ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Хабаровск
28 июля 2010 г. № Ф03-4244/2010
Резолютивная часть постановления от 22 июля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М. Голикова
Судей: О.Н. Трофимовой, И.С. Панченко
при участии
от ООО Рекламное агентство «Ирида - Сервис» - представитель не явился;
от Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно – Сахалинска – представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО Рекламное агентство «Ирида - Сервис»
на решение от 05.03.2010
по делу №А59-6615/2009
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Джавашвили В.Н.
по заявлению ООО Рекламное агентство «Ирида - Сервис»
к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно - Сахалинска
о признании незаконным бездействия
Арбитражный суд Сахалинской области решением от 05.03.2010 отказал ООО Рекламное агентство «Ирида - Сервис» (далее – общество) в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Администрации города Южно - Сахалинска и возложении на него обязанности рассмотреть заявку о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на заявленном месте в течение срока, установленного Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и дать заявителю мотивированный ответ.
В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не обжаловалось.
ООО «Рекламное агентство «Ирида-Сервис», ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, предлагает указанный судебный акт отменить.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального права сводятся к тому, что обществом были выполнены все требования нормативных правовых актов местного самоуправления, необходимые для заключения договора аренды участка и выдачи разрешения.
Заявитель жалобы считает противоречащим статье 19 Закона о рекламе вывод суда о том, что обществу необходимо было направить отдельныезаявления на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции и на заключение договора. Кроме того, заключение договора с собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества к которому присоединяется конструкция, по мнению заявителя жалобы, противоречит подпункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе, согласно которому необходимым является лишь подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции.
Заявитель жалобы также не согласен с выводом суда об отсутствии бездействия Департамента, так как в установленный законом срок обществу был дан ответ на заявление. При этом заявитель жалобы указал, что из реестра не усматривается, что в адрес общества направлен именно ответ по указанному рекламному месту. Кроме того, департамент не представил опись отправленных документов.
ООО Рекламное агентство «Ирида-Сервис», являясь законным владельцем рекламной конструкции, расположенной в г. Южно-Сахалинске на пересечении улиц Ленина и Пуркаева, 28.06.2009 обратилось в Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью администрации города Южно-Сахалинска (далее - Департамент, ДАГУН) с заявлением о заключении договора на установку рекламной конструкции в соответствии со статьей 19 Закона о рекламе. К заявлению были приложены паспорт рекламного места от 28.02.2007 №П-1774 и лист согласования рекламного места С-1774.
Не получив ответ в течение двух месяцев со дня обращения, общество обратилось в арбитражный суд с жалобой на бездействие Департамента, в которой просило обязать Департамент рассмотреть заявку о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на заявленном месте в течение срока, установленного Законом о рекламе, и дать заявителю мотивированный ответ.
В соответствии со статьёй 19 Закона о рекламе в редакции Федерального закона от 07.05.2009, действовавшего на момент подачи обществом заявления в Департамент, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Из анализа частей 5, 5.1, 9, 11, 13, 17 этой статьи следует, что для получения разрешения на установку рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности необходимо подать заявление с приложением документов, подтверждающих сведения о заявители (копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя), подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного владельца недвижимого имущества на установку рекламной конструкции на земельном участке.
Часть 5 статьи 19 Закона о рекламе предусматривает договорную форму согласия собственника земельного участка на установку рекламной конструкции, следовательно, до обращения к органу местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заявителю необходимо заключить договор аренды того земельного участка, на котором предполагается установка и эксплуатация рекламной конструкции.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а также с Решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 28.01.2009 №1376/59-09-3 «О Порядке установки рекламных конструкций на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» и постановлением мэра города Южно- Сахалинска от 12.01.2006 №22 Департамент осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками, а также выдаёт разрешения на установку рекламных конструкций.
Статья 19 Закона о рекламе содержит исчерпывающие основания, по которым орган местного самоуправления может отказать в принятии решения о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций.
Часть 11 настоящей статьи содержит условия, при которых заявление о выдаче разрешения принимается к рассмотрению (наличие всех приложенных к заявлению документов). Следовательно, отсутствие самого заявления о выдаче разрешения, или каких - либо документов, указанных в данной норме, свидетельствует об отсутствии обращения в орган местного самоуправления.
Судом установлено, что в Департамент общество обратилось с заявлением от 28.06.2009 №46 о заключении договора на установку в границах городского округа «Город Южно - Сахалинск» рекламных конструкций по адресу - центр круговой развязки перекрестка улиц Ленина и Пуркаева (код места 00089). В качестве приложения в заявлении указаны паспорт рекламного места от 28.02.2007 №П-1774 и лист согласования рекламного места С-1774. О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в заявлении не указано.
Суд правомерно отклонил довод заявителя жалобы о том, что просьба о заключении с Департаментом договора на установку рекламных конструкций, указанная в заявлении от 28.06.2009, фактически является просьбой на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
Факт заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не означает автоматического получения разрешения на установку рекламной конструкции, поскольку заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является первичной стадией для подачи документов на получение разрешения. Отсутствие такого договора с собственником земельного участка, на котором предполагается установить рекламную конструкцию, означает и отсутствие согласия собственника недвижимого имущества, указанного в части 11 статьи 19 Закона о рекламе.
Кроме того, часть 17 статьи 19 Закона о рекламе предусматривает выдачу разрешения на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на их установку и эксплуатацию, при этом в разрешении должен быть указан собственник земельного участка, к которому присоединена рекламная конструкция, и другие сведения. Указанные данные в разрешение могут быть записаны только из договора на установку рекламной конструкции, а часть 9 указанной выше статьи говорит о подаче отдельного заявления на получение разрешения на установку рекламной конструкции.
Из изложенного следует, что подача заявления на заключение договора на установку рекламной конструкции и заявления на получение разрешения на установку рекламной конструкции являются двумя разными этапами действий лица, желающего получить земельный участок для установки рекламной конструкции.
При этом указанный в заявлении общества от 28.06.2009 № 46 в качестве приложения - лист согласования рекламного места не является согласием собственника земельного участка на установку на нем рекламной конструкции, а лишь свидетельствует о согласовании места расположения рекламных конструкций на представленном земельном участке.
Судом также установлено, что заявление общества от 28.06.2009 № 46, поступившее в Департамент 30.07.2009, было рассмотрено в месячный срок и дан ответ от 13.08.2009 №10402-014/2 об отказе в заключении такого договора.
Согласно реестру отправки заказной почтовой корреспонденции (список №1), 18.08.2009 указанное письмо для отправки в адрес общества было сдано на почту, что подтверждается соответствующим реестром и почтовой квитанцией.
Кроме того, в материалах дела (л.д.49-50) имеется текст ответа Департамента обществу от 13.08.2009 за исходящим номером 10407-014/2. Этот же номер указан в графе №8 строки №10 реестра почтовых отправлений от 18.08.2009, что подтверждает факт отправления в адрес ООО Рекламное агентство «Ирида - Сервис» ответа на заявление общества.
При изложенных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что Департамент своевременно рассмотрел заявление общества и дал ответ в установленный законом срок.
Поскольку доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1 – 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 05.03.2010 по делу № А59-6615/2009 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: В.М. Голиков
Судьи: О.Н. Трофимова
И.С. Панченко