АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
04 октября 2022 года № Ф03-4061/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Михайловой А.И., Черняк Л.М.
при участии:
от муниципального бюджетного учреждения культуры «Тигильский районный центр досуга»: представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю: представитель не явился;
от администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры «Тигильский районный центр досуга»
на решение от 25.04.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022
по делу № А24-1053/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению муниципального бюджетного учреждения культуры «Тигильский районный центр досуга» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 688600, <...>)
к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683003, <...>)
третье лицо: администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 688600, <...>)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тигильский районный центр досуга» (далее - МБУК «ТРЦД», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - УФК по Камчатскому краю, управление) от 07.12.2021 № 38-25-07/12-40.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее - администрация).
Решением суда от 25.04.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Заявитель кассационной жалобы полагает, что им не нарушены положения абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) и Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 29.04.2019 № 30832000-1-2019-004 (далее – Соглашение № 30832000-1-2019-004), поскольку резиновый бордюр является базовой комплектацией спортивного резинового покрытия согласно требованиям ГОСТ Р 58726-2019. По мнению учреждения, приобретение резинового бордюра в составе спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок полностью соответствует государственной программе, утвержденной приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 № 101.
УФК по Камчатскому краю в отзыве на кассационную жалобу против доводов учреждения возражает, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения как законные и обоснованные, жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами по материалам дела установлено, что на основании приказа от 13.04.2021 № 149 «О назначении плановой выездной проверки муниципального бюджетного учреждения культуры «Тигильский районный центр досуга», в соответствии с пунктом 16 Плана контрольных мероприятий УФК по Камчатскому краю в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, в период с 15.04.2021 по 29.04.2021 в отношении МБУК «ТРЦД» проведена выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спора» за проверяемый период 2019-2020 годы.
В ходе проверки управлением выявлены нарушения, зафиксированные в акте выездной проверки от 29.04.2021, а именно: в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, пунктов 2.1, 4.3.1 Соглашения № 3 о предоставлении субсидии на иные цели МБУК «ТРЦД» (далее – Соглашение № 3) учреждением приобретен резиновый бордюр, который не предусмотрен Перечнем спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 № 101, а также оплачены услуги по его доставке на общую сумму 400 000 руб., что привело к нецелевому расходованию средств федерального бюджета в сумме 392 040 руб. (400 000 руб. – 4 000 руб. (средства местного бюджета) – 3 960 руб. (средства бюджета Камчатского края)).
По результатам контрольного мероприятия учреждению выдано представление от 21.06.2021 № 38-25-07/12-20 по принятию мер по устранению причин и условий нарушений в срок до 01.12.2021.
В установленный в указанном представлении срок нарушения учреждением не устранены.
Предписанием УФК по Камчатскому краю от 07.12.2021 № 38-25-07/12-40 на учреждение возложена обязанность возместить в доход федерального бюджета средства субсидии, израсходованные на цели не в соответствии с целями ее предоставления в общей сумме 392 040 руб.
Учреждение, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 (действующим в спорный период) утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», в Приложении № 32 установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование Государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее – Правила предоставления и распределения субсидий).
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления и распределения субсидий приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 № 101 утвержден Перечень спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – Перечень спортивно-технологического оборудования).
Постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 552-П «О государственной программе Камчатского края «Развитие физической культуры и спорта в Камчатском крае» утверждена подпрограмма «Развитие физической культуры и массового спорта» (далее - Подпрограмма).
В целях реализации Подпрограммы между Министерством спорта Камчатского края и администрацией заключено Соглашение № 30832000-1-2019-004.
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результата (ов) регионального проекта по муниципалитету согласно приложению № 1 и приложению № 2 к настоящему Соглашению, являющимися его неотъемлемыми частями, утвержденными Протоколом заседания Совета по организации проектной деятельности при Губернаторе Камчатского края от 11.12.2018 № 4.
Пунктом 2.1 Соглашения предусмотрено, что общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Тигильского мунициального района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата (ов) регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году 3 060 912, 15 руб..
Общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Камчатского края бюджету Тигильского муниципального района в соответствии с Соглашением, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в том числе направленных на достижение результата(ов) регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 99,00%, составляет в 2019 году не более 3 030 303, 03 руб. (пункт 2.2 Соглашения)
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципалитета, утвержденной «Решением о бюджете Тигильского муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» от 13.12.2018 № 94-нн, на предоставление субсидии учреждению выделено в общей сумме 3 030 303,03 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 3 000 000 руб., за счет средств бюджета Камчатского края 30 303, 03 руб. и за счет средств Тигильского муниципального района 30 609, 12 руб.
07.03.2019 между Управлением культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (учредитель) и МБУК «ТРЦД» (учреждение) заключено Соглашение № 3, предметом которого является предоставление учреждению из бюджета муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в 2019 году субсидии на реализацию мероприятия «Развитие массовой физической культуры и спорта», предусмотренного муниципальной программой «Развитие физической культуры и спорта в Тигильском муниципальном районе» - оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.
Согласно пункту 2.1 Соглашения № 3 субсидия предоставляется учреждению для достижения цели(ей) указанной(ых) в пункте 1.1 Соглашения приложении № 1 к настоящему Соглашению.
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения № 3 субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных учредителю по кодам классификации расходов бюджета муниципального образования «Тигильский муниципальный район» 906 1102 030 01 522 80 612 в размере 3 060 912, 15 руб.
Учредителем средства субсидии перечислены учреждению платежными поручениями от 28.06.2019 № 42531 и от 29.11.2019 № 884947 в размере 3 060 912, 15 руб.
Управлением установлено и подтверждается материалами дела, что в проверяемом периоде учреждением в рамках реализации мероприятия «Развитие массовой физической культуры и спорта» за счет средств субсидии заключен договор поставки от 19.06.2019 № 19-06-19/1 с ИП ФИО1 (далее – договор № 19-06-19/1).
Пунктом 2.1 договора № 19-06-19/1 предусмотрено, что общая цена договора составляет 400 000 руб. без НДС. Цена договора включает в себя услуги по доставке товара.
Согласно выставленному продавцом счету на оплату от 19.06.2019 № 213 стоимость резинового бордюра 500 х 250 х 58 мм, цвет зеленый составляет 63 000 руб.; транспортные услуги по доставке - 337 000 руб., итого - 400 000 руб.
Учреждением перечислены денежные средства продавцу в соответствии с пунктом 2.2 договора № 19-06-19/1 на основании счета на оплату от 19.06.2019 № 213 платежными поручениями от 03.07.2019 № 62235 и от 03.07.2019 № 62236 в общей сумме 40 000 руб. (предусмотренный аванс 10%), на основании универсального передаточного документа от 04.07.2019 № ИП 152 платежными поручениями от 22.07.2019 № 158653 и от 25.07.2019 № 178357 на общую сумму 360 000 руб.
При этом, как верно указано судами, в спорной ситуации следует учитывать, что Перечнем спортивно-технологического оборудования, приобретение такого оборудования как резиновый бордюр не предусмотрено.
Поскольку учреждением принято и оплачено оборудование, не предусмотренное Перечнем спортивно-технологического оборудования, а также транспортные услуги по его доставке суды сделали мотивированный вывод о нецелевом использовании средств субсидии в названной части.
Ссылки на то, что резиновый бордюр является базовой комплектацией спортивного резинового покрытия и доводы о достижении цели предоставления субсидии (построена спортивная площадка в соответствии с ГОСТ Р 58726 2019) получили исчерпывающую оценку судов первой и апелляционной инстанций применительно к установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам и правомерно отклонены как неподтвержденные материалами дела.
В силу пункта 31 действующего в спорный период Перечня спортивно-технологического оборудования в составе оборудования для создания малых спортивных площадок учитывается травмобезопасная резиновая плитка со встроенным скрытным крепежным замком типа «ласточкин хвост», размер одной плитки 1х1 м. При этом указанная плитка приобретается в комплекте.
Доказательства того, что спортивное резиновое покрытие, использованное, по утверждению учреждения, для создания малых спортивных площадок, является именно травмобезопасной резиновой плиткой со встроенным скрытным крепежным замком типа «ласточкин хвост», размер одной плитки 1х1 м и в комплект к указанной плитке входит резиновый бордюр, в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, правильно применив положения Бюджетного кодекса, Правил предоставления и распределения субсидий, Перечня спортивно-технологического оборудования и Подпрограммы, с учетом установленных фактических обстоятельств, содержания Соглашения № 30832000-1-2019-004 и Соглашения № 3, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание управления соответствует закону, не нарушает права МБУК «ТРЦД» и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судов, свидетельствуют о несогласии учреждения с той оценкой, которую судебные инстанции дали фактическим обстоятельствам, были предметом исследования, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.04.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу № А24-1053/2022 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи А.И. Михайлова
Л.М. Черняк