ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4283/2023 от 28.11.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

05 декабря 2023 года № Ф03-4283/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи С.Н. Новиковой

судей С.И. Гребенщикова, В.А. Гребенщиковой

при участии:

от администрации города Хабаровска: Торчинская Е.В., доверенность от 16.01.2023.

от общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Градъ Сервис»: Ангарская А.Е., доверенность от 01.01.2023.

от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае: Бережанская А.Ю., доверенность от 19.04.2023.

от прокуратуры Хабаровского края: Бахарева Ю.В., доверенность от 11.10.2021.

от департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска: Торчинская Е.В., доверенность от 30.09.2022.

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы администрации города Хабаровска, прокуратуры Хабаровского края

на решение от 15.06.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023

по делу № А73-21074/2022 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66)

к обществу с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Градъ Сервис» (ОГРН 1022701296419, ИНН 2724056185, адрес: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, 72А)

третьи лица: уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае (ОГРН 1142721001477, ИНН 2721207340, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 24-21), прокуратура Хабаровского края (ОГРН 1022700920461, ИНН 2721024410, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шевченко, 6), департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (ОГРН 1162724090660, ИНН 2721228541, адрес: 680017, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 17), министерство строительства Хабаровского края (ОГРН 1022700921231, ИНН 2721047591, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева- Амурского, 32)

о расторжении договора

УСТАНОВИЛ:

администрация г. Хабаровска обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Градъ Сервис» (далее - ответчик, ООО СЗ «Градъ Сервис») о расторжении договора от 19.01.2018 № 3/2018-к о комплексном освоении территории, расположенной по адресу: Хабаровский край, Железнодорожный район.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае, департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, прокуратура Хабаровского края, министерство строительства Хабаровского края.

Решением от 15.06.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023, в удовлетворении иска отказано.

На состоявшиеся судебные акты поданы две кассационные жалобы: от администрации г. Хабаровска и прокуратуры Хабаровского края. Заявители не согласны с выводами судебных инстанций как несоответствующими нормам права. Указывают на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по спорному договору; на непринятие должных мер по внесению изменений в документацию по перепланировке; на создание видимости реализации условий спорного договора путем направления формальных запросов, в том числе в ресурсоснабжающие организации без их реального исполнения. Приводят доводы, что продление договора аренды на основании положений Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не исключает право администрации на досрочное расторжение договора.

В отзывах на кассационные жалобы, дополнениях к отзывам, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае, ООО СЗ «Градъ Сервис» приводят свои возражения против их доводов и просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, приведенные в кассационных жалобах и отзывах на них, дав соответствующие пояснения.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 19.01.2018 между администрацией г. Хабаровска и ООО «Градъ Сервис» (ныне - ООО «СЗ «Градъ Сервис») заключен договор № 3/2018-к о комплексном освоении территории, по условиям которого победителю (единственный участник) аукциона «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории (номер земельного участка 1), расположенного в Железнодорожном районе г. Хабаровска, для размещения капитальных объектов в соответствии с основными видами разрешенного использования для территориальной зоны Ц-2-1» (протокол от 22.12.2017 № 26) предоставлен земельный участок площадью 298 502 кв.м с кадастровым номером 27:23:0000000:28590 сроком на 5 лет.

Разделом 2 договора предусмотрены обязательства общества, в том числе по подготовке и предоставлению в департамент архитектуры строительства и землепользования администрации г. Хабаровска проекта планировки и межевания территории (максимальный срок для подготовки и предоставления указанных документов – 8 месяцев с даты заключения договора) (пункт 2.2 договора); по выполнению мероприятий по освоению указанной территории, предусмотренных в пунктах 2.2.2 – 2.2.7 договора.

Согласно пункту 2.1 договора общество обязано подписать и предоставить в администрацию договор о комплексном освоении территории и договор аренды земельного участка в соответствии с требованиями части 25 статьи 39.12 ЗК РФ (пункт 2.1.1), ежеквартально предоставлять в администрацию письменный отчет о ходе реализации договора о комплексном освоении территории в целях рассмотрения вопроса о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных частью 9 статьи 46.4 ГрК РФ (пункт 2.1.2); подготовить в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 46,4 ГрК РФ и предоставить в департамент архитектуры проект планировки и проект межевания территории, в отношении которой заключен договор; максимальные сроки подготовки документов – 8 месяцев (пункт 2.2.1); в течение 3-х месяцев со дня утверждения документации по планировке территории: заключить дополнительное соглашение, содержащее график осуществления мероприятий по освоению территории, в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, а также дополнительное соглашение, содержащее перечень объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, с указанием сроков начала и окончания каждого объекта инфраструктуры и передать их в государственную или муниципальную собственность (пункты 2.2.2, 2.2.5, 2.2.6); осуществить образование и обеспечить кадастровый учет земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункт 2.2.3).

Кроме того, между этими же сторонами заключен договор аренды от 19.01.2018 № 17 в отношении земельного участка площадью 298 502 кв.м с кадастровым номером 27:23:0000000:28590, предоставленного для комплексного освоения территории, для размещения капитальных объектов в соответствии с основными видами разрешенного использования для территориальной зоны Ц-2-1, сроком на 5 лет, с 19.01.2018 по 18.01.2023.

Соглашением от 01.03.2021 к договору аренды № 17 срок его действия увеличен до 18.01.2026 на основании Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В последующем, соглашением от 29.03.2022 срок действия договора аренды от 19.01.2018 № 17 продлен до 18.01.2029 на основании Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Дополнительным соглашением от 30.04.2021 к договору № 3/2018-к стороны согласовали, что срок действия договора № 3/2018-к определен на период действия договора аренды земельного участка от 19.01.2018 № 17, заключенного в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:28590, или договоров аренды земельных участков, образованных из указанного земельного участка.

Постановлением от 10.01.2019 № 37 администрации г. Хабаровска утверждена документация по планировке территории (проект планировки, проект межевания) в границах ул. Героев Пассаров - ул. Трехгорной в Железнодорожном районе согласно приложениям № 1, № 2.

Письмом от 08.06.2022 № 232 общество уведомило департамент архитектуры о разработанной дорожной карте по комплексному освоению территории и ее направлении в ДМС города письмом от 07.02.2022 (исх.№40), а также о заключении с проектной организацией договора на разработку архитектурно-градостроительной концепции жилой застройки и ее утверждении в мае 2022 года. Кроме того, в связи с утвержденной концепцией жилой застройки направило в департамент архитектуры обращение о необходимости принятия решения по подготовке постановления о внесении изменений в документацию по планировке территории, утвержденной постановлением от 10.01.2019 № 37, указав, что после принятия решения о межевании территории приступит к работам по проектированию первой очереди строительства. Также информировало о пересмотре концепции в части размещения детского дошкольного учреждения: с одного до двух на 250 мест каждое.

По инициативе общества администрацией города принято постановление от 06.07.2022 № 2256 «О подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания), утвержденную постановлением от 10.01.2019 № 37 согласно приложению к настоящему постановлению».

На требование департамента архитектуры о предоставлении информации, предусмотренной пунктами 2.1.2 (ежеквартальный отчет о ходе реализации договора), 2.10 (предоставления сведений о лицах, привлекаемых для исполнения договора) договора № 3/2018, общество письмом от 18.08.2022 сообщило о подготовке архитектурно-градостроительной концепции развития земельного участка по договору, заключенному с ООО «Дальневосточная архитектурная компания» на подготовку документации по планировке территории: проекта планировки территории с проектом межевания территории земельного участка; после подготовки документации будут проведены публичные слушания, по результатам которых утверждается документация в соответствии с постановлением от 06.07.2022 № 2256. Кроме того, указало, что на земельном участке проводятся геодезические изыскания на основании договора, заключенного с ООО «Землеустройство-ДВ».

В свою очередь, администрацией в лице ДМС города проведены проверки, в том числе соблюдения условий договора аренды от 19.01.2018 № 17 и использования земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:28590, предоставленного для комплексного освоения территории, по результатам которых выявлено, что земельный участок не используется; не огорожен, зарос травой и кустарниками; деятельность, в том числе строительная, по его освоению не ведется, о чем оформлены акты от 12.08.2022, от 09.09.2022, к которым приложены фотоснимки земельного участка.

20.10.2022 администрацией в адрес общества направлена претензия № 09-15/12982 с предложением о расторжении договора от 19.01.2018 № 3/2018-к, поскольку на протяжении 4-х лет мероприятия по комплексному освоению территории не ведутся.

Отсутствие ответа послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском о расторжении договора от 19.01.2018 № 3/2018-к.

В рамках настоящего дела исковое требование направлено на расторжение договора от 19.01.2018 № 3/2018-к о комплексном освоении территории, который заключен с единственным участником аукциона ООО «Градъ Сервис» (протокол от 22.12.2017 № 26).

Правовое регулирование договоров о комплексном освоении территории было закреплено в статье 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), действовавшей в момент заключения спорного договора и утратившей силу с 30.12.2020.

Согласно части 1 статьи 46.4 названного кодекса комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.

Комплексное освоение территории осуществляется в границах земельного участка, предоставленного в аренду лицу, с которым заключен договор о комплексном освоении территории, или в границах земельных участков, образованных из такого земельного участка (часть 4 статьи 46.4 Градостроительного кодекса).

Условиями договора о комплексном освоении территории предусмотрены обязательства сторон. Так, лицо, заключившее договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления обязано подготовить и представить в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления проект планировки территории и проект межевания территории, в отношении которой заключается договор, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органами местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки и представления этих документов; осуществить образование земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункты 2, 4 части 5 статьи 46.4 Градостроительного кодекса).

При этом исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан обеспечить рассмотрение и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории и максимальные сроки выполнения данного обязательства, если это входит в их компетенцию (пункт 5 части 5 статьи 46.4 Градостроительного кодекса).

На стороны возложены обязательства по осуществлению на земельном участке, в отношении которого заключен договор, или на земельных участках, образованных из такого земельного участка, строительство объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с проектом планировки территории; максимальные сроки выполнения данного обязательства; обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории, включая ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, в соответствии с графиками осуществления каждого мероприятия в предусмотренные указанными графиками сроки (пункт 7 части 5 статьи 46.4 Градостроительного кодекса).

Частью 7 названной статьи кодекса предусмотрено, что стороны договора в течение трех месяцев со дня утверждения документации по планировке территории обязаны заключить дополнительное соглашение к этому договору, содержащее график осуществления мероприятий по освоению данной территории (в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) в отношении каждого мероприятия с указанием сроков начала и окончания проведения соответствующих работ.

Именно эти обязательства включены в условия спорного договора (пункты 2.2.1-2.2.7, 3.1.1-3.1.7).

Частью 9 статьи 46.4 Градостроительного кодекса закреплено, что договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, исключительно по решению суда.

Несмотря на то, что договор о комплексном освоении территории и договор аренды в силу пункта 6 статьи 39.8 ЗК РФ заключаются одновременно, договор о комплексном освоении территории является специальным по отношению к договору аренды земельного участка, поскольку содержит условия, которые победитель аукциона должен выполнить до начала использования земельного участка (подготовить проект планировки и проект межевания территории, осуществить образование земельных участков, осуществить мероприятия по строительству коммунальной и транспортной инфраструктуры и др.).

По спорному договору комплексное освоение территории подлежит осуществлению в границах земельного участка площадью 298 502 кв.м с кадастровым номером 27:23:0000000:28590, имеющего разрешенное использование : для размещения капитальных объектов в соответствии с основными видами разрешенного использования для территориальной зоны Ц-2-1.

Постановлением от 10.01.2019 № 37 администрации г. Хабаровска утверждена документация по планировке территории (проект планировки, проект межевания) в границах ул. Героев Пассаров - ул. Трехгорной в Железнодорожном районе согласно приложения № 1, № 2.

Однако в отношении утвержденной документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) по инициативе общества принято постановление от 06.07.2022 № 2256 о необходимости внесения в нее изменений согласно приложению к постановлению; в постановлении указано на необходимость его опубликования в газете «Хабаровские вести» (опубликовано 08.07.2022 № 92).

Помимо публикации постановления № 2256 последнее размещено на официальном сайте администрации.

Таким образом, исходя из указанных документов, общество выразило мнение относительно необходимости внесения в утвержденную документацию по планировке территории изменений. При этом соответствующие изменения подлежат внесению в соответствии с Порядком подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения администрации города Хабаровска, принятия решения об утверждении документации по планировке территории, внесении изменений в такую документацию, отмене такой документации или отдельных ее частей, признании отдельных частей такой документации не подлежащими применению, утвержденным постановлением от 18.01.2018 № 93.

При разрешении спора суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, учитывая наличие документации по планировке территории, утвержденной постановлением от 10.01.2019 № 37, направленный обществом в адрес департамента архитектуры график планируемого в 2019-2023 годах ввода объектов жилищного строительства в эксплуатацию, а также его запросы в ресурсоснабжающие организации о предоставлении технических условий для присоединения к сетям жилой застройки (МУП г. Хабаровска «Водоканал», АО «Дальневосточная генерирующая компания»), отказал в удовлетворении иска о расторжении спорного договора. При этом суды приняли во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих, что администрация оказывала содействие обществу в вопросах комплексного освоения территории, а также учли, что в период действия спорного договора на территории Хабаровского края вводился режим повышенной готовности в связи с коронавирусной инфекцией и продление действия договора аренды земельного участка до 18.01.2029.

Между тем выводы судебных инстанций сделаны без учета следующего.

Пунктом 4.4 спорного договора предусмотрено, что договор о комплексном освоении территории может быть расторгнут в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По общему правилу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором.

Одним из условий договора о комплексном освоении территории является обязательство лица, заключившего соответствующий договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, подготовить проект планировки территории и проект межевания территории (пункт 2.2.1 договора); в границах данной территории образовать земельные участки (пункт 2.2.3 договора).

Действительно, постановлением от 10.01.2019 № 37 утверждена документация по планировке территории (проект планировки, проект межевания); в границах земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:28590 планируется размещение общественно-деловой и жилой застройки (новое строительство).

Вместе с тем, как указано выше, по инициативе общества, принято постановление от 06.07.2022 № 2256 «О подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания), утвержденную постановлением № 37 согласно приложению к настоящему постановлению».

На момент рассмотрения спора доказательств того, что в утвержденную документацию по планировке территории в установленном порядке внесены изменения, в материалы дела не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства и, является обязательной, в том числе в случае необходимости установления, изменения или отмены красных линий (пункт 2 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса), а также в случае, если планируется осуществление комплексного развития территории (пункт 7 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса, введенного в действие с 30.12.2020).

Для земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:28590, предоставленного обществу для комплексного освоения, подготовка документации по планировке территории является обязательной.

При этом соответствующая документация необходима для выдачи градостроительного плана земельного участка, содержащего информацию для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

При наличии утвержденной документации по планировке территории (постановление от 10.01.2019 № 37) общество 09.09.2022 обратилось в департамент архитектуры с заявлением о выдаче градостроительного плана, что установлено в рамках дела № А73-16096/2022 Арбитражного суда Хабаровского края, по итогам которого выдан градостроительный план.

Таким образом, обращение о выдаче градостроительного плана земельного участка, с наличием которого возможна разработка проектной документации жилой застройки, осуществлено обществом спустя более 3-х лет после принятия постановления № 37, а также после принятия постановления от 06.07.2022 № 2256 о необходимости внесения изменений в документацию по планировке территории.

После получения градостроительного плана доказательств, подтверждающих, что общество приступило к выполнению каких-либо работ, в том числе проектных по утвержденной постановлением от 10.01.2019 № 37 документации планировки территории, к образованию земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, не имеется.

Напротив, в материалы дела представлены договор от 25.01.2022 № 01-22 на выполнение работ по подготовке архитектурно-градостроительной концепции и договор от 05.07.2022 № 20-22 на выполнение работ по разработке документации по планировке территории, заключенные ответчиком с ООО «Дальневосточная архитектурная компания» (исполнитель), целью которых являются изменения проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденных постановлением от 10.01.2019 № 37, с проведением необходимых мероприятий для согласования и утверждения разработанной документации.

Письмом от 07.02.2022 № 40 общество уведомило департамент о разработке дорожной карты по комплексному освоению земельного участка со ссылкой на договор по разработке архитектурно-градостроительной концепции, после разработки которой необходимо принять решение о внесение изменений в проект планировки и межевания территории. Аналогичные сведения по внесению изменений в проект планировки и межевания территории содержатся в письме общества от 07.04.2022 № 159, адресованном Первому заместителю министра строительства Хабаровского края.

Указанные документы свидетельствуют, что общество фактически продолжило осуществление мероприятий по внесению изменений в утвержденную документацию по планировке (проект планировки, проект межевания).

В соответствии с пунктом 2.2.2 договора стороны в течение 3-х месяцев со дня утверждения документации по планировке территории обязаны заключить дополнительное соглашение к договору, содержащее график осуществления мероприятий по освоению данной территории (в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) в отношении каждого мероприятия с указанием сроков начала и окончания проведения соответствующих работ.

Доказательств обращения общества о заключении дополнительного соглашения по утвержденному проекту планировки в дело не представлено.

Вместе с тем, как указано выше, обществом предприняты меры по изменению, в том числе конструктивных особенностей МКД (увеличение этажности до 24), что влечет внесение изменений в утвержденную документацию по планировке, которые до настоящего времени не реализованы.

Кроме того, согласно пункту 2.2.5 договора общество обязано было осуществить на земельном участке строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в соответствии с проектом планировки территории, а также строительство объектов социальной инфраструктуры; в течение 3-х месяцев со дня утверждения документации по планировке территории заключить дополнительное соглашение к договору, содержащее перечень указанных объектов, максимальные сроки и график с указанием сроков начала и окончания строительства каждого объекта инфраструктуры.

В соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории с целью обеспечения жилого микрорайона, состоящего из 3-х кварталов, отоплением и горячим водоснабжением планировалось строительство газопровода с точкой подключения возле завода «Балтика» (на существующем газопроводе).

Доказательств выполнения работ по строительству газопровода, не имеется.

Суды со ссылкой на пункт 3 статьи 46.4 Градостроительного кодекса, указывая на отсутствие со стороны администрации активного содействия (консультационного, информационного, в том числе в получении технических условий), вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих, что общество обращалось за соответствующим содействием и у него не имелось реальной возможности по выполнению взятых на себя обязательств, не привело. При этом обязательства администрации, предусмотренные пунктами 3.1.3, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7 спорного договора, сводятся к выполнению последней полномочий в пределах ее компетенции и не возлагают на нее обязанности по самостоятельному инициированию разрешения вопросов, возложенных на ответчика при осуществлении им комплексного освоения территории.

Более того администрация обязательств по строительству газопровода не принимала.

Далее установлено, что земельный участок с кадастровым номером 27:23:0000000:28590 согласно генеральному плану города входит в территорию микрорайона «Ореховая сопка», подлежащего масштабной жилой застройке, что не оспаривается сторонами. При этом возможность для застройки близлежащих земельных участков рядом организаций, победителями аналогичных аукционов на право заключения договоров аренды конкретных земельных участков для их комплексного освоения, имеется; строительство и сдача в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется застройщиками.

Из установленного следует, что с момента заключения спорного договора (19.01.2018) обществом выполнена, а администрацией утверждена (постановление от 10.01.2019 № 37) лишь документация по планировке территории (проект планировки, проект межевания); иные обязательства, в том числе, предусмотренные пунктами 2.2.2 - 2.2.5, после утверждения документации по планировке обществом не исполнены; не выполнены мероприятия по подготовке территории к строительству, включая образование земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания. При этом по истечении трех лет после утверждения документации по планировке обществом инициировано внесение в нее изменений, по результатам которого администрацией принято соответствующее постановление от 06.07.2022 № 2256; на момент рассмотрения спора изменения в документацию не внесены.

В этой связи следует признать, что условия о необходимости разработки проекта планировки и проекта межевания территории, которая, в свою очередь, являлась свободной от застройки, выполнение мероприятий по обеспечению соответствующей территории коммунальной и транспортной инфраструктурами заранее, до заключения спорного договора по результатам аукциона, были известны обществу, поэтому наличие утвержденной 10.01.2019 документации по планировке (10.01.2019), в которую подлежат внесению изменения (06.07.2022), не может свидетельствовать о надлежащем исполнении в этой части обязательств по спорному договору.

Материалами дела не опровергается, что изменения в документацию по планировке не внесены; иные условия договора, связанные с комплексным освоением территории, ответчиком не исполнены; доказательств невозможности их исполнения по причинам, зависящим от уполномоченных органов, либо наличия объективных обстоятельств, исключающих возможность освоения спорной территории, не представлено.

Поскольку на момент рассмотрения спора территория земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:28590 не освоена, общество к строительным работам не приступило, суд округа считает, что допущенные ответчиком нарушения условий договора от 19.01.2018 № 3/2018-к о комплексном освоении территории являются существенными и достаточными для его расторжения в судебном порядке на основании пункта 2 статьи 450 ГК РФ, части 9 статьи 46.4 Градостроительного кодекса. При этом учитывает, что в данном случае досрочное расторжение договора о комплексном освоении территории по инициативе публичного органа вызвано необходимостью защиты общественных интересов, в том числе потребностью в эффективном использовании территории, предоставленной для комплексного освоения в целях строительства жилья, а общество, в свою очередь, несет риски, связанные с не достижением ожидаемого экономического результата в связи с не выполнением взятых на себя обязательств по договору.

Согласно частям 1 и 3 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или процессуального права.

Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, если установленные судами фактические обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам и позволяют правильно применить нормы права, подлежащие применению.

Учитывая, что по рассматриваемому спору установленные фактические обстоятельства не требуют дополнительного исследования и оценки доказательств, однако к этим обстоятельствам неправильно применены нормы материального права, суд округа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным расторгнуть договор от 19.01.2018 № 3/2018-к о комплексном освоении территории, отменить решение от 15.06.2023, постановление от 10.08.2023 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска администрации г. Хабаровска.

Администрация г. Хабаровска в силу пункта 2 статьи 33.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому при подаче иска, апелляционной и кассационной жалоб ее не оплачивало. Поскольку по итогам кассационного производства судебный акт принят в пользу администрации г. Хабаровска, то судебные расходы по правилам части 3 статьи 110 АПК РФ с учетом разъяснений, данных в пунктах 12, 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.06.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 по делу № А73-21074/2022 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.

Иск удовлетворить.

Расторгнуть договор о комплексном освоении территории от 19.01.2018 № 3/2018-к.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Градъ Сервис» в доход федерального бюджета 12 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Суду первой инстанции выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Н. Новикова

Судьи С.И. Гребенщиков

В.А. Гребенщикова