ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-3945/2022 от 24.08.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

31 августа 2022 года № Ф03-3945/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Серги Д.Г.,

судей Дроздовой В.Г., Мельниковой Н.Ю.,

при участии:

от ООО «Руст»: не явились;

от МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре»: ФИО1 – представитель по доверенности от 30.12.2021 №04-09/3098;

рассмотрев в судебном онлайн-заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Руст»

на решение от 15.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022

по делу № А73-16784/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску общества с ограниченной ответственностью «Руст» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681008, <...>)

к муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 681000, <...>)

о взыскании 5 618 925,78 руб.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Руст» (далее – истец, общество, ООО «Руст») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре» (далее – ответчик, учреждение, МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре») о взыскании 5 618 925,78 руб., составляющих фактические расходы подрядчика по выполнению работ по муниципальному контракту № 4т от 20.04.2020.

Решением суда от 15.02.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.

ООО «Руст», не согласившись с вышеуказанными решением и апелляционным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что предъявленные требования по своей правовой природе являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Фактически судом не учтено, что без оплаты осталась стоимость установленного в ходе исполнения договора подряда (муниципального контракта) оборудования (канализационные насосы с кабелем).

В судебном заседании представитель МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре» относительно отмены судебных актов возражал по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.

ООО «Руст» извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети «Интернет», своего представителя для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.

Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и апелляционного постановления, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, МКУ «УКС города Комсомольска-на-Амуре» (заказчик) и ООО «Руст» (подрядчик) по результатам электронного аукциона, проведенного в порядке Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) заключен муниципальный контракт от 20.04.2020 №4т (контракт).

По условиям пункта 1.3 контракта подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по демонтажу моста через ручей Теплый Ключ, устройству железобетонной трубы, подпорной стенки, сети ливневой канализации, канализационной насосной станции, наружного электроосвещения, переустройству сетей электроснабжения для объекта капитального строительства «Комсомольское шоссе. Реконструкция» 2 этап от ул. Степной до ул. Совхозной, в соответствии со сметой контракта (Приложение №1 к настоящему контракту, графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение №2 к настоящему контракту), проектной документацией (Шифр 1т-ПИР-17), разработанной ООО «АСДМ», утвержденной Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 13.07.2018 №1625-па «Об утверждении проектной документации (далее – проектная документация), являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта (работа).

Согласно пункту 3.1 контракта (в редакции дополнительного соглашения №6 от 05.08.2021) цена контракта определяется на основании сметы и составляет 114 484 046,40 руб., включая НДС 20%.

Цена контракта включает в себя стоимость выполнения работ, прибыль подрядчика, все затраты и издержки подрядчика, в том числе затраты на транспортировку рабочих, стоимость используемых материалов, оборудования, их доставку и разгрузку, и иные расходы подрядчика, связанные с исполнением обязательств по настоящему контракту, а так же налоги, сборы и другие обязательные платежи, взимаемые с подрядчика в связи с исполнением контракта (пункт 3.8 контракта).

Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом (пункт 3.15).

Оплата выполненных работ осуществляется поэтапно (за отчетный месяц, исходя из объема выполненных работ и цены контракта (пункт 3.5 контракта).

Расчет муниципального заказчика с подрядчиком производится ежемесячно за фактически выполненные за отчетный месяц работы, в соответствии со сметой (Приложение №1 к контракту) в сроки и размерах, предусмотренных графиком оплаты выполненных работ (Приложение №3 к контракту) в течение 30 дней с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и предоставлении подрядчиком счета-фактуры, при условии, что работы выполнены надлежащим образом (пункт 3.6).

Во исполнение принятых на себя обязательств истец выполнил и передал ответчику работы по контракту, а ответчик принял и оплатил выполненные работы по подписанным сторонами без возражений актам формы КС-2 на общую сумму 112 202 547,27 руб., что подтверждается актом сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2020 по 27.10.2021.

Претензией от 28.09.2021 истец потребовал от ответчика оплатить скорректированную стоимость затрат на реконструкцию объекта, работ и оборудования.

Ответчик претензию оставил без удовлетворения, указав, что цена контракта является твердой, оплата работ по фактическим затратам контрактом не предусмотрена.

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Судами верно квалифицированы правоотношения сторон как регулируемые положениями главы 37 ГК РФ, Закона о контрактной системе, а также общими положениями об обязательствах.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).

Из пункта 1 статьи 743 ГК РФ следует, что объем и содержание работ определяются в технической документации.

В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой (пункты 1, 4 статьи 709 ГК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 данного закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. При этом данной статьей установлены основания, при наличии которых закон допускает такое изменение.

Изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта (подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 6 статьи 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

Подрядчик в силу пункта 1 статьи 743 ГК РФ обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

На основании пункта 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

В пунктах 1, 2 статьи 744 ГК РФ установлено право заказчика вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор) указано на необходимость учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает необходимость применения норм статьи 743 ГК РФ наряду с положениями Федерального закона № 44-ФЗ.

По смыслу вышеприведенных норм в случае, если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит пункту 4 статьи 1 ГК РФ.

Согласно пункту 20 Обзора по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления. Исключение из правила пункта 20 Обзора составляют отдельные случаи, которые прямо поименованы в статье 95 Закона о контрактной системе как допускающие изменение контракта, а также сформулированные в судебной практике, в частности в пунктах 21 - 23 Обзора.

Соответственно, при рассмотрении спора о взыскании стоимости дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, подлежат установлению обстоятельства согласования дополнительного объема, видов и стоимости работ с заказчиком, а также обстоятельства объективной необходимости выполнения спорных работ.

Как следует из искового заявления, общество, со ссылкой на положения статей 309, 310, 702, 709, 711, 753 ГК РФ, статей 34, 95 Закона о контрактной системе, а также неисполнение ответчиком обязательств по оплате дополнительных работ (т.1, л.д. 7), просит взыскать 5 618 925,78 руб.

При этом возникновение дополнительных работ мотивирует это увеличением цен на строительные ресурсы по пунктам 69 и 72 контракта, что по своей природе не является дополнительными работами исходя из положения части 3 статьи 743 ГК РФ, которая относит дополнительные работы к категории не учтенных в технической документации.

Как верно отмечено судами, пунктом 3.15 муниципального контракта от 20.04.2020 № 4 установлено, что цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом.

Дополнительным соглашением № 6 от 05.08.2021 стороны внесли изменение в контракт в части уменьшения цены контракта, между тем каких-либо иных соглашений, изменяющих положения муниципального контракта в части цены, сторонами не подписывалось.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание, что цена контракта включает в себя стоимость выполнения работ, все затраты и издержки подрядчика, в том числе стоимость используемых материалов, оборудования, суды пришли к правомерному выводу о том, что у подрядчика не возникло право требовать дополнительной оплаты по муниципальному контракту, поэтому обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.

Кроме того, судами верно учтено, что фактически объем работ по установке оборудования, составляющий предмет иска предмет иска, уже принят заказчиком на основании подписанных сторонами двухсторонних актов КС-2№37 от 09.08.2021, №43 от 11.10.2021 и оплачен в полном объеме.

Доводы кассатора о том, что спорные требования заявлены на основании положений статьи 1102 ГК РФ о неосновательном обогащении, противоречит тексту искового заявления, а также материалам дела. Кроме того, требования, заявленные на основании 1102 ГК РФ, имеют место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований.

Иных доводов, способных повлиять на результат рассмотрения спора, не приведено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено.

С учетом вышеизложенного, решение и апелляционное постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу № А73-16784/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Д.Г. Серга

Судьи В.Г. Дроздова

Н.Ю. Мельникова