой комплекс работ, выполняемых истцом, обеспечивающих необходимый уровень надежности работы и эксплуатации оборудования и электросетей и включает в себя оказание услуг по текущему содержанию их в работоспособном техническом, противопожарном и санитарном состоянии.
В соответствии с пунктом 2.1.9 договора № 818/18 истец в процессе оказания услуги обязан обеспечить объекты топливными ресурсами: дизельное топливо - по нормативу удельного расхода топлива при производстве электрической энергии не более 403,60г. у.т. (условного топлива)/кВтч на опущенную электрическую энергию; моторное масло - по нормативу удельного расхода топлива при производстве электрической энергии не более 2,949г. н.т./кВтч (нормативного топлива) на опущенную электрическую энергию. По итогам месяца истец обязан предоставить отчёт о потребляемых ресурсах (дизельное топливо, масло моторное) с указанием оптово-отпускной цены, сформированной при централизованной поставке топлива.
По вышеуказанному договору (№ 818) ответчику переданы нефтепродукты по универсальным передаточным документам (УПД) от 28.02.2019 № 56 на сумму 18 304 916,82 руб. (дизельное топливо – 215,776 тн; моторное масло 2,561 тн), № 57 на сумму 18 506 950,77 руб. (дизельное топливо 219,09 тн; моторное масло 1,947 тн), от 30.03.2019 № 154 (дизельное топливо 209,380 тн; моторное масло 3,249 тн) на сумму 17 856 668,21 руб.
06.03.2019 АО «ХЭС» (заказчик) и МУП «ЖКХ-Восход» (исполнитель) заключили дополнительное соглашение к договору № 818/18, в соответствии пунктом 2.2 которого заказчик обязался возместить исполнителю стоимость топлива и моторного масла по цене, определенной без учета фактически полученной исполнителем субсидии на возмещение межтарифной разницы (в том числе опережающей) от администрации, направленной на централизованную поставку топлива в межнавигационный период 2018-2019 гг.
Протолковав с позиций статьи 431 ГК РФ содержание пункта 2.2 дополнительного соглашения к договору № 818/18 с учетом специфики правоотношений сторон применительно к пункту 4.2 Порядка возврата средств субсидии в бюджет муниципального района в случае неиспользования в отчетном финансовом году получателем остатков средств субсидии, утверждённого постановлением администрации Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края № 132 от 18.05.2018, пункту 5.1 Постановления Правительства Хабаровского края от 03.06.2015 № 123-пр, пункту 3.2 постановления администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района № 132 от 18.05.2018 и признавая его ничтожным, суды исходили из адресности выделяемых субсидий, притом, что опережающая субсидия, предоставленная Предприятию на 2019 год, подлежала возврату в бюджет муниципального образования в соответствии с пунктом 4.1 трёхстороннего Соглашения от 02.04.2018 б/н.
Констатировав, что стороны в обход норм права, регулирующих порядок и основания предоставления субсидий, пунктом 2.2 дополнительного соглашения к Договору № 818/18 фактически прикрыли передачу прав на субсидию, полученную Предприятием с опережением и подлежащую возврату в бюджет Тугуро-Чумиканского муниципального района, новой РСО - АО «ХЭС», признали пункт 2.2 дополнительного соглашения к договору № 818/18 ничтожной сделкой (пункт 2 статьи 168 ГК РФ) как нарушающий требования приведённых нормативно-правовых актов Хабаровского края, противоречащий существу законодательного регулирования порядка предоставления субсидий и тем самым посягающий на публичные интересы муниципального образования и Хабаровского края.
В этой связи с учетом положений пункта 4 статьи 166, пункта 2 статьи 167 ГК РФ, разъяснений, приведенных в пункте 79 постановления Пленума от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд, квалифицировав стоимость топлива, поставленного ответчику по УПД от 28.02.2019 № 56 и № 57, от 30.03.2019 № 154, на сумму 54 668 535,80 руб. и неоплаченного им в качестве неосновательного обогащения, пришел к верному выводу об обязанности ответчика возвратить неосновательно приобретенное имущество истцу, включая начисленные проценты в сумме 8 868 667,50 руб. за период пользования (с 28.02.2019 по 10.12.2021).
Правовых оснований для несогласия с выводами судов об удовлетворении иска в данном случае суд округа не находит.
Возражения ответчика, касающиеся неверного определения начала периода пользования чужими денежными средствами со ссылкой на более позднее подписание УПД, подлежат отклонению, как не имеющие значения для определения периода просрочки при установленной фактической дате передачи спорных нефтепродуктов.
Довод заявителя жалобы о необоснованной ссылке судов на ранее состоявшиеся судебные акты по другим делам, в рамках которых с истца взыскивалась переплата по субсидии за иные периоды, не имеющей отношение к спорным правоотношениям, в данном случае не влияет на вывод судов о ничтожности пункта 2.2 заключенного сторонами спора дополнительного соглашения от 06.03.2019 и обязанности ответчика возвратить истцу неосновательное обогащение за полученные нефтепродукты, а потому не может являться основанием для отмены принятых судебных актов.
Иные доводы, изложенные ответчиком в кассационной жалобе, не единожды заявленные на всех стадиях рассмотрения настоящего дела и которым дана надлежащая правовая оценка, по существу сводятся к его несогласию с установленными судами обстоятельствами и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств. Однако, исходя из положений статей 286 и 287 АПК РФ, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции и апелляционным судом.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 АПК РФ обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 4 статьи 283 АПК РФ приостановление исполнения обжалуемых по делу судебных актов подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.03.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу № А73-6337/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемых по делу судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.07.2022 № Ф03-3826/2022, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.К. Яшкина
Судьи С.Ю. Лесненко
Э.Э. Падин