ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-419/2022 от 02.03.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

03 марта 2022 года № Ф03-419/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Басос М.А.

судей Луговой И.М., Михайловой А.И.

при участии:

от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 21.01.2022 № 4-2-14-206;

от Контрольно-счетной палаты Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности от 15.11.2021 № 7;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края

на решение от 30.08.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021

по делу № А73-10511/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

к Контрольно-счетной палате Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680002, <...>)

о признании незаконными действий

УСТАНОВИЛ:

Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее – счетная палата) по направлению писем от 01.06.2021 № 658/3-54 «О предоставлении информации» и от 08.06.2021 № 712/3-54 «О предоставлении информации», содержащих запрос документов - экспертных заключений по тарифам на электрическую энергию в заверенных копиях.

Решением суда от 30.08.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

С кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа обратился комитет, который просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, считая их принятыми с неправильным применением норм материального права, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

В обоснование жалобы приведены доводы о том, что счетная палата, запросив у комитета экспертные заключения о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на электрическую энергию для потребителей акционерного общества «Хабаровские энергетические системы» Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, превысила полномочия, предоставленные ей законодательством. Заявитель кассационной жалобы указывает, что в части государственного тарифного регулирования и сопряженной с ним информацией, комитет предметно не является органом (организацией) в отношении которого возможно осуществление внешнего финансового контроля. Считает, что необходимая информация должны была быть истребована у Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края или у акционерного общества «Хабаровские энергетические системы». Обращает внимание на то, что счетной палатой не представлено доказательств направления комитету программы контрольного мероприятия, явившейся основанием для запроса документов.

Счетная палата в отзыве на кассационную жалобу возражала против ее удовлетворения, просила обжалуемые судебные акты оставить в силе.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, настаивали на своих доводах и возражениях.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

Судами установлено, что на основании приказа председателя счетной палаты от 03.03.2021 №18-п, счетная палата осуществляла контрольное мероприятие - проверку исполнения Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Закона Хабаровского края от 04.12.2019 №32 «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и бюджетной отчетности об исполнении краевого бюджета за 2020 год.

Целью контрольного мероприятия являлось определение полноты годовой бюджетной отчетности и ее соответствие требованиям нормативных правовых актов по составу, содержанию, а также утвержденным показателям бюджета на финансовый год.

Контрольное мероприятие проводилось по следующим вопросам: проверка и анализ исполнения Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края бюджетных полномочий, бюджетной отчетности главного администратора средств краевого бюджета, исполнения бюджетных ассигнований, предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, оценка объемов и объектов незавершенного строительства, осуществление бюджетных полномочий в части предоставления министерством межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Хабаровского края.

Счетная палата 09.04.2021 утвердила программу проведения контрольного мероприятия, в пункте 4 которой запланировала направление в адрес комитета запросов о предоставлении информации, необходимой для проведения проверки.

Счетная палата направила в адрес комитета письмо от 01.06.2021 №638/3-54, в котором сообщила, что ею в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края проводится контрольное мероприятие, в связи с чем просила представить экспертные заключения о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на электрическую энергию для потребителей акционерного общества «Хабаровские энергетические системы» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края на 2020 и 2021 годы, в срок не позднее 03.06.2021.

Письмом от 04.06.2021 №3-2-5/2118 комитет отказал в представлении запрашиваемых документов со ссылкой на то, что в сфере тарифного регулирования предусмотрен особый порядок предоставления информации для соответствующей категории сведений.

Счетная палата повторно направила в адрес комитета письмо от 08.06.2021 №712/3-54, в котором вновь просила представить заверенные копии экспертных заключений в срок до 11.06.2021. В письме счетная палата подробно изложила мотивы, обосновывающие необходимость в запросе документов у комитета.

Несогласие с вышеуказанными действиями счетной палаты по направлению запросов о представлении документов послужило основанием для обращения комитета в арбитражный суд с требованием о признании их несоответствующими закону.

Суд первой инстанции, рассмотрев требования в порядке главы 24 АПК РФ, установив наличие у счетной палаты соответствующих полномочий на совершение оспариваемых действий и их соответствие закону, а также отсутствие нарушения прав и законных интересов комитета вследствие совершения оспариваемых действий, пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выводы суда первой инстанции поддержал суд апелляционной инстанции.

Поддерживая принятые по делу судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.

Основные полномочия контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации определены в Федеральном законе от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон о контрольно-счетных органах).

Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия, в число которых входят:

- организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета субъекта Российской Федерации;

- внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации;

- оценка эффективности формирования государственной собственности субъекта Российской Федерации, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью;

- проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджета субъекта Российской Федерации;

- иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 9 Закона о контрольно-счетных органах).

Статьей 14 Закона о контрольно-счетных органах определено, что должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам государственных органов субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, а также положениями Закона Хабаровского края от 29.06.2011 № 94 «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края», иных нормативных актов, установив на основе исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств обстоятельства проведения счетной палатой контрольного мероприятия – проверки использования средств бюджета субъекта Российской Федерации – Хабаровского края Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и необходимости запроса у комитета соответствующей информации в виде заключений по тарифам на электрическую энергию, суды пришли к верным выводам относительно наличия у счетной палаты компетенции, необходимой для запроса документов у комитета и обязанности последнего их представить.

Судами приняты во внимание обстоятельства, свидетельствующие о наличии у счетной палаты при проведении контрольного мероприятия необходимости запросить соответствующие документы у комитета. Так, при проведении проверки счетной палатой было установлено, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, осуществляя полномочия по компенсации организациям Тугуро-Чумиканского муниципального района края убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению акционерным обществом «Хабаровские энергетические системы», инициировало увеличение расходов на предоставление субсидий. В целях проверки указанных фактов счетная палата запросила документы по тарифам на электрическую энергию у комитета как государственного органа, осуществляющего тарифное регулирование и обладающего полной и достоверной информацией в указанной сфере.

Принимая во внимание изложенное, суды пришли к выводам о соответствии законодательству оспариваемых действий счетной палаты и отсутствии нарушения ими прав и законных интересов комитета.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов, им дана должная правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения спора и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, в кассационной жалобе не приведено.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с толкованием судами норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.08.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021по делу № А73-10511/2021Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья М.А. Басос

Судьи И.М. Луговая

А.И. Михайлова