ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-428/20 от 03.06.2020 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июня 2020 года                                                                        № Ф03-428/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен июня 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи М.А. Басос

судей С.Ю. Лесненко, И.М. Луговой

при участии:

от Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»: ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2018;

от Администрации города Хабаровска: ФИО2 представитель по доверенности от 11.10.2019 № 1.1.29-250;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

на решение от 25.09.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019

по делу №  А73-12282/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»                                      (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: 129515, <...>; филиал РТРС «Дальневосточный РЦ», адрес: 680030, <...>)

к Администрации города Хабаровска (ОГРН <***>,                                       ИНН <***>; адрес: 680000, <...>)

о признании незаконными действий

   УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Хабаровска (далее - администрация), направленных на запрет вывода из эксплуатации объекта теплоснабжения «Котельная», расположенного по адресу: <...>, а также решения об отказе в согласовании вывода и запрете вывода из эксплуатации указанного объекта теплоснабжения, выраженного в письме от 12.04.2019 № 1.1.53-3083.

Решением суда от 25.09.2019, оставленным без изменения постановлением  Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019, в удовлетворении требований отказано в полном объеме.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе предприятия, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

В обоснование жалобы предприятие, ссылаясь на положения Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889 (далее - Правила № 889), приводит доводы о том, что требование органа местного самоуправления о приостановлении вывода из эксплуатации источника тепловой энергии может быть признано обоснованным лишь при доказанном факте дефицита тепловой энергии, возникшего в случае, если источник тепловой энергии будет выведен из эксплуатации. Заявитель кассационной жалобы полагает, что оспариваемое в настоящем деле решение администрации об отказе в согласовании вывода и запрете вывода из эксплуатации объекта теплоснабжения (котельной) не основано на анализе схемы теплоснабжения города, как того требуют положения законодательства.

Предприятие выражает несогласие с выводами судов о возможном возникновении дефицита тепловой энергии в случае вывода котельной из эксплуатации, основанными на решении администрации о переключении жилых домов по улице Антенной в городе Хабаровске на централизованное отопление от ТЭЦ-3 в 2021 году. Заявитель кассационной жалобы считает, что сам факт переключения домов не может свидетельствовать о наличии дефицита тепловой энергии. Переключение указанных домов на централизованное отопление именно в 2021 году ничем не мотивированно. Как указывает предприятие, разделом 3 «Существующие и перспективные балансы теплоносителя» Схемы теплоснабжения города Хабаровска на период до 2034 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2019 № 500 (далее – Схема теплоснабжения города Хабаровска) установлено, что на источниках тепловой энергии наблюдается резерв до 2035 года с учетом подключения перспективной тепловой нагрузки и перевода с открытой схемы горячего водоснабжения на закрытую систему. С учетом этого заявитель кассационной жалобы полагает, что угроза возникновения дефицита тепловой энергии в случае вывода его объекта теплоснабжения из эксплуатации отсутствует.

Также заявитель кассационной жалобы отмечает, что на протяжении длительного периода времени он неоднократно обращался в администрацию с заявлениями о принятии объекта теплоснабжения – котельной в муниципальную собственность и необходимости переключения потребителей от котельной на централизованное теплоснабжение, указывая, что несет бремя содержания не используемого в деятельности предприятия коммунального объекта, посредством которого осуществляется обслуживание домов, не состоящих на балансе предприятия. Полагает, что при принятии решения о выводе из эксплуатации закрепленного за предприятием источника теплоснабжения администрацией проигнорирована законодательно установленная обязанность по организации теплоснабжения жителей города Хабаровска.    

В дополнениях к кассационной жалобе предприятие настаивает на том, что администрация не вправе отказывать в согласовании вывода объекта теплоснабжения из эксплуатации, поскольку должна инициировать процедуру принятия источника теплоснабжения в муниципальную собственность. Указывает на необоснованность высказанной в судебном заседании суда округа позиции администрации относительно трехгодичного срока приостановления вывода из эксплуатации котельной, которая противоречит ее же утверждениям о том, что дефицит тепловой энергии, явившийся причиной приостановки вывода из эксплуатации котельной, будет устранен путем переключения жилых домов по улице Антенная города Хабаровска к централизованному теплоснабжению от ТЭЦ-3 в 2021 году.

Администрация в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе. Указывает, что решение о приостановлении вывода из эксплуатации котельной предприятия принято в связи с угрозой возникновения дефицита тепловой энергии для пяти многоквартирных домов по улице Антенной 18, 18а, 20, 20б, 24б города Хабаровска, на основании статьи 21 Закона о теплоснабжении, пункта 18 Правил № 889.

Администрация обращает внимание суда, что в соответствии со Схемой теплоснабжения города Хабаровска, предприятию присвоен статус единой теплоснабжающей организации, определена зона ее деятельности, на предприятие возложена обязанность обеспечить соблюдение параметров качества теплоснабжения в указанной зоне. В целях предотвращения возникновения дефицита тепловой энергии и обеспечения надежности теплоснабжения вышеперечисленных жилых домов по улице Антенной города Хабаровска принято решение о переключении в 2021 году потребителей тепловой энергии на централизованное теплоснабжение от Хабаровской ТЭЦ-3. Данное решение учтено в актуализированной Схеме теплоснабжения города Хабаровска.

Администрация указывает, что разделом 3 «Существующие и перспективные балансы теплоносителя» Схемы теплоснабжения города Хабаровска действительно установлено, что на источниках тепловой энергии наблюдается резерв до 2035 года с учетом подключения перспективной тепловой нагрузки и перевода с открытой схемы горячего водоснабжения на закрытую схему. Однако, учитывая невозможность переключения жилых домов по улице Антенной города Хабаровска на ТЭЦ-3 ввиду отсутствия в настоящий момент тепловой магистрали, строительство которой запланировано на 2021 год, комплексный резерв во всей Схеме  теплоснабжения города Хабаровска, который просчитывается на основе совокупных показателей, не означает отсутствие дефицита на конкретном участке.   

В судебном заседании суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

Как установили суды, в марте 2019 года предприятие направило в адрес администрации уведомление о выводе из эксплуатации находящегося у него на праве хозяйственного ведения объекта теплоснабжения - котельной, расположенной в  <...>.

По результатам рассмотрения уведомления администрация отказала в согласовании вывода объекта теплоснабжения из эксплуатации, потребовав приостановки вывода из эксплуатации котельной, что изложила в письме от 12.04.2019 № 1.1.53-3083.

Не согласившись с действиями, направленными на запрет вывода из эксплуатации объекта теплоснабжения, а также решением об отказе в согласовании вывода из эксплуатации объекта теплоснабжения, предприятие обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции по материалам дела установил, что в целях предотвращения возникновения дефицита тепловой энергии и обеспечения надежности теплоснабжения жилых домов по улице Антенной 18, 18а, 20, 20б, 246, осуществляемого от котельной предприятия, администрацией принято решение о переключении в 2021 году данных потребителей тепловой энергии на централизованное теплоснабжение от Хабаровской ТЭЦ-3; данное решение учтено в актуализированной Схеме теплоснабжения города Хабаровска, что повлияло на принятие оспариваемого решения.

Суд первой инстанции, учитывая установленные им обстоятельства, отказал в удовлетворении требований, поскольку пришел к выводу, что оспариваемые действия и решение соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Выводы суда первой инстанции поддержал апелляционный суд.

Принимая судебные акты, суды руководствовались следующими нормами права.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении вопросы организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в том числе согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов.

Согласно пункту 4 статьи 21 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

В силу пункта 5 статьи 21 Закона о теплоснабжении орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления.

Аналогичные положения закреплены в пунктах 16, 18 Правил № 889,  устанавливающих порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, а также содержание понятий: "вывод из эксплуатации", как представляющего собой окончательную остановку работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года; "дефицит тепловой энергии" - технологическая невозможность обеспечения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, объема поддерживаемой резервной мощности и подключаемой тепловой нагрузки.

Таким образом, законодательство в сфере теплоснабжения устанавливает определенный порядок вывода источников тепловой энергии из эксплуатации, предусматривающий обязанность владельца источников тепловой энергии, планирующего вывод их из эксплуатации, согласовать такой вывод с органом местного самоуправления посредством направления ему соответствующего уведомления, и правомочие органа местного самоуправления потребовать приостановить подобные действия в случае, если усматривается угроза возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей.

При этом обязанность по согласованию с органами местного самоуправления вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации предусмотрена Законом о теплоснабжении для собственников или иных законных владельцев указанных объектов в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии (статья 21).

Как установили суды, в марте 2019 года предприятие направило в адрес администрации уведомление о выводе из эксплуатации объекта теплоснабжения - котельной, расположенного по улице Антенной, 24, города Хабаровска, мотивировав его отсутствием потребности в данном объекте, вызванной передачей обслуживаемого котельной жилого фонда с баланса предприятия в муниципальную собственность, а также осуществлением непрофильной деятельности.   

В оспариваемом решении от 12.04.2019 № 1.1.53-3083, администрация указала, что от котельной по улице Антенной, 24, города Хабаровска, осуществляется теплоснабжение пяти многоквартирных жилых домов по улице Антенной, 18, 18а, 20, 20б, 24б; предприятием с указанными потребителями заключены договоры на отпуск и потребление тепловой энергии; в случае вывода из эксплуатации котельной многоквартирные дома останутся без теплоснабжения.

Таким образом, администрация, реализуя предоставленное ей законом полномочие, отказала предприятию в согласовании вывода объекта теплоснабжения из эксплуатации, мотивировав данный отказ угрозой возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей, и потребовала приостановить вывод котельной из эксплуатации.

Как установили суды, решение о выводе из эксплуатации котельной, расположенной по улице Антенной, 24, города Хабаровска, администрация мотивировала ссылкой на проект актуализируемой Схемы теплоснабжения города Хабаровска, согласно которой перевод многоквартирных жилых домов, снабжение которых тепловой энергией производится от указанного объекта, на централизованное теплоснабжение от Хабаровской ТЭЦ-3 предусмотрен на 2021 год.

В соответствии со статьей 23 Закона о теплоснабжении развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; иные условия.

При разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая следующими показателями: 1) резервирование системы теплоснабжения; 2) бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом; 3) живучесть источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом.

Закон о теплоснабжении определяет схему теплоснабжения как документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения или органа местного самоуправления (статья 2).

Утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, а также присвоение статуса единой теплоснабжающей организации отнесено Законом о теплоснабжении к полномочиям Правительства Российской Федерации (статья 4).

Согласно статье 18 Закона о теплоснабжении распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.

Актуализированная Схема теплоснабжения города Хабаровска на период до 2034 года утверждена 22.05.2019 приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 500.

Проект актуализируемой Схемы теплоснабжения города Хабаровска, на который сослалась администрация в оспариваемом предприятием отказе в согласовании вывода из эксплуатации объекта теплоснабжения, на момент оформления письма от 12.04.2019 № 1.1.53-3083 был одобрен по результатам публичных слушаний (протокол от 04.04.2019 № 1).

В соответствии со Схемой теплоснабжения города Хабаровска предприятию в лице его филиала присвоен статус единой теплоснабжающей организации с определением зоны ее деятельности, что говорит о необходимости исполнения им обязанности, предусмотренной положениями статьи 23.9 Закона о теплоснабжении, по обеспечению соблюдения значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в зоне своей деятельности.

Суды, учитывая положения актуализированной Схемы теплоснабжения города Хабаровска по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения городского округа, пришли к выводу о том, что решение о переключении в 2021 году потребителей тепловой энергии на централизованное теплоснабжение от Хабаровской ТЭЦ-3 в целях предотвращения возникновения дефицита тепловой энергии и обеспечения надежности теплоснабжения жилых домов по улице Антенной 18, 18а, 20, 20б, 246 города Хабаровска учтено в данном правовом акте.  Иные источники теплоснабжения вышеуказанных многоквартирных жилых домов, кроме котельной предприятия, отсутствуют, а Схемой теплоснабжения города Хабаровска не предусмотрено снабжение этих объектов от других источников. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии угрозы дефицита тепловой энергии на территории города в случае вывода из эксплуатации котельной предприятия.

При таких обстоятельствах недоказанность совокупности условий, необходимых для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, повлекла отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ.

Наличие на источниках тепловой энергии резерва до 2035 года с учетом подключения перспективной тепловой нагрузки и перевода с открытой на закрытую систему горячего водоснабжения, что установлено разделом 3 «Существующие и перспективные балансы теплоносителя» Схемы теплоснабжения города Хабаровска, не подтверждает отсутствие дефицита на конкретном участке, теплоснабжение которого обеспечивается за счет эксплуатации котельной предприятия. Доводы заявителя кассационной жалобы в данной части суд округа отклоняет.

Отклоняются и доводы относительно расходов по содержанию коммунального объекта.

Согласно  положениям пункта 5 статьи 21 Закона о теплоснабжении в случае, если продолжение эксплуатации объектов теплоснабжения ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, законодательство предусматривает защиту экономических интересов владельца источника тепловой энергии в форме компенсации понесенных им финансовых убытков.

Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости принятия источника теплоснабжения в муниципальную собственность касаются иного предмета разногласий, имеющихся между лицами, участвующими в деле.

Выводы судов о применении вышеприведенных норм права соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права.

Судом кассационной инстанции также не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.09.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019по делу № А73-12282/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                М.А. Басос     

Судьи                                                                                         С.Ю. Лесненко     

                                                                                                   ФИО3