АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
21 февраля 2018 года № Ф03-391/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: А.Н. Барбатова
Судей: Е.Н. Захаренко, И.А. Тарасова
при участии:
от акционерного общества «Главное управление жилищно- коммунального хозяйства»: ФИО1, представитель по доверенности от 01.11.2017 № 2744
от Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района: ФИО2, представитель по доверенности от 12.02.2018 № 256
от Министерства финансов Хабаровского края: ФИО3, представитель по доверенности от 30.08.2016 № 19-14-400
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района
на решение от 25.09.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017
по делу № А73-9998/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.В. Лазарева, в апелляционном суде судьи: Е.И. Сапрыкина, Е.В. Вертопрахова, Е.А. Швец
по иску акционерного общества «Главное управление жилищно- коммунального хозяйства» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 105005, <...>, этаж 1, офис 1)
кКомитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680510, <...>)
третьи лица:Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края
о взыскании убытков в сумме 14 612 528 руб. 25 коп.
Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - АО «ГУ ЖКХ», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к комитету по жизнеобеспечению населения администрации Хабаровского муниципального района (далее – Комитет) о взыскании 14 612 528 руб.25 коп. убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за период с января по апрель 2017 года ( с учетом изменения размера искового требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением от 14.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство ЖКХ Хабаровского края), министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда от 25.09.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017, иск удовлетворен в полном объеме.
Комитет, не соглашаясь с решением и постановлением, в кассационной жалобе просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. Ссылаясь на то, что судами не исследован вопрос о достаточности субвенций, перечисленных министерством ЖКХ Хабаровского края на возмещение убытков от снижения тарифов на тепловую энергию на 2017 год, и не установлена вина комитета в причинении истцу убытков, заявитель считает судебные акты необоснованными.
Министерство финансов Хабаровского края в отзыве на кассационную жалобу указало на несоответствие материалам дела довода ответчика о недостаточности финансирования при выделении комитету субвенций из краевого бюджета. При этом считает объем оказанных истцом услуг не подтвержденным.
АО «ГУ ЖКХ» в возражении на кассационную жалобу выразило несогласие с приведенными в ней доводами и просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Комитета, АО «ГУ ЖКХ» и Министерства финансов Хабаровского края поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав по ним пояснения соответственно.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения от 25.09.2017, постановления от 20.11.2017, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО «ГУ ЖКХ» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.11.2016 № 2365-р и государственного контракта № 7-ТХ от 30.12.2016 на оказание услуг по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций с 01.01.2017 оказывает услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, в том числе населению на территории Хабаровского муниципального района.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2015 № 40/2 для потребителей общества установлены тарифы на тепловую энергию на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 4 417,05 руб./Гкал без учета НДС.
Постановлением губернатора Хабаровского края № 100 от 01.10.2016 установлен предельный максимальный тариф для населения на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 2 286,74 руб./Гкал без учета НДС.
Между АО «ГУ ЖКХ» (ресурсоснабжающая организация) и Комитетом 30.12.2016 заключен договор, по которому Комитет возмещает ресурсоснабжающей организации убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф для населения на текущий год, в пределах средств, поступающих на эти цели из краевого бюджета, путем перечисления денежных средств на текущий расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 1.2 расчет возмещения убытков ресурсоснабжающей организации от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края № 35-пр от 01.02.2008.
Ресурсоснабжающая организация ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет Комитету сведения (по поселениям) о количестве тепловой энергии, отпущенной населению, согласно приложению № 1 и ежеквартальные, годовые отчеты по форме № 22-ЖКХ (сводная) до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (пункты 2.1.2, 2.1.4).
АО «ГУ ЖКХ» в период с января по апрель 2017 года осуществляло отпуск тепловой энергии населению на территории Хабаровского муниципального района, отчеты о потреблении которой направило в адрес Комитета.
Указывая на то, что расходы общества от применения в рассматриваемый период регулируемых тарифов на тепловую энергию в размере 49 417 977 руб. 48 коп. Комитетом не возмещены, АО «ГУ ЖКХ» направило 25.05.2017 ответчику претензию с требованием об их уплате, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ресурсоснабжающей организации в арбитражный суд с настоящим иском.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения» (далее – Закон № 222).
Согласно статьям 2, 3 данного Закона возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Возмещение таких убытков является расходным обязательство Хабаровского края и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду (пункт 1 статьи 4 Закона № 222).
Обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в законе Хабаровского края от 31.10.2007 № 150.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 указанного Порядка органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка, представляется в министерство жилищно- коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков. Перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
При рассмотрении дела судами на основании оценки в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ исследованных доказательств, в том числе об объемах тепловой энергии, отпущенной населению, установлен факт наличия у истца убытков, возникших вследствие применения в расчетах за поставленные в январе-марте 2017 года энергоресурсы тарифов на уровне ниже экономически обоснованных, в условиях, когда до Хабаровского муниципального района для реализации переданных ему государственных полномочий было доведено финансирование из краевого бюджета в соответствии с запланированным размером субвенций на 2017 год и посредством дополнительных ассигнований, доказательств недостаточности которых для возмещения убытков истцу ответчиком не представлено.
Ссылка ответчика на отсутствие субвенций в необходимом размере и вины комитета в данном случае опровергается материалами дела и установленными при разрешении спора обстоятельствами.
Исходя из документально подтвержденного факта неисполнения Комитетом обязанности по возмещению обществу в полном объеме убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, судами сделан обоснованный вывод о наличии оснований для взыскания их с ответчика в сумме 14 612 528 руб. 25 коп. с учетом корректировки Комитетом объемов тепловой энергии, отпущенной населению, и произведенных им платежей.
При изложенных обстоятельствах судебные акты об удовлетворении требования истца соответствуют имеющимся в деле доказательствам и приняты с правильным применением норм материального и с соблюдением норм процессуального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций и обоснованно не признаны основаниями для отказа обществу в удовлетворении иска.
С учетом изложенного решение и постановление отмене, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.09.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017 по делу № А73-9998/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Н. Барбатов
Судьи Е.Н. Захаренко
И.А. Тарасов