ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3894/18 от 20.09.2018 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

сентября 2018 года                                                                  № Ф03-3894/2018

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой

Судей: И.А. Мильчиной, Т.Н. Никитиной

при участии:

от Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения: Тихонов А.М., представитель по доверенности от 05.02.2018 № 01-02-01-01/72/18;

от Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа: Тарасик Э.П., представитель по доверенности от 09.04.2018 № 8;

от родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Левая Авача «Аян»: представитель не явился;

от родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Род Удинкан»: представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа- муниципального учреждения

на решение от 22.05.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018

по делу №  А24-1260/2018 Арбитражного суда Камчатского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н. Довгалюк; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Пяткова, Т.А. Солохина,                            Е.Л. Сидорович;

по заявлению Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения                            (ОГРН 1064101002965, ИНН 4101105617, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 14)

кКонтрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1064101072200, ИНН 4101113537, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 22)

третьи лица:родовая община коренных малочисленных народов Севера «Левая Авача «Аян» (ОГРН 1084100001589, ИНН 4101127402, место нахождения: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский,                  ул. Кроноцкая, 12/1, 60); родовая община коренных малочисленных народов Севера «Род Удинкан» (ОГРН 1154100000328, ИНН 4101170119, место нахождения: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский,                         пр-кт 50 лет Октября, 15/5, 9)

опризнании недействительным представления

Управление делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее – управление делами, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – контрольно-счетная палата) от 16.01.2018 №2.

Определением арбитражного суда от 12.04.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены родовая община коренных малочисленных народов Севера «Левая Авача «Аян» (далее – РО «Левая Авача «Аян») и родовая община коренных малочисленных народов Севера «Род Удинкан» (далее – РО КМНС «Род Удинкан»).

Решением суда от 22.05.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018,  в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе управление делами, а также его представитель в проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края судебном заседании просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что акт от 27.07.2017 № 01-06/08/3-3.3 и отчет от 26.12.2017 контрольно-счетной палаты, составленные по результатам контрольного мероприятия, не соответствуют требованиям статьи 5 Закона Камчатского края от 31.07.2012 № 104 «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований в Камчатском крае», части 2 статьи 4, части 1 статьи 20 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 02.03.2016 № 397-нд «О Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа», не содержат выводов о нарушении правил предоставления субсидий  и необходимости их возвращения в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов  о том, что Порядком определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям – общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в 2015 году, утвержденным Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.02.2015 № 248 (далее – Порядок № 248)  и Порядком определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям – общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденным Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.12.2015 № 2921 (далее – Порядок № 2921), предоставление субсидий коренным малочисленным народам Севера (далее – КМНС) ставится в зависимость от осуществления традиционной хозяйственной деятельности на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

Контрольно-счетная палата в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании против доводов учреждения возражают, просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, в период с 26.04.2017 по 24.07.2017 в отношении управления делами проведено контрольное мероприятие по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах.

В ходе проверки установлено, что в 2015-2016 годах управлением делами предоставлены субсидии общинам КМНС на общую сумму 855 700 руб., в том числе:  540 400 руб. - РО КМНС «Род Удинкан» (2015 год) и  315 300 руб. - РО «Левая Авача «Аян» (2016 год).

Контрольно-счетной палатой установлено, что при регистрации указанных общин КМНС в г. Петропавловске - Камчатском фактическую деятельность они осуществляли за пределами городского округа, в связи с чем выплата им субсидии из бюджета городского округа является нарушением пункта 1.2 Порядка № 248 и пункта 1.2 Порядка № 2921, устанавливающих одним из обязательных условий предоставления субсидий - осуществление деятельности на территории городского округа.

Результаты проверки отражены в акте от 27.07.2017 № 01-06/08/3-3.3.

Установленные в ходе проверки обстоятельства также отражены в отчете аудитора контрольно-счетной палаты от 26.12.2017 о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах.

16.01.2018 контрольно-счетной палатой выдано представление № 2, в соответствии с которым управлению делами предложено: принять меры по устранению причин и условий, повлекших выявленные нарушения, и меры по недопущению их в будущем; принять меры по возврату в бюджет городского округа средств, выделенных общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в нарушение условий и порядка предоставления субсидий; в срок до 01.06.2018 уведомить счетную палату о принятии по настоящему представлению мер и решений по его реализации.

Управление делами, не согласившись с указанным представлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных учреждением требований, суды правомерно руководствовались следующим.

В соответствии с пунктом  2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1.2 Порядка № 248 и пункту 1.2 Порядка № 2921 субсидии предоставляются некоммерческим организациям - общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью, проживающим и зарегистрированным на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленным законодательством Российской Федерации, деятельность которых осуществляется на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

В силу пункта 2.3.1 Порядка № 248 и пункта 2.3.1 Порядка № 2921, одним из условий предоставления субсидии является соответствие получателя субсидии  требованиям, установленным пунктом 1.2 указанных Порядков.

К заявлению на предоставление субсидии прилагаются, в том числе  копии документов, подтверждающих право пользования территориями (акваториями) (договор аренды или документ, подтверждающий право собственности на земельный участок, лицензия на пользование объектами животного мира, договор пользования рыбопромысловым участком, иные документы, подтверждающие подобные права), на которых предполагается осуществление традиционной хозяйственной деятельности с использованием оборудования и инвентаря, планируемого к приобретению за счет средств субсидии, или документов, подтверждающих право добычи членами общины природных ресурсов, которое предполагается реализовать с использованием оборудования и инвентаря, планируемого к приобретению за счет средств субсидии, в целях осуществления традиционной хозяйственной деятельности (пункт 3.2.9 Порядка № 248 и пункт 3.2.9 Порядка № 2921).

Как установлено судами, согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц РО «Левая Авача «Аян» и РО КМНС «Род Удинкан»  зарегистрированы в качестве юридических лиц и имеют место нахождения в городе Петропавловске-Камчатском.

Между администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа (распорядитель бюджетных средств) и РО КМНС «Род Удинкан» (получатель субсидии) заключено соглашение от 24.07.2015 № 20 о предоставлении субсидии некоммерческой организации – общине коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.

Из приложения № 1 к вышеуказанному соглашению «Подробный перечень имущества, приобретение которого осуществляется с использованием средств субсидии» следует, что субсидия, предоставленная  РО КМНС «Род Удинкан» в размере 540 400 руб., предназначалась и была использована на приобретение промыслового оборудования, необходимого для добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а именно: машины холодильной моноблочной MB 211 SF; холодильника LIEBHERR SBSES; сети рыболовной 50x9 м; костюма рыбацкого водонепроницаемого утепленного «Горка».

Между тем согласно договору о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от 01.07.2009 № 073/2009-к и разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 16.04.2015                                   № 412015070766 промысел водных биологических ресурсов осуществлялся РО КМНС «Род Удинкан» на рыбопромысловом участке № 726, расположенном в Камчатско-Курильской подзоне, река Большая, лиман Микояновский, то есть за пределами Петропавловск-Камчатского городского округа. При этом доказательств того, что РО КМНС «Род Удинкан» осуществляла иную традиционную хозяйственную деятельность на территории Петропавловск-Камчатского городского округа не представлено.

10.08.2016 между администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа (распорядитель бюджетных средств) и РО «Левая Авача «Аян» (получатель субсидии) заключено соглашение №25 о предоставлении субсидии некоммерческой организации – общине коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.

Из приложения № 1 к вышеуказанному соглашению «Подробный перечень имущества, приобретение которого осуществляется с использованием средств субсидии» следует, что субсидия, предоставленная  РО «Левая Авача «Аян»  в размере 315 323 руб., предназначалась и была использована на приобретение снегохода TAYGA или эквивалент.

Согласно договору аренды лесного участка от 19.05.2009 № 27-А, заключенному между Агентством лесного хозяйства Камчатского края (арендодатель) и РО «Левая Авача «Аян» (арендатор), арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование сроком на 49 лет лесной участок площадью 0,7 га для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных средств, местоположение Камчатский край, Елизовский район, Елизовское лесничество квартал 167, выдел 15 Корякского участкового лесничества (то есть за пределами Петропавловск-Камчатского городского округа).

Судами установлено и заявителем кассационной жалобы не опровергнуто, что община осуществляет традиционную хозяйственную деятельность на территории арендованного лесного участка. Доказательств того, что РО «Левая Авача «Аян»  осуществляла иную традиционную хозяйственную деятельность на территории Петропавловск-Камчатского городского округа не представлено.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что контрольно-счетная палата, установив  к ходе контрольных мероприятий факт несоответствия   РО КМНС «Род Удинкан» и РО «Левая Авача «Аян» условиям, предусмотренным для получателей субсидий  пунктом 1.2 Порядка № 248 и пунктом 1.2 Порядка № 2921 (поскольку они не осуществляли традиционную хозяйственною деятельности на территории Петропавловск-Камчатского городского округа), правомерно в пределах предоставленных ей полномочий вынесла оспариваемое  представление.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии учреждения с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.05.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 по делу №  А24-1260/2018 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       Е.П. Филимонова                        

Судьи                                                                                И.А. Мильчина              

                                                                                     Т.Н. Никитина