ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4140/17 от 18.10.2017 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

октября 2017 года                                                                    № Ф03-4140/2017

Резолютивная часть постановления от 18 октября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен октября 2017 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Мильчиной И.А.

Судей: Луговой И.М., Меркуловой Н.В.

при участии:

от администрации города Благовещенска: представитель не явился;

от Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области: представитель не явился;

от Министерства образования и науки Амурской области: представитель не явился;

от Министерства социальной защиты населения Амурской области: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Благовещенска

на решение от 05.05.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017

по делу №  А04-1729/2017

Арбитражного суда Амурской области

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Наринская С.А.; в апелляционном суде судьи Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И.,          Харьковская Е.Г.

по заявлению администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015, место нахождения: 675000, Амурская область,                            г. Благовещенск, ул. Ленина, 133, 309)

кАмурской области в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618, место нахождения: 675023, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135)

третьи лица:Министерство образования и науки Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области

овзыскании 1 827 985 рублей

Администрация города Благовещенска (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением о взыскании с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (далее – Минфин Амурской области) за счет средств казны Амурской области убытков в размере 1 827 985 рублей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования и науки Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области.

Решением суда от 05.05.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017, заявленные требования удовлетворены частично. С Амурской области в лице Минфина Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу администрации взыскана сумма компенсации расходов в связи с предоставлением жилого помещения Пустынцеву Е.М. в размере 1 550 000 рублей; в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе администрации, полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить.

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несогласии с определенным судом размером компенсации понесенных расходов с учетом постановления администрации города Благовещенска от 04.03.2015 № 1045 «Об утверждении средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения». Администрация считает, что указанный акт необоснованно применен, поскольку им установлена средняя стоимость квадратного метра на территории всего муниципального образования город Благовещенск.

Ответчик и третьи лица не представили отзывы на кассационную жалобу.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и процессуального законодательства, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, постановлением Президиума Амурского областного суда от 15.07.2013 на администрацию возложена обязанность о принятии Пустынцева Е.М., относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом во внеочередном порядке по договору социального найма и о предоставлении ему жилого помещения в черте города Благовещенска, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма.

Во исполнение судебного акта и на основании постановления от 26.05.2015 № 2070 администрация предоставила квартиру гражданину по адресу: ул. Зейская, д. 190, кв. 74. из муниципального жилищного фонда, заключив 27.05.2015 договор социального найма жилого помещения.

Для определения рыночной стоимости жилого помещения администрацией заключен с ООО «АмурОценка» муниципальный контракт от 31.07.2015 № 2015.287599.

Согласно отчету от 13.08.2015 № 269-15-9, рыночная стоимость указанной квартиры составила 1 825 000 рублей.

Поскольку во исполнение судебного акта администрацией предоставлена квартира гражданину по договору социального найма, а не по договору найма специализированного жилого помещения, как предусмотрено Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», понесенные органом местного самоуправления расходы не были компенсированы за счет субвенций, предоставленных из областного бюджета на текущий финансовый год.

Полагая, что в результате исполнения переданных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями бюджету города Благовещенска причинены убытки, администрация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, частично удовлетворяя иск, исходил из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем детей-сирот, являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

 Статьей 1069 ГК РФ определено, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, согласно пункту 1 которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу статьи 5 Закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьями 4 и 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 472-ОЗ) установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями (жилыми домами, квартирами) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной статьей 4 этого Закона; финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета; средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции; стоимость приобретаемого за счет средств субвенции жилого помещения для его последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 данного Закона не должна превышать размер, рассчитанный исходя из норматива обшей площади жилого помещения, принимаемого для расчета - субвенции, и норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному району или городскому округу, на территории которого приобретается жилое помещение, установленного Правительством области для расчета субвенции; при этом стоимость одного квадратного метра общей площади такого жилого помещения, приобретаемого за счет средств субвенции, не должна превышать норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному району или городскому округу, на территории которого приобретается жилое помещение, установленного Правительством области для расчета субвенции.

Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок), согласно пунктам 2, 16, 17 и 19 которого жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном Законом № 472-ОЗ; главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки области; органы местного самоуправления приобретают в соответствии с законодательством жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом № 472-ОЗ, у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов; орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции.

Размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, определяется с учетом оценки рыночной стоимости указанного жилья исходя из: стоимости одного квадратного метра общей площади предоставляемого жилого помещения, не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденную органом местного самоуправления, на территории которого предоставляется жилое помещение; площади предоставленного жилого помещения в пределах нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, а в случае предоставления жилого помещения, превышающего по площади норму предоставления, но не более чем в 2 раза, при невозможности предоставления жилых помещений в соответствии с указанной нормой - исходя из фактически предоставленной площади жилого помещения. Размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, устанавливается на основании отчета об оценке рыночной стоимости предоставленных жилых помещений муниципального жилищного фонда, сформированного за счет средств местных бюджетов, по результатам соответствующей оценки, проведенной независимым оценщиком, и документов, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 22 настоящего Порядка.

Проанализировав вышеуказанные нормоположения, суды пришли к правильному выводу о том, что публичо-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является субъект Российской Федерации.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив факт выполнения органом местного самоуправления обязанности по предоставлению жилого помещения гражданину на основании судебного акта, признав факт ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации – Амурской областью обязанностей по компенсации расходов муниципального образования на предоставление жилья, установив размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, учитывая отсутствие доказательств выделения финансовых средств органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями вышеуказанных категорий граждан, судами сделан верный вывод об обоснованности искового требования в обжалуемой части и правомерно взысканы с Амурской области в лице Минфина Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу администрации убытки в удовлетворенной сумме.

Проверяя обоснованность заявленного размера понесенных администрацией убытков, руководствуясь частью 5.1. статьи 5 Закона Амурской области № 472-ОЗ, постановлением администрации города Благовещенска от 04.03.2015 № 1045, постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции постановления Правительства Амурской области от 02.12.2013 № 598), суды определили понесенные администрацией расходы в размере 1 550 000 рублей, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений на 2015 год в муниципальном образовании город Благовещенск  (50 000 рублей) и 31 кв.м. – общая площадь квартиры.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств и к установлению иных фактических обстоятельств по делу. Правовых оснований для их переоценки, с учетом положений статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ, у суда округа в силу установленных законом полномочий не имеется.

По результатам рассмотрения доводов кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что судебные акты в обжалуемой части приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением процессуального законодательства, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.05.2017 в обжалуемой части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу №  А04-1729/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.А. Мильчина                    

Судьи                                                                                    И.М. Луговая         

                                                                                         Н.В. Меркулова