АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
27 февраля 2024 года № Ф03-398/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при участии:
от акционерного общества «Совхоз «Тепличный»: ФИО1, представитель по доверенности от 01.01.2024 № 02;
от Контрольно-счетной палаты Сахалинской области: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Совхоз «Тепличный»
на решение от 08.09.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023
по делу № А59-1227/2023 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества «Совхоз «Тепличный» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: просп. Мира, д. 1/2, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693012)
к Контрольно-счетной палате Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: просп. Коммунистический, д. 39, оф. 110, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, 693020)
о признании недействительным предписания
установил: акционерное общество «Совхоз «Тепличный» (далее – заявитель, общество, АО «Совхоз «Тепличный») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Сахалинской области (далее – палата, контрольный орган, КСП) от 26.01.2023 № 02-06/88.
Решением суда от 08.09.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы об отсутствии у контрольного органа полномочий по проведению проверки финансово-хозяйственной деятельности общества; по соблюдению обществом условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет. Утверждает, что общество не является организацией, использующей имущество, находящееся в государственной собственности Сахалинской области; имущество общества является обособленным и находится в его собственности на основании распоряжения министерства имущества и земельных отношений от 29.12.2012 № 2279-р и оплаты акций; общество не получает доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Сахалинской области. Обращает внимание, что контроль финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляет ревизионная комиссия; заявитель как получатель субсидии представляет главному распорядителю бюджетных средств всю необходимую отчетность.
КСП в отзыве на кассационную жалобу против доводов общества возражает, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем веб-конференции, представитель общества поддержал свою позицию, дав суду соответствующие пояснения.
Контрольный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в суд не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, а также отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Сахалинской областной Думы от 22.12.2022 № 1/11/198-8 палате предложено включить в план работы на 2023 год проверку использования средств областного бюджета, направленных, в том числе, на реализацию государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и других государственных программ, в части средств, направленных АО «Совхоз «Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет Сахалинской области за 2020-2022 годы и истекший период 2023 года».
Распоряжением от 26.12.2022 № 01-13/9 палатой утвержден план работы на 2023 год, согласно которому распоряжениями от 09.01.2023 № 01-02/2, от 17.03.2023 № 01-02/12 и от 27.04.2023 № 01-02/23 в отношении АО «Совхоз «Тепличный» проведена проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и других государственных программ в части средств, направленных обществу, включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет за 2020-2022 годы и истекший период 2023 года».
Письмом от 27.12.2022 № 02-06/1316 контрольный орган уведомил общество о том, что в соответствии с пунктом 8 плана работы на 2023 год с 10.01.2023 по 31.03.2023 будет проводиться контрольное мероприятие, в связи с чем проверяемому лицу необходимо предоставить информацию за 2020-2022 годы согласно прилагаемому перечню не позднее 11.01.2023.
В ответ на уведомление общество в адрес палаты направило письмо от 29.12.2022 № 958 в котором со ссылкой на положения постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) указало, что контрольные мероприятия в отношении АО «Совхоз «Тепличный» в 2023 году не могут быть включены в план контрольных мероприятий в силу закона, а также выразило несогласие с проведением проверки со ссылкой на положения Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ), Закона Сахалинской области от 30.06.2011 № 60-ЗО «О контрольно-счетной палате Сахалинской области» (далее – Закон о контрольно-счетной палате Сахалинской области), Приказа КСП Сахалинской области от 28.03.2012 № 1, Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», отметив, что вмешательство в хозяйственную деятельность общества со стороны государственных органов не допускается, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется ревизионной комиссией, результаты оформляются отчетом (заключением). К тому же общество как получатель субсидий представляет главному распорядителю бюджетных средств всю необходимую отчетность об использовании субсидий и достижении результатов предоставления субсидий.
Письмом от 09.01.2023 № 07 обществом направлены в палату дополнения с указанием на необходимость исключения из плана проверок пункта 8 со ссылкой на положения Постановления Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516 «О внесении изменений в постановление Правительства от 10.03.2022 № 336», согласно которому мораторий на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий продлен на 2023 год, в том числе, в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц.
10.01.2023 контрольным органом в адрес общества направлено уведомление № 02-06/15 о проведении контрольного мероприятия в период с 17.01.2023 по 17.03.2023, с просьбой обеспечить необходимые условия для работы должностных лиц контрольного органа и подготовить необходимые документы в соответствии с запросом от 27.12.2022 № 02-06/1316, содержащее нормативное обоснование в части основания неприменения в отношении осуществления государственного финансового контроля ограничений на проведение плановых и внеплановых контрольных мероприятий в 2022-2023 годах; полномочия КСП в части проведения финансового контроля; правовое основание для проведения проверки в отношении общества как объекта государственного финансового контроля.
Письмом от 12.01.2023 № 35 общество выразило несогласие с обоснованием проведения контрольных мероприятий, указав при этом на отсутствие законных оснований для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет за 2020-2022 и истекший период 2023 года.
В связи с неисполнением обществом требования о предоставлении информации, оформленного письмом от 27.12.2022 № 02-06/1316, в адрес общества палатой направлено письмо от 17.01.2023 № 02-06/47 с просьбой о предоставлении информации и документов за период 2020-2022 годы с перечнем необходимых документов и по содержанию аналогичен сведениям, истребованным в письме от 27.12.2022 № 02-06/1316.
Письмом от 17.01.2023 № 02-06/49 в связи с непредоставлением документов и информации, необходимых для проведения контрольного мероприятия, контрольный орган просил обеспечить представление сведений о лице, осуществляющим руководство, или на которое возложены соответствующие обязанности в период с 16.01.2023, с приложением надлежаще заверенных копий распорядительных документов в случае передачи полномочий.
18.01.2023 в ответ на обращение общества от 12.01.2023 № 35 палатой в адрес общества направлены дополнительные разъяснения в части нормативного обоснования проведения финансового контроля со ссылкой на положения Федерального закона № 248-ФЗ, Федерального закона № 294-ФЗ, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и полномочий КСП по проверке отдельных вопросов.
В ответ на запрос палаты общество письмом от 18.01.2023 № 47 сообщило данные о руководителе и лице, уполномоченном предоставлять необходимые для проверки документы по использованию средств областного бюджета отметив, что запросы о предоставлении иных документов и информации, в том числе отражающих финансово-хозяйственную деятельность общества и не относящихся к проверке использования бюджетных средств (субсидий), не подлежат удовлетворению, как выходящие за пределы полномочий должностных лиц палаты.
По результатам контрольного мероприятия в отношении АО «Совхоз «Тепличный» палатой 18.01.2023 составлен акт.
26.01.2023 палатой вынесено предписание № 02-06/88 по фактам создания препятствий для проведения контрольного мероприятия, которым установлено, что должностным лицом АО «Совхоз «Тепличный» – генеральным директором ФИО2 созданы препятствия для проведения контрольного мероприятия при осуществлении инспекторами и иными сотрудниками аппарата Контрольно-счетной палаты Сахалинской области возложенных на них должностных полномочий, выразившиеся в непредставлении в установленном порядке информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольного мероприятия, с предупреждением о том, что действия общества являются нарушением статей 16, 18 Закона о контрольно-счетной палате Сахалинской области и влекут за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обществу предписано незамедлительно устранить препятствия для проведения контрольного мероприятия, а также принять меры в отношении должностных лиц, не исполняющих законные требования контрольно-счетной палаты Сахалинской области. Срок исполнения предписания установлен 10.02.2023.
Полагая, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 265, 266.1, 268.1 БК РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральным законом № 6-ФЗ, Законом о контрольно-счетной палате Сахалинской области, государственной программой Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 127, Законами Сахалинской области от 19.12.2019 № 124-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», от 23.12.2020 № 94-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов», от 22.12.2021 № 107-ЗО «Об областном бюджете на 2023 и 2024 годов» от 26.12.2022 № 115-ЗО «Об областном бюджете на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов», суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что общество, являясь сельскохозяйственным предприятием, созданным на территории Сахалинской области и участвующим в государственной программе Сахалинской области, пользуясь денежными средствами, выделяемыми ему в связи с указанной государственной программой в виде субсидий, должно рассчитывать на соответствующий контроль со стороны органов бюджетного контроля, так как получает бюджетные средства на развитие своей деятельности. При этом суды пришли к выводу, что действия по проведению проверки осуществлены в пределах предоставленных контрольно-счетной палате полномочий, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соглашаясь с выводами судов, кассационная инстанция считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрольно-счетной палате Сахалинской области контрольно-счетная палата Сахалинской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Сахалинской области, образуется Сахалинской областной Думой и ей подотчетна.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о контрольно-счетной палате Сахалинской области контрольно-счетная палата осуществляет полномочия в том числе: контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Сахалинской области, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Сахалинской области; по контролю за исполнением областного бюджета Сахалинской области; контролю за ходом и итогами реализации программ и планов развития Сахалинской области.
Как указано в абзаце 7 части 1 статьи 266.1 БК РФ объектами муниципального финансового контроля являются хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах, каковым и является общество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.
Согласно пункту 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом.
Согласно пункту 1 статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета; контроль достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом о счетной палате и Федеральным законом № 6-ФЗ.
В силу пункта 1 части 4 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся неналоговые доходы, в том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
При этом согласно абзацу 6 статьи 42 БК РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся в том числе доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что выплата или не выплата акционерным обществом дивидендов по акциям, находящимся в муниципальной собственности, влияет на доходную часть бюджета муниципального образования.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении, в том числе организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Согласно пункту 3 статьи 270.2 БК РФ предписание – документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Предписание направляется контрольно-счетным органом в проверяемые организации и их должностным лицам в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений контрольно-счетных органов, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий (статья 27 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», часть 4 статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что единственным акционером АО «Совхоз «Тепличный» является Сахалинская область как публично-правовое образование (субъект Российской Федерации), в лице министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
Законами Сахалинской области от 19.12.2019 № 124-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», от 23.12.2020 № 94-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов», от 22.12.2021 № 107-ЗО «Об областном бюджете на 2023 и 2024 годов», от 26.12.2022 № 115-ЗО «Об областном бюджете на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены прогнозы в каждом финансовом году поступления доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендом по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, главным администратором которых являлось министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
Вопреки доводам кассационной жалобы общество, как хозяйственное общество с участием публично-правового образования в его уставном капитале, в силу статьи 266.1 БК РФ является объектом государственного финансового контроля, а КСП как орган внешнего государственного финансового контроля наделена полномочиями по контролю за исполнением областного бюджета, в том числе его доходной части.
Судами справедливо заключено, что оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей, предусмотренных Программой проведения контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» и других государственных программ, в части средств, направленных АО «Совхоз «Тепличный», включая проверку финансово-хозяйственной деятельности и соблюдение условий исчисления и уплаты дивидендов в областной бюджет за 2020-2022 годы и истекший период 2023 года», невозможна без проведения проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, круг которых определен программой контрольного мероприятия.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суды сделали верный вывод о том, что проведение проверки назначено в рамках законодательно предоставленных КСП полномочий, на основании плана работы контрольно-счетной палаты и оформлено распоряжением с приложением программы; о начале проверки общество уведомлено надлежащим образом, знало о проведении проверки, ее сроке, в связи с чем оспариваемое обществом предписание не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую суды двух инстанций дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.09.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 по делу № А59-1227/2023 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Совхоз «Тепличный» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 12.01.2024 № 139.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Черняк
Судьи Н.В. Меркулова
А.И. Михайлова