ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4275/2022 от 07.09.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

13 сентября 2022 года № Ф03-4275/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Луговой И.М., Черняк Л.М.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Голдбери груп»: ФИО1, представитель по доверенности от 25.04.2022;

от Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу: ФИО2, представитель по доверенности от 28.09.2021 № ДВ/31-1;

от федерального государственного бюджетного учреждения «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник»: представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Голдбери груп»

на решение от 31.03.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022

по делу № А73-12468/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Голдбери груп» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683006, <...>)

к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690091, <...>, каб. 30)

третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 684000, <...>)

о признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Голдбери груп» (далее - ООО «Голдбери груп», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (далее – Дальнедра, департамент) о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесения изменений, дополнений в лицензии и переоформления лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесенным к полномочиям департамента (далее – комиссия), от 14.04.2021 об отказе в предоставлении права пользования недрами в целях геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений россыпного золота на участке недр «Темный» в Мильковском муниципальном районе Камчатского края; в порядке восстановления нарушенных прав просило суд обязать департамент повторно рассмотреть заявку общества.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник».

Решением суда от 31.03.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «Голдбери груп» и его представитель в судебном заседании просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить как принятые с неправильным применением норм материального права, с неполно выясненными обстоятельствами, имеющими значение для дела, требования общества удовлетворить. По мнению заявителя кассационной жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что деятельность общества может создать угрозу жизни или здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам и окружающей среде. Приводит доводы о том, что указанные департаментом основания для отказа в предоставлении права пользования недрами являются предположительными; на момент рассмотрения заявки письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) от 17.02.2022 № 15-44/5105 отсутствовало и не могло быть положено в основу обоснованности отказа в предоставлении участка заявителю; судами не исследован вопрос о реальном вхождении истребуемого участка в границы охранной зоны Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника. Ссылаясь на положения статей 10, 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), считает, что в данном случае комиссия могла выдать разрешение на пользование недрами на определенный срок – до установления охранных зон, с возложением обязанности на заявителя провести ликвидационные мероприятия.

Департамент в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель, против доводов общества возражают, просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав с использованием системы веб-конференции представителей общества и департамента, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 29.09.2020 ООО «Голдбери груп» подана заявка № 854 на предоставление права пользования участком недр в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений россыпного золота на участке недр «Темный», расположенном на территории Мильковского муниципального района Камчатского края. К заявке был приложен полный пакет предусмотренных документов; геологическое изучение предусматривалось за счет собственных средств пользователя недр.

По результатам рассмотрения указанной заявки комиссией департамента принято решение об отказе обществу в предоставлении прав пользования участком недр Темный, оформленное протоколом от 14.04.2021 № 1934-к.

ООО «Голдбери груп», не согласившись с названным решением департамента, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.

Согласно статье 11 Закона о недрах (в редакции на момент спорных правоотношений) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), был утвержден приказом Минприроды России от 10.11.2016 № 583 (далее – Порядок № 583).

В соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона о недрах и пунктом 1.2 Порядка № 583 право пользования участками недр для целей геологического изучения недр возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр. Комиссия создается приказом Федерального агентства по недропользованию, который устанавливает ее состав и распределение полномочий.

В силу пункта 4.5 Порядка № 583 Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган также в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляет направление запросов в государственные органы и подведомственные государственным органам организации, в распоряжении которых находятся документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 14 пункта 4.1 настоящего Порядка.

Согласно пункту 4.7 Порядка № 583 в соответствии со статьей 14 Закона о недрах отказ комиссией в приеме заявки может последовать в следующих случаях: 1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований; 2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; 3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; 4) если в случае предоставления права пользования участком недр, в отношении которого подана заявка, данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2 Закона о недрах).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся, в том числе, распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения (пункт 7 статьи 4 Закона о недрах).

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий (статья 8 Закона о недрах в соответствующей редакции).

Как следует из материалов дела, согласно представленной департаментом информации уполномоченный орган (Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края) категорически возражал против предоставления спорного участка недр в пользование с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений россыпного золота.

Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 30.10.2020 № 26.02/5584 на указанном участке отсутствуют особо охраняемые природные территории регионального и местного значения, участки недр местного значения, предоставленные в пользование или включенные в Перечень участков недр местного значения по Камчатскому краю. Вместе с тем, формируемый участок недр «Темный» расположен на территории Мильковского муниципального района Камчатского края в долине р. Темная, входящей в бассейн р. ФИО3, впадающей в р. Камчатка, относящуюся к объектам высшей рыбохозяйственной категории и являющуюся местом хозяйственной и иной (традиционной) деятельности населения. Также согласно имеющимся в распоряжении министерства сведениям, ориентировочно в 1,6 км в южном, юго-восточном и восточном направлениях от участка недр «Темный» расположена особо охраняемая природная территория федерального значения Государственный природный биосферный заповедник «Кроноцкий», в отношении которой в соответствии с Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 2322-р, в настоящее время осуществляется работа по проектированию границ охранной зоны.

Участок недр «Темный» расположен на территории, которая с большой долей вероятности будет включена в границы охранной зоны Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника. Проведение геологического изучения и последующее (при наличии положительных результатов) предоставление участка недр «Темный» в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых, по мнению министерства, помимо очевидного негативного воздействия на расположенную вблизи особо охраняемую природную территорию федерального значения, может оказать существенное негативное воздействие как непосредственно на р. Камчатка, так и на ее притоки различных порядков (реки ФИО3, Прав. ФИО3 и Темная), что неизбежно приведет к росту социальной напряженности в регионе.

Аналогичная информация содержится в обращении от 26.03.2021 № 01-03-16/1729, в котором Правительство Камчатского края просит отказать заявителю в предоставлении права пользования участком недр «Темный», со ссылками на статьи 9, 36, 42 Конституции Российской Федерации, статью 8 Закона о недрах и статью 3 Водного кодекса Российской Федерации; считает предоставление права пользования испрашиваемым участком недр согласно Порядку № 583 недопустимым.

На основании представленных в составе заявки ООО «Голдбери груп» предложений по проведению геологического изучения участка недр с указанием видов, объемов и сроков проведения работ, суды исходили из того, что общество планировало осуществлять геологоразведочные работы с применением тяжелой техники, в том числе в русле водотоков, с нарушением природной среды и максимальным антропогенным воздействием на водный объект.

Ссылки общества на то, что включение спорного участка в границы охранной зоны Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника является предположительным, получили исчерпывающую оценку судов первой и апелляционной инстанций применительно к обстоятельствам дела и представленным доказательствам и обоснованно отклонены.

Согласно письму Минприроды России в Федеральное агентство по недропользованию от 17.02.2022 № 15-44/5105 в соответствии с Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 (далее - Правила), Минприроды России готовит решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа. Также в настоящее время формируется пакет документов, предусмотренный Правилами для подготовки проекта приказа по установлению охранной зоны Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника. Охранная зона заповедника предполагается к установлению на прилегающих к его территории земельных участках в Елизовском, Мильковском и Усть-Камчатском районах Камчатского края и акватории.

Исследовав и оценив материалы дела по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, правильно применив положения Закона о недрах, Федерального закона № 33-ФЗ и Порядка № 583, с учетом установленных фактических обстоятельств, суды пришли к мотивированному выводу о том, что оспариваемым решением комиссии Дальнедра правомерно отказано обществу в предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений россыпного золота на участке Темный, расположенном в Мильковском муниципальном районе Камчатского края.

Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу свидетельствуют о несогласии с выводами судов, основанными на оценке представленных в материалы дела доказательств и фактических обстоятельств спора, о неверном толковании норм действующего законодательства, не влияют на правильность выводов судебных инстанций и не опровергают их, направлены на переоценку доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в любом случае основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.03.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по делу № А73-12468/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.П. Филимонова

Судьи И.М. Луговая

Л.М. Черняк