ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4180/17 от 07.11.2017 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

ноября 2017 года                                                                     № Ф03-4180/2017

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2017 года .

Полный текст постановления изготовлен ноября 2017 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: А.Н. Барбатова

Судей: Е.Н. Захаренко, И.А. Тарасова

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-Фаэтон», представитель не явился,

от Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, представитель не явился,

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, представитель не явился

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края

на решение от 04.05.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда  от 29.08.2017

по делу №  А73-1808/2017

Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.И. Воронцов, в апелляционном суде судьи: Т.Д. Козлова, И.Е. Пичинина, С.Б. Ротарь

по иску общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-Фаэтон»(ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 682460, <...>)

кАдминистрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 682460, <...>)

третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края,

о взыскании 942 284 руб. 17 коп.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭКО-Фаэтон» (далее - ООО «ЭКО-Фаэтон», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) о взыскании 942 284 руб. 17 коп. задолженности по субвенциям на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за декабрь 2016 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Решением суда от 04.05.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017, иск удовлетворен в полном объеме.

Администрация, не соглашаясь с решением и постановлением, в кассационной жалобе просит судебные акты отменить. В жалобе приведены доводы о неправомерном определении истцом размера убытков, исходя из объема ресурсов по нормативам, которые установлены органом местного самоуправления.

Отзыв на жалобу не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом положений пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения от 04.05.2017, постановления от 29.08.2017, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены судебных актов отсутствуют.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «ЭКО- Фаэтон» как ресурсоснабжающая организация оказывает коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению населения и других потребителей на территории города Николаевска-на-Амуре в районе п. Аэропорт и улицы Юбилейная.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.10.2015 № 30/15 утвержден и введен в действие с 01.07.2016 экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ООО «ЭКО-Фаэтон» в размере 4 656 руб. 67 коп. за 1 Гкал.

Постановлением губернатора Хабаровского края от 19.08.2015 № 80 установлен предельный максимальный тариф для населения с 01.07.2016 - 2286 руб. 67 коп. за 1 Гкал.

Согласно отчету общества об объеме отпущенной тепловой энергии населению за декабрь 2016 года объем энергии составил 381 Гкал (отопление) и  16,6 Гкал (горячее водоснабжение).

Указывая на то, что расходы ООО «ЭКО-Фаэтон» от применения в рассматриваемый период регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпущенную для населения муниципального образования, в размере 942 284 руб. 17 коп. администрацией не возмещены, общество направило 13.01.2017 ответчику претензию с требованием об их уплате, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ресурсоснабжающей организации в арбитражный суд с настоящим иском.

Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения» (далее - Закон № 222).

Согласно статье 3 указанного закона возмещение таких убытков является расходным обязательством Хабаровского края и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.

Обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в законе Хабаровского края от 31.10.2007 № 150.

Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр.

Постановлением администрации Николаевского муниципального района от 29.08.2011 № 494-па утвержден порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района,

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 222 определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.

При рассмотрении дела судами на основании оценки исследованных доказательств установлен факт наличия у истца убытков, возникших вследствие применения в расчетах за поставленные в декабре 2016 года энергоресурсы тарифов на уровне ниже экономически обоснованных, в условиях, когда до Николаевского муниципального района для реализации переданных ему государственных полномочий было доведено финансирование из краевого бюджета в соответствии с запланированным размером субвенций в отношении общества на 2016 год.

Исходя из неисполнения администрацией обязанности по возмещению обществу в полном объеме убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, судами сделан обоснованный вывод о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности за декабрь 2016 года в размере 942 284 руб.17 коп.

Довод ответчика о применении истцом при определении размера убытков и объема ресурсов не утвержденных органами государственной власти нормативов потребления коммунальных услуг судами правомерно отклонен.

В силу пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства муниципального образования возникают в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета (пункт 3 статьи 86 БК РФ).

Как установлено судами, постановлением главы городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» от 19.12.2008 №723 «Об установлении норматива потребления отопления, горячего водоснабжения и тарифов на услуги систем водоснабжения» для истца утверждены нормативы потребления коммунальных услуг: 0,0582 Гкал/кв.м на отопление и 0,1887 Гкал/чел на горячее водоснабжение, из которых стороны исходили при определении объема потребления энергоресурсов при расчете убытков в 2016 году.

Действительность указанного муниципального правового акта, которым установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, превышающие их величины, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр для населения, проживающего на территории городского поселения «город Николаевск-на-Амуре», в установленном порядке не оспорена.

Следовательно, учитывая положения пункта 3 статьи 86 БК РФ,  оснований считать  неправомерным применение неутвержденных органами государственной власти нормативов потребления коммунальных услуг в данном случае не имеется.

При изложенных обстоятельствах решение и постановление соответствуют имеющимся в деле доказательствам и подлежащим нормам права, правильно примененных судами при разрешении спора.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций и в судебных актах им дана соответствующая установленным обстоятельствам и исследованным доказательствам правовая оценка, оснований не согласиться с которой  у суда кассационной инстанции не имеется.

С учетом изложенного решение и постановление отмене, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.05.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда  от 29.08.2017 по делу А73-1808/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           А.Н. Барбатов                    

Судьи                                                                                    Е.Н. Захаренко         

                                                                                         И.А. Тарасов