ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4184/17 от 24.10.2017 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

октября 2017 года                                                                    № Ф03-4184/2017

         Резолютивная часть постановления объявлена октября 2017 года .

         Полный текст постановления изготовлен октября 2017 года .

         Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего Захаренко Е.Н. 

судей Барбатова А.Н., Тарасова И.А.

при участии:

от ответчика:  Марченко  В.В.  по доверенности  от 01.01.2017                  № 07-22/697;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»

на решение от 26.04.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017

по делу № А73-18176/2016 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Букина Е.А.; в суде апелляционной инстанции судьи: Козлова Т.Д., Брагина Т.Г., Жолондзь Ж.В.

по иску общества с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Краснореченское»

к акционерному обществу «Газпром газораспределение Дальний Восток»  

об урегулировании разногласий по договору

      Общество с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие «Краснореченское» (ОГРН – 107272000693; далее – ООО «ПП «Краснореченское», предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),  к акционерному обществу «Газпром газораспределение Дальний Восток» (ОГРН – 1022701128317; далее – АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», общество, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки природного газа от 30.09.2016 № 10-01-38/75.

      Требования обоснованы тем, что при заключении договора стороны не пришли к соглашению по условиям, изложенным в пунктах 2.1, 3.4, 3.6, 5.2, 5.8, 5.10, 8.1.

      Решением суда от 26.04.2017 урегулированы разногласия по договору.

       Пункт 5.2 в части оспариваемых положений принят в редакции истца: «Цена на газ, поставляемый в рамках проекта «Сахалин-1» устанавливается в условных единицах (у.е) и составляет 98,03 у.е.(без НДС) за 1 тыс.куб.м.

      При наличии задолженности по оплате за поставленный газ и/или его транспортировку платеж покупателя не может считаться авансовым, засчитывается в счет оплаты предыдущих неоплаченных счетов фактур вне зависимости от назначения платежа, указанного покупателем в платежном поручении».

       Не согласившись с утвержденной редакцией абзаца 1 пункта 5.2 договора, АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» обжаловало решение от 26.04.2017 в апелляционном порядке.

      Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 решение от 26.04.2017 оставлено без изменения.

      В кассационной жалобе АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить, абзац 1 пункта 5.2 договора изложить в редакции ответчика: «Цена на газ, поставляемый в рамках проекта «Сахалин-1» устанавливается в условных единицах (у.е) и составляет 99,90 у.е. (без НДС) за 1 тыс.куб.м».

      Заявитель не согласен с выводом судов о том, что цена на газ не является свободной, а  стороны  имеют право согласовать ее  в пределах установленного законодателем ограничения в диапазоне от минимального до максимального уровней, определенных для АО «Газпром» и его аффилированных лиц. Данный  вывод,  по мнению заявителя, не обоснован  ссылками  на   нормативно-правовые  акты, а   дословно излагает позицию, отраженную в    постановлении Арбитражного  суда  Дальневосточного округа  от 22.08.2016  по делу № А73-13096/2015 Арбитражного  суда  Хабаровского края. Принципы  формирования  цен на  газ, добытый на территории  Российской  Федерации, и тарифов на  услуги  по  его транспортировке на территории  Российской  Федерации  по магистральным  газопроводам и газораспределительным  сетям, а  также  порядок  определения  размера  платы  за  технологическое  присоединение и стандартизированных тарифных ставок, определяющих  ее  величину определен  Основными  положениями  формирования и государственного регулирования цен на  газ и тарифов  на услуги по его транспортировке, утвержденными  постановлением Правительства   Российской  Федерации  от  22.11.2004 № 1021 (далее – Основные положения). Согласно  последнему абзацу  названных  Основных положений, регулируемая  оптовая  цена  на газ и плата  за  снабженческо-сбытовые  услуги  не распространяется  на газ,  добытый  организациями,  не  являющиеся  аффилированными  лицами АО «Газпром».   Природный  газ  по договору от 30.09.2016 № 10-01-38/75 поставляется   в  рамках  проекта  «Сахалин-1» -  международного  консорциума, в  который  входят  компании,  не относящиеся к аффилированным  лицам  АО «Газпром».  Также  заявитель  указал на то,  что  цена  на газ не  подлежит государственному  регулированию  при последующей  перепродаже.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

      Представитель АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в  ходе  судебного рассмотрения поддержал  доводы  жалобы.

      Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

      Поскольку заявителем кассационной жалобы судебные акты обжалуются в части редакции абзаца 1 пункта 5.2 договора, суд округа  проверяет законность и обоснованность обжалуемых решения и постановления в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 286 АПК РФ.

      Как следует из материалов  дела и установлено  судами, АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» (поставщик природного газа) направило в адрес ООО «ПП «Краснореченское» проект договора поставки природного газа о 30.09.2016 № 10-01-38/75.

      ООО «ПП «Краснореченское» подписало договор с протоколом разногласий, направив его 25.10.2016 в адрес АО «Газпром газораспределение Дальний Восток».

      АО «Газпром Газораспределение Дальний Восток» не согласившись с рядом условий, изложенных в протоколе разногласий, направило 28.11.2016 в адрес ООО «ПП «Краснореченское» протокол согласования разногласий.

      Наличие неурегулированных при заключении договора разногласий по ряду его условий послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с исковым заявлением.

      В частности разногласия касались цены газа, поставляемого по договору (пункт 5.2 сделки).

      При рассмотрении возникшего спора, суды обеих инстанций обоснованно руководствовались следующим.

      Согласно статье 421, пункту 4 статьи 445 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством, а также в случае уклонения от его заключения стороной, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, заключение договора обязательно.

      В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

       Согласно части 1 статьи 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

      Заключаемый между сторонами договор является публичным, его заключение носит обязательный характер для АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», как ресурсоснабжающей организации.

      Одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 2 АПК РФ), следовательно, результатом разрешения преддоговорного спора является такой судебный акт, которым отношениям сторон будет придана правовая определенность и все существенные условия договора будут определены либо соглашением сторон (пункт 1 статьи 432 ГК РФ), либо решением суда (статья 446 ГК РФ). При этом нет необходимости регулировать в договоре условия, предписанные императивными правовыми нормами (пункт 4 статьи 421, статья 422 ГК РФ).

      Согласно правовому подходу, сформулированному в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 11657/11, разрешение спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям, сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Таким образом, при рассмотрении иска о понуждении к заключению договора суд должен урегулировать разногласия сторон относительно его условий.

      Разногласия  сторон   возникли  при определении  цены на газ.

      Поставщик газа, включая в договор пункт о цене на газ в долларовом эквиваленте, его объемах и сроках поставки, сослался на приобретение им природного газа в рамках международного контракта, заключенного 26.09.2005 между компаниями «Эксон нафтегаз лимитед», «Онгк видеш лимимтед», ЗАО «РН-Астра», «Сахалин ойл газ девелопмент ко.Лтд.» и ЗАО «Сахалинморнефтегаз» - в качестве продавцов и ОАО «Хабаровсккрайгаз» (правопредшественника истца) - в качестве покупателя в рамках проекта «Сахалин-1».

      Согласно пункту 5.2 договора цена на газ, поставляемый в рамках проекта «Сахалин-1» определяется поставщиком, устанавливается в условных единицах (у.е.) и составляет 99,90 у.е. за 1 тыс. куб.м. Одна условная единица приравнивается к одному доллару США. Расчеты между сторонами производятся в российских рублях исходя из обменного курса доллара США к российскому рублю, установленного ЦБ России на дату выставления счета.

      Также спорный пункт содержит порядок определения и стоимость тарифов на транспортировку газа. Последний абзац спорного пункта в редакции ответчика – поставщика изложен в следующей редакции:

      «При наличии задолженности по оплате за оставленный газ и/или его транспортировку, платеж Покупателя не может считаться авансовым, засчитывается в счет оплаты штрафов и пеней, предыдущих неоплаченных счетов-фактур в календарной последовательности вне зависимости от назначения платежа, указанного покупателем в платежном поручении».

     ООО «ПП «Краснореченское», не оспаривая текст в части порядка определения и стоимости тарифов на транспортировку газа, спорный пункт в части цены на газ просило принять в иной редакции: «Цена на газ, составляет 87.72 у.е. за 1 тыс. куб.м». Далее, последний абзац пункта истец просит изложить следующим образом: «При наличии задолженности по оплате за поставленный газ и/или его транспортировку, платеж Покупателя считается уплатой за ранее поставленный газ или авансовым платежом».

      Спорный пункт 5.2 договора утвержден судами в следующей редакции: «Цена на газ, поставляемый в рамках проекта «Сахалин-1» устанавливается в условных единицах (у.е) и составляет 98,03 у.е.(без НДС) за 1 тыс.куб.м. При наличии задолженности по оплате за поставленный газ и/или его транспортировку платеж покупателя не может считаться авансовым, засчитывается в счет оплаты предыдущих неоплаченных счетов фактур вне зависимости от назначения платежа, указанного покупателем в платежном поручении».

      Кассационная инстанция считает, что утвердив пункт 5.2 договора в вышеизложенной редакции, вопреки доводам ответчика, суд не допустил нарушений норм материального права.

      Поскольку разногласия сторонами возникли в связи с определением цены на газ, судами верно указано на необходимость применения Основных положений. Также судебные инстанции правомерно определили, что порядок и условия заключения договоров газоснабжения регламентированы Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении).

      В силу статьи 3 Закона о газоснабжении законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О недрах», Федеральном законе «О естественных монополиях», Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

      Статьей 4 указанного закона закреплены основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.

      Согласно части 1 статьи 18 Закона о газоснабжении поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами поставок газа и Правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

      В соответствии с пунктом 5 Правил № 162 поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 ГК РФ.

      Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

      Основными положениями установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям.

      Указанная (регулируемая оптовая цена) применяется на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям на территории Российской Федерации, подлежащая государственному регулированию.

      Вместе с тем, в положения пункта 2 Основных положений введено понятие «оптовая цена на газ, определяемая в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен» - оптовая цена на газ, определяемая на выходе из системы магистральных газопроводов по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных) его потребителям соответствующих групп.

      В силу пункта 3 Основных положений, цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

      Таким образом, законодатель разграничил понятие регулируемой оптовой цены и оптовой цены, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней (минимального и максимального уровня оптовых цен).

      В пункте 4 Основных положений отражено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат: оптовые цены на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах; тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям; тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ); розничные цены на газ, реализуемый населению; специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.

      Согласно пункту 11 Основных положений государственное регулирование цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах) и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней.

      Органом, осуществляющим правовое регулирование и установление цен на газ, а также тарифов на услуги по транспортировке газа и платы за оказываемые поставщиками газа снабженческо-сбытовые услуги, является Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).

      В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 333 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» Приказом Федеральной службы по тарифам от 09.07.2014 N 1142-э утверждено Положение об определении формулы цены газа.

      Положение распространяется на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами в рамках Единой системы газоснабжения. Цены на газ, рассчитанные по формуле, не могут выходить за пределы диапазона, определенного установленными ФСТ России минимальным и максимальным уровнями цен. Дифференциация цен на газ осуществляется с учетом особенностей, приведенных в пунктах 6 - 8 настоящего Положения, по ценовым поясам применительно к административным границам субъектов Российской Федерации (пункты 3, 5 Положения об определении формулы цены газа).

      Как верно установили суды, транспортировка природного газа по магистральному газопроводу «Октябрьский-Хабаровск», а также сдача для потребителей АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» в 2016 осуществлялась из ресурса проекта «Сахалин-1» - международного консорциума, компании которого не являются аффилированными лицами ОАО «Газпром».

      Учитывая  сформированные законодателем принципы определения цены на газ, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в период,  на который стороны заключают договор, цена газа не является свободной, а подлежит регулированию. При этом стороны договора  имели право согласовать цену с учетом установленного законодателем ограничения, то есть в диапазоне от минимального до максимального уровней, определенных для ОАО «Газпром» и его аффилированных лиц, поскольку цена газа, добытого ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, определяется в соответствии с действующим законодательством, а цена газа, добытого иными организациями, «приравнена» к этой цене.

      С учетом вышеизложенного, установив, что Приказами ФАС России и ФТС России установлены оптовые цены на газ, реализуемый потребителям Дальневосточного федерального округа (Хабаровского края, Приморского края, Камчатского края и пр.), в частности оптовые цены на газ в период начала действия договора (01.09.2016), для потребителей Хабаровского края, не отнесенных к категории «население», составляли 2 676,56 руб. (без НДС) за 1000 м3, для потребителей Сахалинской области – 2 073, 05 руб. (без НДС) за 1000 м3 (ОАО НК «Роснефть», Приказ ФАС России от 19.04.2016 №468/16), для Приморского края – 4 430 руб. (без НДС) за 1000 м3, для Сахалинской области – 2 933,10 руб. (ОАО «Газпром», Приказ ФАС России от 26.04.2016 №538/16), для Камчатского края (Соболевский район) - 6 397, 3 руб. (без НДС) за 1000 м3 (ОАО «Камчатгазпром», Приказ ФСТ России от 07.04.2015 №79-э/9), суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что цена на газ, установленная в договоре не должна превышать 98,03 у.е. (без НДС) с учетом максимального уровня оптовой цены на газ в размере 6 397,30 руб. (6397,30: 65,2535).

      При этом предложенная обществом в пункте 5.8 возможность ежемесячной корректировки позволит учитывать изменения курса рубля и максимального уровня цены, определенного для ОАО «Газпром» и его аффилированных лиц по ценовым поясам.

      Учитывая, что стороны не достигли соглашения о цене договора, а порядок ее определения предусмотрен вышеназванными нормами действующего законодательства, суды обоснованно посчитали возможным изложить абзац 1 пункта 5.2 договора в следующей редакции: «Цена на газ, поставляемый в рамках проекта «Сахалин-1» устанавливается в условных единицах (у.е) и составляет 98,03 у.е.(без НДС) за 1 тыс.куб.м.».

      Все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства установлены судами, сделанные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют установленным обстоятельствам и исследованным доказательствам, а также правильно примененным вышеназванным правовым нормам.

      Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что выводы судов, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не подтверждены ссылками на положения нормативно-правовых актов и, в свою очередь, нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в кассационной инстанции. Возражения, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда предыдущей инстанции и получили надлежащую оценку, как основанные      на неверном понимании и толковании вышеизложенных норм закона, касающихся принципов определения цены на газ.           

      Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами обеих инстанций не допущено.

      Учитывая изложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

      Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.     

      Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.04.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 по делу № А73-18176/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

      Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Е.Н. Захаренко                    

Судьи                                                                                     А.Н. Барбатов         

                                                                                         И.А. Тарасов