ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4190/2022 от 15.09.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

16 сентября 2022 года № Ф03-4190/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.,

судей: Михайловой А.И., Черняк Л.М.,

при участии:

от Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – представитель не явился;

от Государственной жилищной инспекции Камчатского края – представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа

на решение от 19.04.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022

по делу № А24-254/2022 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН: 1024101022010, ИНН: 4101036106, адрес: 683001, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, д. 14)

к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ОГРН: 1054100065766, ИНН: 4101102831, адрес: 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 5)

о признании незаконным предписания

УСТАНОВИЛ:

Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - инспекция) о признании незаконным предписания от 22.12.2021 № 2308/1-11ж об устранении нарушений законодательства.

Решением от 19.04.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Администрация в жалобе, ссылаясь на судебную практику, настаивала, что это право органов местного самоуправления утверждать сроки расселения граждан из аварийного жилья, исходя из сведений относительно утвержденной программы расселения и бюджета муниципального образования. Нарушение очередности расселения нарушит права иных граждан, что недопустимо.

Инспекция вотзыве не доводы кассационной жалобы отклонила, предлагая судебные акты оставить без изменения; извещенная в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, как и администрация, не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела судами установлено, что15.12.2021 на основании приказа от 08.12.2021 № 2308 в отношении администрации инспекцией проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки обращения Шпилькина К.А. от 25.11.2021 об аварийном состоянии жилого многоквартирного дома по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, д. 62а.

В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что в указанном доме в квартирах №2, № 4 проживает Губенко М.В. (регистрация по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, д. 62а, кв. 2); со Шпилькиным К.А. связаться не представилось возможным, так как во время выездной проверки его по указанному в обращении адресу не оказалось, на телефонные звонки он не ответил, при этом со слов Губенко М.В. Шпилькин К.А. проживает в квартире № 3 указанного дома и на момент проведения проверки находился за пределами Камчатского края.

В соответствии с постановлением администрации от 13.10.2016 № 1985 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее - программа) МКД признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации от 07.07.2017 № 226-р.

Согласно перечню многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках муниципальной программы, плановый срок начала процедуры расселения жилых помещений указанного дома - 2023 год.

Указывая, что указанный дом признан аварийным в 2017 году, инспекция посчитала, что органом местного самоуправления допущены нарушения требований части 10 статьи 32 ЖК РФ, пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение), поскольку отселение жильцов из аварийного дома в срок до 2023 года не является разумным.

Результаты проверки оформлены актом от 22.12.2021 №2308/1-4Ж и администрации выдано предписание от 22.12.2021 об устранении нарушений законодательства в срок до 14.03.2022. а именно: устранить нарушения части 10 статьи 32 ЖК РФ, пункта 49 Положения путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в аварийном доме.

Не согласившись с предписанием, администрация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который, сочтя предписание инспекции законным, в удовлетворении требований отказал.

Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.

Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом установлены Положением.

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7 Положения).

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42 Положения).

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).

Анализ вышеприведенных положений законодательства позволил судам прийти к верному заключению, что решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и определение такого срока, который должен быть разумным, относится к полномочиям органа местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части.

При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Таким образом, по верному выводу судов, и вопреки утверждению администрации, очередность расселения граждан в рамках Закона зависит не от усмотрения органа местного самоуправления, а от критериев, установленных нормами данного Закона применительно к аварийному многоквартирному дому.

Судами установлено, что в апреле 2017 года ООО «АктивПроект» были выполнены работы по техническому обследованию спорного МКД на предмет аварийности.

Согласно техническому заключению по результатам обследования установлено, что несущие конструкции фундаментов, стен, перекрытий и стропил имеют дефекты, свидетельствующие об их аварийном техническом состоянии; общий физический износ здания на момент обследования определен в размере 71%; общее техническое состояние здания на момент обследования оценивается как аварийное; исходя из обнаруженных дефектов строительных конструкций и состояния инженерных сетей, сделан вывод о том, что здание не удовлетворяет требованиям Положения и является непригодным для проживания.

Данные обстоятельства с учетом заключения межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.06.2017 № 4160 послужили основанием для признания данного МКД аварийным и подлежащим сносу, о чем администрацией было вынесено соответствующее распоряжение от 07.07.2017 №226-р.

Соответственно, принимая во внимание, что на момент проведения проверочных мероприятий в декабре 2021 года администрация не представила доказательств принятия мер по распоряжению 2017 года по расселению граждан из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, проживание в котором представляет реальную угрозу их жизни и здоровью, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у инспекции правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания.

Доводы администрации о том, что нормами действующего законодательства не определены сроки для отселения жильцов в случае признания дома аварийным, и такие сроки определяются органом местного самоуправления исходя из решения вопросов местного значения и наличия бюджетных средств, судами мотивировано отклонены с указанием на то, что отсутствие в законе срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок, тем более, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления в соответствующей сфере с наличием финансовой возможности.

Ссылки заявителя жалобы на то, что спорный дом включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках муниципальной программы, и расселение спорного дома нарушит планируемый порядок очередности расселения, обоснованно не принято судами, поскольку срок отселения граждан в любом случае должен быть определен исходя из фактического состояния каждого дома, сопряженного с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан.

В рассматриваемом случае, многоквартирный дом № 62а по ул. Рябиковской в г. Петропавловске-Камчатском еще в 2017 году был признан не только аварийным, но и подлежащим сносу, в связи с чем, проживание граждан таком доме до планируемого органом местного самоуправления срока расселения жильцов в 2023 году нельзя признать разумным, тем более, что в отношении квартиры № 2 спорного дома срок отселения проживающих в ней граждан на основании постановления от 27.12.2019 № 200-р вообще был продлен до 31.12.2024.

При этом доводам администрации об отсутствии у инспекции полномочий по выдаче предписаний, судами дана надлежащая правовая оценка.

Как указали суды, в соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Частью 1 статьи 20 ЖК РФ определено, что предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).

Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ в редакции, действующей с 01.07.2021).

Согласно части 8 данной статьи при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных, в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

Из части 4 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) следует, что положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 01.01.2022. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 01.01.2022 применяется Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований правовых актов, должностные лица органа государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 418-П утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Камчатского края, пунктами 1, 19 которого установлено, что инспекция является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор на территории Камчатского края, в том числе, за соблюдением органами государственной власти Камчатского края, органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами: обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением; других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством.

В силу положений подпункта 38.5 пункта 38 Положения инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Таким образом, в отношении администрации был осуществлен государственный жилищный надзор за использованием и сохранностью жилищного фонда на территории Камчатского края в форме внеплановой выездной проверки, целью которого являлась проверка обращения гражданина об аварийном состоянии многоквартирного дома.

Принимая во внимание, что администрация допустила нарушение законодательства, и полномочия по выдаче предписания инспекции предоставлены, суды пришли верному выводу, что предписание от 22.12.2021 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, отказали в удовлетворении заявленных требований.

При установленных обстоятельствах, оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, как полномочий для переоценки сделанных выводов, у суда округа не имеется.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.04.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу № А24-254/2022 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи А.И. Михайлова

Л.М. Черняк