АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
марта 2022 года № Ф03-428/2022
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен марта 2022 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Луговой И.М., Филимоновой Е.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Статус ДВ»: ФИО1 представитель по доверенности б/н от 10.01.2022;
от администрации Уссурийского городского округа: ФИО2 по доверенности от 28.12.2021 № 6612;
от общества с ограниченной ответственностью «ПримСтройАльянс»: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью «Стройтех»: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Статус ДВ»
на решение от 07.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021
по делу № А51-6193/2021 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью «Статус ДВ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Ленинградская, д. 43, В/1, г. Уссурийск, Приморский край, 692512)
к администрации Уссурийского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Ленина, д. 101, г. Уссурийск, Приморский край, 692519)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «ПримСтройАльянс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Советская, д. 84, пом. 503, г. Уссурийск, Приморский край, 692525), общество с ограниченной ответственностью «Стройтех» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692522, <...>)
о признании недействительным отказа от исполнения соглашения, о взыскании субсидий
установил: общество с ограниченной ответственностью «Статус ДВ» (далее - истец, общество, ООО «Статус ДВ») обратилось с исковыми требованиями к администрации Уссурийского городского округа (далее - ответчик, администрация) о признании недействительным отказа от исполнения заключенного сторонами соглашения от 04.09.2020 № 108 о предоставлении субсидий на возмещение затрат на благоустройство дворовых территорий, расположенных на территории Уссурийского городского округа, (далее соглашение), о взыскании 1 258 900 рублей субсидий, подлежащих выплате в соответствии с соглашением.
Решением от 07.09.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе общества полагающего, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем заявитель просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы обществом приведены доводы о незаконности одностороннего отказа администрации от соглашения, поскольку основания для расторжения соглашения отсутствовали. Полагает, что судами неверно дана оценка правомерности одностороннего отказа от соглашения, поскольку имеется вступивший в законную силу судебный акт по делу № А51-18188/2020, в котором выполненные работы по благоустройству дворовой территории по спорному адресу оценены как качественные. Настаивает, что поскольку иным судебным актом установлены обстоятельства, судебные акты по настоящему делу не могут содержать иную оценку.
Администрация в письменном отзыве доводы кассационной жалобы оспорила.
В судебном заседании 02.03.2022 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11-30 09.03.2022.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, выслушав представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального законодательства, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, истец является управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: ул. Некрасова, д. 14, г. Уссурийск на основании договора управления от 01.09.2013.
Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 30.11.2017 № 3570-НПА утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды Уссурийского городского округа» на 2018-2027 годы.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам на возмещение затрат по благоустройству территорий, расположенных на территории Уссурийского городского округа, утвержденного Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 04.06.2019 № 1264-НПА (далее – Порядок предоставления субсидий), предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного с администрацией Уссурийского городского округа.
25.01.2020 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: ул. Некрасова, д. 14, г. Уссурийск принято решение об участии в муниципальной подпрограмме по благоустройству придомовой территории, в связи с чем для выполнения работ по благоустройству придомовой территории в качестве подрядчика привлечено третье лицо - общество с ограниченной ответственностью «ПримСтройАльянс», с которым истец заключил договор подряда от 10.03.2020 № 08-03/2020.
На основании Порядка включения дворовых территорий многоквартирных домов в подпрограмму «100 дворов Уссурийска» на 2020 год, муниципальной программы «Формирование современной городской среды Уссурийского городского округа» на 2018 - 2024 годы, утвержденного Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 12.02.2020 № 312-НПА дворовая территория многоквартирного дома по адресу: ул. Некрасова, д. 14, г. Уссурийск вошла в адресный перечень нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству дворовых территорий исходя из минимального перечня работ по благоустройству в рамках муниципальной подпрограммы «100 дворов Уссурийска» на 2020 год.
Между администрацией и обществом 04.09.2020 заключено соглашение № 108 о предоставлении субсидий на возмещение затрат на благоустройство дворовых территорий, расположенных на территории Уссурийского городского округа (соглашение), расположенной по адресу: ул. Некрасова, д. 14, г. Уссурийск, пунктом 2.1 которого определено предоставление субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в решении о бюджете Уссурийского городского округа (сводной бюджетной росписи) на 2020 финансовый год и лимитов бюджетных обязательств, доведенных администрацией Уссурийского городского округа в размере 1 264 991 рублей.
Разделом 3 соглашения сторонами согласованы условия предоставления субсидии.
На основании пункта 3.3 соглашения получатель (истец) обязан представить в администрацию Уссурийского городского округа документы, подтверждающие фактически произведенные расходы в соответствии с требованиями, установленными порядком предоставления субсидии.
В силу пункта 5.3 соглашения получатель обязался, в том числе, представить в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта о выполнении работ, необходимые для предоставления субсидии в соответствии с пунктом 21 Порядок предоставления субсидий документы:
а) заявку на предоставление субсидии по форме согласно Приложению № 1 к названному Порядку;
б) копии договоров подряда на оборудование детских и (или) спортивных площадок, асфальтирование территории (ремонт дворовых проезд), обеспечение освещения территорий, установку скамеек и урн для мусора;
в) акты выполненных работ (форма № КС-2), согласованные уполномоченными лицами, которые вправе действовать в интересах собственников помещений, администрацией Уссурийского городского округа, с представлением сертификатов и паспортов на использованные материалы;
г) смета на оборудование детски и (или) спортивных площадок, асфальтирование территории (ремонт дворовых проездов), обеспечение освещения территорий, установку скамеек и урн для мусора, прошедшая негосударственную экспертизу по проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов;
д) дефектную ведомость (ремонт дворовых проездов), обеспечения освещения территорий, установку скамеек и урн для мусора;
е) положительное заключение о проведении строительного контроля качества за выполнением работ по оборудованию детских и (или) спортивных площадок, асфальтированию территорий (ремонт дворовых проездов), обеспечения освещения территорий, установку скамеек и урн для мусора на территории многоквартирных домов с представлением актов освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки работ;
ж) справку о стоимости выполненных работ и затрат на оборудование детских и (или) спортивных площадок, асфальтирование территории (ремонт дворовых проездов), обеспечения освещения территорий, установку скамеек и урн для мусора (форма № КС-3).
Согласно постановлению администрации Уссурийского городского округа от 29.11.2017 года № 3542 «О создании общественной комиссии по осуществлению контроля за ходом выполнения муниципальной программы «Формирование современной городской среды Уссурийского городского округа» на 2018-2024 годы утвержден Состав и Положение об общественной комиссии по осуществлению контроля за ходом выполнения муниципальной программы «Формирование современной городской среды Уссурийского городского округа» на 2018-2024 годы, где общественная комиссия осуществляет контроль за ходом выполнения муниципальной программы и является временно действующим на 2018 - 2024 годы коллегиальным органом, созданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды», постановления Администрации Приморского края от 30.12.2019 № 944-па «Формирование современной городской среды муниципальных образований Приморского края» на 2020 - 2027 годы. Одной из задач общественной комиссии является принятие благоустроенных дворовых территорий.
В рамках выполнения пункта 5.1 соглашения 24.03.2020 № 31 истцом заключен договор с ООО «Стройтех» на проведение строительного контроля в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.201 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», по благоустройству дворовой территории МКД, расположенной по адресу: ул. Некрасова, д. 14, г. Уссурийск.
ООО «Стройтех» в адрес истца 23.09.2020 направило письмо с указанием выявленных недостатков по качеству выполненных работ при проведении строительного контроля в отношении спорного объекта.
Выявленные нарушения зафиксированы общественной комиссией протоколами от 07.10.2020 № 27/1, от 02.11.2020 № 31.
Поскольку истец не устранил выявленные ответчиком недостатки в выполненных работах, ответчик в одностороннем порядке на основании пункта 7.5.2 соглашения отказался от него, о чем направил истцу решение от 16.12.2020.
Не согласившись с односторонним отказом ответчика от соглашения, истец направил в адрес администрации претензию с требованием выплатить спорную субсидию. Данную претензию ответчик оставил без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении требований суды установили достаточные основания для одностороннего отказа администрации от соглашения, вследствие чего пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с администрации средств субсидии по соглашению.
Суды исходили из указанного в решении от 16.12.2020 о расторжении соглашения основания: невыполнение получателем субсидии в полном объеме обязательства по соглашению.
Судами верно учтено, что получение субсидии возможно только при соблюдении Порядка предоставления субсидий. Общество, претендующее на получение субсидии, обязано представить соответствующие документы. Как установлено судами, общество в установленном порядке не направило в администрацию предусмотренные пунктом 5.3 соглашения и пунктом 21 Порядка предоставления субсидии документы.
Указанные документы, подтверждающие выполнения обязательств по соглашению в полном объеме, которые подлежат возмещению средствами субсидии, общество направило в администрацию с претензией о выплате суммы субсидии 01.03.2021 после расторжения соглашения.
Заявление на выплату субсидии с приложением необходимых документов обществом в администрацию в 2020 году в период действия соглашения и в указанный в нем финансовый период 2020 года не представлены. Расторжение соглашения признано судами обоснованным.
Доводы общества о взыскании с него в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПримСтройАльянс» задолженности за выполненные работы по договору подряда от 10.03.2020 № 08-03/2020 не может служить основанием для удовлетворения требований о взыскании суммы субсидии в силу следующего.
В рамках указанного спора рассматривался вопрос о выполнении работ по договору подряда. В судебных актах также указано на наличие замечаний по качеству выполненных работ, которые не носят критический характер, могут быть устранены в рамках гарантийных обязательств и не являются основанием для отказа в оплате выполненных работ.
По делу № А51-18188/2020 судами отклонен довод общества о расторжении соглашения о предоставлении ему субсидии со ссылкой на то, что отсутствие финансирования не является основанием для освобождения заказчика от исполнения принятых обязательств по оплате выполненных работ.
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет бюджетные ассигнования как предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Согласно статье 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Пунктом 1 статьи 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам на возмещение затрат по благоустройству территорий, расположенных на территории Уссурийского городского округа, утвержден постановлением администрации Уссурийского городского округа от 04.06.2019 № 1264-НПА в соответствии с ее компетенцией на основании положений Жилищного кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды», Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2017 года № 691/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 - 2022 годы», Постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2019 года № 944-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Формирование современной городской среды муниципальных образований Приморского края» на 2020 - 2027 годы».
Цель субсидии – возмещение затрат по благоустройству дворовых территорий, расположенных на территории Уссурийского городского округа: асфальтирование территории (ремонт дворовых проездов), установка скамеек и урн для мусора, обеспечение освещения территории, оборудование детских и (или) спортивных площадок (пункт 3 Порядка предоставления субсидии).
Основанием предоставление субсидии предусмотрено заключение соглашения (пункт 6 Порядка предоставления субсидии).
В силу пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Пунктом 2.1 соглашения предусмотрено предоставление субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в решении о бюджете Уссурийского городского округа (сводной бюджетной росписи) на 2020 финансовый год и лимитов бюджетных обязательств, доведенных администрации Уссурийского городского округа в размере 1 264 991 рубль.
Вместе с тем пунктом 7.5.2 соглашения предусмотрено расторжение соглашения в одностороннем порядке в случае нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии.
Поскольку получатель не выполнил взятые на себя обязательства (пункт 5.3 соглашения) по представлению в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта о выполнении работ, необходимые для предоставления субсидии в соответствии с пунктом 21 Порядок предоставления субсидий документы, администрация обоснованно расторгла соглашение, и основания для предоставления получателю средств субсидии не возникли.
Довод общества о предоставлении вместе с претензий в администрацию необходимых предусмотренных пунктом 21 Порядка предоставления субсидии документов отклоняется судом.
Поскольку субсидия, предусмотренная Порядком предоставления субсидии, является стимулирующей, природа стимулирующих субсидий определена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, сам факт выполнения работ по благоустройству дворовой территории не свидетельствует о том, что выплата субсидии является гарантированной выплатой со стороны органа местного самоуправления.
Взаимосвязанные положения статей 69 и 78 БК РФ предусматривают возможность государства оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публичных задач.
Таким образом, право на получение стимулирующей субсидии не является абсолютным, поскольку субсидии выделяются в установленном порядке, строго на определенные цели, лицо, претендующее на получение субсидии, обязано предоставить документы, предусмотренные определенным порядком (правилами), использовать эту субсидию на определенные цели.
Таким образом субсидия, на которую претендовало общество, не является безусловной, а учитывая заявительный характер предоставления субсидии, не представив предусмотренные соглашением и Порядком предоставления субсидий документы, общество утратило право на получение субсидии в заявленной сумме в установленный соглашением финансовый период.
Поскольку суды установили нарушение обществом установленного Порядка предоставления субсидий, а именно: не выполнение в полном объеме обязательств по соглашению, вывод об обоснованности расторжения соглашения в одностороннем порядке сделан судами правомерно. В удовлетворении требований обществу отказано правомерно.
Вместе с тем при устранении недостатков в документах, необходимых для предоставления субсидии на возмещение затрат по благоустройству территории (на оплату работ по договору подряда от 10.03.2020 № 08-03/2020), общество не лишено права повторно обратиться в администрацию Уссурийского городского округа в установленном порядке с соответствующим заявлением о включении спорной дворовой территории в муниципальную подпрограмму «100 дворов Уссурийска» на соответствующий финансовый год.
Доводы общества о нарушении его прав с учетом принятого вступившего в законную силу судебного акта по делу № А51-18188/2020 были изучены судами и отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах. Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
Выводы судов сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу с правильным применением норм права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу № А51-6193/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Черняк
Судьи И.М. Луговая
Е.П. Филимонова