ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4339/2023 от 24.10.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

31 октября 2023 года № Ф03-4339/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи С.Н. Новиковой

судей М.Ю. Бурловой-Ульяновой, Д.Г. Серги

без участия представителей сторон

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Эльмиры Балахановны

на решение от 17.03.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023

по делу № А16-1797/2021 Арбитражного суда Еврейской автономной области

по иску администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН 1027900635058, ИНН 7906000725, адрес: 679511, Еврейская автономная область, с. Валдгейм, ул. Школьная, 14, лит. Г)

к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Эльмире Балахановне (ОГРНИП 318790100000331, ИНН 790154424905)

о взыскании 2 546 754 руб. 95 коп.

по встречному иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Эльмиры Балахановны

к администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области

о признании незаконным применение администрацией Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области формулы А = Спм х К х S при расчете арендной платы за период 2018 - 2020 годы, об обязании администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области руководствоваться пунктом «в» части 3 «Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» и применении расчета арендной платы за земли, переданные в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Эльмире Балахановне за 2018 - 2020 годы на основании кадастровой стоимости земельного участка в размере 0,6 процента в отношении земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

УСТАНОВИЛ:

администрация Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Эльмире Балахановне (далее - ответчик, глава КФХ Ларик Э.Б.) о взыскании 2 546 754 руб. 95 коп., из которых: 2 247 637 руб. 31 коп., задолженность по арендной плате за 2018-2020 годы по договорам аренды земли № 1605 от 04.12.2017, № 1619 от 27.02.2018, № 1621 от 27.02.2018, № 1620 от 27.02.2018, № 1251 от 27.10.2014, № 1499 от 25.02.2016, № 1257 от 05.11.2014, № 1256 от 05.11.2014, № 1260 от 06.11.2014, № 1259 от 05.11.2014, № 790 от 16.04.2013, № 1252 от 27.10.2014, № 833 от 11.08.2010, № 831 от 11.08.2010, № 830 от 11.08.2010, № 829 от 11.08.2010, № 840 от 01.10.2010, № 240 от 11.04.2005, № 1500 от 25.02.2016, № 1498 от 24.02.2016, пени в размере 299 117 руб. 64 коп.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленное требование, просил взыскать с ответчика 2 546 754 руб. 95 коп., из которых: 2 247 637 руб. 31 коп., задолженность по арендной плате за 2018-2020 годы по договорам аренды земли, пени в размере 299 117 руб. 64 коп., дополнительно заявил требование о расторжении договоров аренды земли № 1605 от 04.12.2017, № 1619 от № 1620 от 27.02.2018, № 1499 от 25.02.2016, № 1256 от 05.11.2014, № 1260 от 06.11.2014, № 790 от 16.04.2013, № 1252 от 27.10.2014, № 1498 от 24.02.2016 и обязании ответчика со дня вступления судебного акта в законную силу передать по актам приема-передачи администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО земельные участки по указанным договорам аренды земли. Суд принял уточненное требование о взыскании задолженности и пени, отказав в принятии уточненных требований истца в части расторжения договоров аренды земли.

Глава КФХ Ларик Э.Б. заявила встречный иск к администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области о признании незаконным применение администрацией Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области формулы А = Спм х К х S при расчете арендной платы главы КФХ Ларик Э.Б. за период 2018-2020 годы; об обязании администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области руководствоваться пунктом «в» части 3 «Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Правила № 582) и применении расчета арендной платы за земли, переданные в аренду главы КФХ Ларик Э.Б за 2018-2020 годы на основании кадастровой стоимости земельного участка в размере 0,6 процента в отношении земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Решением от 17.03.2023 с главы КФХ Ларик Э.Б. в пользу администрации взыскано 2 546 754 руб. 95 коп., из них: 2 247 637 руб. 31 коп., задолженность по арендной плате за период с 2018 по 2020 годы по договорам аренды земли № 1605 от 04.12.2017, № 1619 от 27.02.2018, № 1621 от 27.02.2018, № 1620 от 27.02.2018, № 1251 от 27.10.2014, № 1499 от 25.02.2016, № 1257 от 05.11.2014, №1256 от 05.11.2014, №1260 от 06.11.2014, №1259 от 05.11.2014, № 790 от 16.04.2013, №1252 от 27.10.2014, № 833 от 11.08.2010, № 831 от 11.08.2010, № 830 от 11.08.2010, № 829 от 11.08.2010, № 840 от 01.10.2010, № 240 от 11.04.2005, № 1500 от 25.02.2016, № 1498 от 24.02.2016, 299 117 руб. 64 коп., сумма неустойки. В удовлетворении встречного иска отказано.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 решение от 17.03.2023 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе глава КФХ Ларик Э.Б. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. Настаивает на применении к спорным правоотношениям положений абзаца 3 подпункта «в» пункта 3 Правил № 582. Кроме того, указывает на применение судами коэффициентов, которые в судебном порядке признаны недействующими по делу, где глава КФХ Ларик Э.Б. являлась административным истцом (дело № 66а-674/2021). Приводит доводы относительно того, что на момент рассмотрения спора права и обязанности по указанным договорам перешли к другим лицам.

В отзыве на кассационную жалобу администрация приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, между администрацией муниципального образования «Биробиджанский район» (арендодатель) и КФХ Ларика Александра Николаевича (арендатор) заключены без торгов договоры аренды земельных участков из состава земель – земли сельскохозяйственного назначения (всего 13), в том числе:

- от 11.04.2005 № 240 в отношении земельного участка площадью 5,8 га с кадастровым номером 79:04:1301002:17, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 49 лет, с 11.04.2005 по 10.04.2054;

- от 11.08.2010 № 829 в отношении земельного участка площадью 36,9884 га с кадастровым номером 79:04:1302001:44, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 4 года, с 11.08.2010 по 10.08.2014;

- от 11.08.2010 № 830 в отношении земельного участка площадью 16,6422 га с кадастровым номером 79:04:1302001:43, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 4 года, с 11.08.2010 по 10.08.2014;

- от 11.08.2010 № 831 в отношении земельного участка площадью 28,1696 га с кадастровым номером 79:04:1302001:45, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 4 года, с 11.08.2010 по 10.08.2014;

- от 11.08.2010 № 833 в отношении земельного участка площадью 83,1336 га с кадастровым номером 79:04:1302001:46, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 4 года, с 11.08.2010 по 10.08.2014;

- от 01.10.2010 № 840 в отношении земельного участка площадью 47,0065 га с кадастровым номером 79:04:1304004:355, с видом разрешенного использования: под пастбище, сроком на 25 лет, с 01.10.2010 по 30.09.2035;

- от 16.04.2013 № 790 в отношении земельного участка площадью 119,3881 га с кадастровым номером 79:04:1702004:8, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 3 года, с 16.04.2013 по 15.04.2016;

- от 27.10.2014 № 1252 в отношении земельного участка площадью 375,9313 га с кадастровым номером 79:04:1304001:236, с видом разрешенного использования: под пастбище и сенокошение, сроком на 3 года, с 27.10.2014 по 26.10.2017;

- от 27.10.2014 № 1251 в отношении земельного участка площадью 95,5112 га с кадастровым номером 79:04:1301003:15, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 25 лет, с 27.10.2014 по 26.10.2039;

- от 05.11.2014 № 1257 в отношении земельного участка площадью 173,2089 га с кадастровым номером 79:04:1301003:14, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 10 лет, с 05.11.2014 по 04.11.2024;

- от 05.11.2014 № 1256 в отношении земельного участка площадью 46,2558 га с кадастровым номером 79:04:1301005:25, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 10 лет, с 05.11.2014 по 04.11.2024;

- 05.11.2014 № 1259 в отношении земельного участка площадью 67,3351 га с кадастровым номером 79:04:1301005:23, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 10 лет, с 05.11.2014 по 04.11.2024;

- 06.11.2014 № 1260 в отношении земельного участка площадью 23,6409 га с кадастровым номером 79:04:1301005:24, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, сроком на 10 лет, с 06.11.2014 по 05.11.2024.

Также без торгов заключены договоры аренды земельных участков из состава земель – земли населенных пунктов (всего 3) между администрацией и КФХ Ларик Николаем Александровичем, в том числе:

- от 24.02.2016 № 1498 в отношении земельного участка площадью 17 517 кв.м с кадастровым номером 79:04:2500006:180, с видом разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства, сроком на 5 лет, с 24.02.2016 по 23.02.2021;

- от 25.02.2016 № 1499 в отношении земельного участка площадью 32 210 кв.м (категория земель – земли населенных пунктов), с кадастровым номером 79:04:2500002:52, с видом разрешенного использования: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, сроком на 5 лет, с 25.02.2016 по 24.02.2021;

- от 25.02.2016 № 1500 в отношении земельного участка площадью 146 150 кв.м с кадастровым номером 79:04:2500001:219 (категория земель – земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования: животноводство (размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции), сроком на 5 лет, с 25.02.2016 по 24.02.2021.

Кроме того, между администрацией и Ларик Эльвирой Балахановной (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков, в том числе:

- без торгов, от 04.12.2017 № 1605 в отношении земельного участка из состава земель – земли сельскохозяйственного назначения площадью 248,3026 га с кадастровым номером 79:04:1304001:226, с видом разрешенного использования: для сенокошения, сроком на 3 года;

- на торгах, от 27.02.2018 № 1619 в отношении земельного участка из состава земель – земли сельскохозяйственного назначения площадью 392 902 кв.м с кадастровым номером 79:04:1202001:316, с видом разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, сроком на 10 лет;

- на торгах, от 27.02.2018 № 1621 в отношении земельного участка площадью 321 283 кв.м с кадастровым номером 79:04:1202001:315, с видом разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, сроком на 10 лет;

- на торгах, от 27.02.2018 № 1620 в отношении земельного участка площадью 486 523 кв.м с кадастровым номером 79:04:1202001:317, с видом разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, сроком на 10 лет.

Названными договорами предусмотрены условия об арендной плате, сроках ее внесения (пункты 2.1, 2.2), а также ответственность в виде оплаты арендатором пени за неуплату в установленный срок арендных платежей.

Права аренды по договорам, арендаторами по которым выступали КФХ Ларик А.Н и КФХ Ларик Н.А., перешли к Ларик Эльмире Балахановне на основании договоров о передаче прав и обязанностей от 16.05.2018, от 12.03.2019, от 15.03.2019; все договоры аренды, договоры о передаче прав и обязанностей зарегистрированы в установленном порядке.

Администрация, ссылаясь на наличие задолженности по арендной плате, пени по вышеназванным договорам, образовавшейся за период 2018-2020 годы по причине ее несвоевременной оплаты арендатором Ларик Э.Б., обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

В свою очередь, глава КФХ Ларик Э.Б. предъявила к администрации встречный иск о признании незаконным расчета арендных платежей по вышеназванным договорам, просила при расчете арендной платы по договорам за 2018 – 2020 годы руководствоваться пунктом «в» части 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, а именно 0,06 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Судами правомерно квалифицированы спорные правоотношения как регулируемые нормами главы 34 «Аренда» ГК РФ, земельного законодательства и условиями вышеназванных договоров аренды.

При разрешении спора по первоначальному иску установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

В соответствии с абзацем вторым данной статьи порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Таким образом, арендатор должен обеспечить своевременное перечисление арендодателю арендной платы в размере и порядке, установленном договором аренды.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором неустойку (штраф, пени) (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).

Как указано выше и установлено, предметом названных договоров аренды являются земельные участки, расположенные в границах территории Биробиджанского района ЕАО и относящиеся:

- к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения (земельные участки с кадастровыми номерами 79:04:1302001:43, 79:04:1302001:44, 79:04:1302001:45, 79:04:1302001:46, 79:04:1304001:226, 79:04:1304001:236, 79:04:1202001:315, 79:04:1202001:316, 79:04:1202001:317, 79:04:1301002:17, 79:04:1301003:14, 79:04:1301003:15, 79:04:1702004:8, 79:04:1304004:355, 79:04:1301005:23, 79:04:1301005:24, 79:04:1301005:25, всего 17);

- к категории земель – земли населенных пунктов (земельные участки с кадастровыми номерами 79:04:25000052, 79:04:2500001:219, 79:04:2500006:180, всего 3).

При этом земельные участки с кадастровыми номерами 79:04:1202001:315, 79:04:1202001:316, 79:04:1202001:317 предоставлены по результатам аукциона, остальные – без торгов.

Земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения предоставлены для ведения сельскохозяйственного производства (выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, для сенокошения, пастбищ); из состава земель населенных пунктов – для обеспечения сельскохозяйственного производства; размещения зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Все вышеназванные земельные участки расположены в границах Биробиджанского района ЕАО; сведения о зарегистрированных правах на земельные участки отсутствуют.

Администрация Биробиджанского муниципального района, выступающая арендодателем по названным договорам, является полномочным лицом в правоотношениях, вытекающих из этих договоров.

Так, по первоначальному иску заявлены требования о взыскании задолженности (арендная плата сумме 2 247 637,31 руб., пени в сумме 299 117,64 руб.) по указанным 20-ти договорам аренды, возникшей за 2018 год по 31.12.2020, включительно; по встречному иску - о признании незаконным расчета арендных платежей по вышеназванным договорам; при расчете арендной платы по договорам за 2018 – 2020 годы следует руководствоваться пунктом «в» части 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее – Правила № 582), а именно 0,06 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Судами установлено, что договоры аренды заключены в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. При этом часть договоров (всего 17) заключены без торгов; 3 договора, в том числе от 27.02.2018 за №№ 1619, 1620, 1621 заключены на торгах.

В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок определяется договором аренды.

По общему правилу положений статьи 424 ГК РФ, пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015) арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов, относится к регулируемым ценам, размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 № 13), к договору аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.

Поскольку земельные участки, предоставленные в аренду по вышеназванным договорам, заключенным без торгов после вступления в силу Земельного кодекса, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, арендная плата по вышеназванным договорам является регулируемой и подлежит расчету на основании нормативных правовых актов, которые устанавливают порядок определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные в Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области.

Кроме того, стороны в договорах аренды предусмотрели порядок исчисления арендной платы на основании таких нормативных правовых актов, а также право арендодателя пересчитывать арендную плату в связи с изменением действующего законодательства и указанных нормативных правовых актов.

При такой ситуации суды правомерно признали не подлежащими применению при расчете арендной платы по вышеназванным договорам положений абзаца 3 подпункта «в» пункта 3 Правил № 582, регулирующих расчет арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поэтому обоснованно отказали в удовлетворении встречного иска.

Далее установлено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – постановление № 73)).

В спорный период расчет арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории ЕАО за период 2018 по 2019 годы включительно, подлежал определению на основании Закона ЕАО от 01.07.2015 № 747-ОЗ «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Еврейской автономной области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (утратил силу в связи с принятием Закона ЕАО от 01.11.2019 № 476-ОЗ), согласно которому размер арендной платы исчисляется по формуле, исходя из кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента, учитывающего виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемом земельном участке.

Размеры коэффициентов в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности области, устанавливаются правительством области в размерах, не превышающих максимальный размер, установленный в приложении к закону (пункт 3-1 закона № 747-ОЗ).

Согласно пункту 5 Закона № 747-ОЗ органам местного самоуправления, наделенным в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, разрешено устанавливать размер коэффициента, не превышающий максимальный размер, установленный в приложении к названному закону.

В случае, если размер коэффициента не установлен органами местного самоуправления муниципальных образований, применяется максимальный размер коэффициента, установленный в приложении к названному закону (пункт 6).

В соответствии с пунктом 7 закона № 747-ОЗ органам местного самоуправления муниципальных образований разрешено устанавливать понижающие коэффициенты по видам разрешенного использования, в том числе: растениеводство (коды 1.1-1.6); для крестьянских (фермерских) хозяйств – по всем видам разрешенного использования, указанным в приложении к названному закону, за исключением вида разрешенного использования «жилая застройка» (коды 2.1-2.6), указанный пункт введен Законом ЕАО от 05.02.2019 № 368-ОЗ.

Решением Собрания депутатов Биробиджанского муниципального района ЕАО от 16.07.2016 № 65 утверждены коэффициенты, учитывающие виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемом земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.

Именно, исходя из установленного расчета и коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования (закон № 747-ОЗ, решение Собрания депутатов № 65), произведен расчет арендной платы за 2018, 2019 годы по договорам, заключенным без торгов. Проверяя расчет арендной платы за 2018, суд установил подтвержденной задолженность по договорам от 11.04.2005 № 240, от 11.08.2010 за №№ 829, 830, 831, 833, от 01.10.2010 № 840, от 16.04.2013 № 790 в сумме 60 751,06 руб., в связи с чем на основании вышеназванных норм права обоснованно взыскал ее с главы КФХ Ларик Э.Б.

Аналогично, за 2019 год арендная плата по договорам от 11.08.2010 за №№ 829, 830, 831, 833, от 16.04.2013 № 790, от 27.10.2014 за №№ 1251, 1252, от 05.11.2014 за №№ 1256, 1257, 1259, от 06.11.2014 № 1260, от 24.02.2016 № 1498, от 25.02.2016 за №№ 1499, 1500, от 04.12.2017 № 1605 исчислена исходя из положений закона № 747-ОЗ, решения Собрания депутатов № 65; задолженность по этим договорам составила 543 191,07 руб., которая взыскана с ответчика.

Вместе с тем пунктом 2 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.

Как установлено, арендная плата по договорам от 27.02.2018 за №№ 1619, 1620, 1621 установлена по результатам аукциона; задолженность по арендной плате по этим договорам, начисленная за 2019, 2020 годы в сумме 259 458 руб., подтверждена материалами дела (справочный расчет), поэтому, учитывая, что указанные платежи арендатором не производились, суды, руководствуясь пунктом 4 статьи 22, статьей 65 ЗК РФ, статьей 614 ГК РФ правомерно взыскали указанную сумму с главы КФХ Ларик Э.Б.

С учетом установленных по делу обстоятельств и представленных в дело доказательств (расчетов арендной платы) суд округа считает правильными выводы судебных инстанций в части взыскания вышеустановленной задолженности в общей сумме 863 400,13 руб. (259 458 руб. + 60 751,06 руб. + 543 191,07 руб.) и, как следствие, подлежащими оставлению без изменения судебные акты в этой части первоначального иска.

Вместе с тем, удовлетворяя требования по первоначальному иску в оставшейся части, в том числе в части взыскания задолженности по вышеназванным договорам, начисленной за 2020 год, суды признали обоснованным расчет арендной платы исходя из положений постановления правительства ЕАО от 28.12.2019 № 491-пп «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (далее – постановление № 491-пп) с применением коэффициентов, учитывающих виды разрешенного использования на арендуемом земельном участке, утвержденные решением Собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский район» ЕАО от 31.01.2020 № 8 (далее – решение Собрания депутатов № 8).

Между тем выводы судебных инстанций в этой части спора не соответствуют следующему.

Установлено, что постановлением № 491-пп утвержден порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, действующий с 01.01.2020, согласно которому годовой размер арендной платы исчисляется из ставки арендной платы, площади земельного участка и коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования, осуществляемый на арендуемом земельном участке.

Приложением № 1 к постановлению № 491-пп утверждены ставки арендной платы.

Приложениями № 1 и № 2 решения Собрания депутатов № 8 утверждены коэффициенты, учитывающие виды разрешенного использования, осуществляемые на арендуемых земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных без торгов.

Согласно представленным в дело расчетам арендной платы за 2020 год при расчете задолженности применена ставка арендной платы в размере 4,55 руб., коэффициенты, учитывающие вид разрешенного использования, установленные пунктами 1.2, 1.6, 1.13 приложений № 1 и № 2 решения Собрания депутатов № 8.

Вступившим в законную силу решением суда Еврейской автономной области от 28.12.2020 (дело № 3а-54/2020 объединено с делом № 3а-61/2020) по административным искам ИП Онащенко Е.В, главы КФХ Вэнь Сунн признаны ставки арендной платы (Спм) за земельные участки, в том числе на территории Биробиджанского района – 4,55 руб. (коды 1.1 «Растениеводство» и 1.1.1 «Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур) в Приложении № 1 к постановлению № 491-пп (в редакции от 08.07.2020 № 243-пп) недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 08.07.2021 (дело № 66а-674/2021) удовлетворены требования административных истцов Домостроева Ю.А., главы КФХ Подосинниковой О.И., главы КФХ Ларик Э.Б., признаны недействующими пункты 1.2, 1.6, 1.13 приложений 1,2 к решению Собрания депутатов № 8 (в редакции от 05.03.2020 № 18 в части установления коэффициента «К», применяемого для определения размеров годовой арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, предоставленных в аренду без торгов, с даты вынесения апелляционного определения (мотивированное апелляционное определение составлено 09.07.2021).

В силу разъяснений, приведенных в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

Таким образом, из приведенных разъяснений следует, что оспоренные ставки арендной платы, установленные в Приложении № 1 к постановлению № 491-пп (4,55 руб.), а также коэффициенты, установленные в приложениях 1,2 к решению Собрания депутатов № 8 (пункты 1.2, 1.6, 1.13), прекратили свое действие с момента вступления судебных актов о признании их недействующими в законную силу.

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6171/10, признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.

В пункте 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июля 2016 г., отмечено, что, если нормативный акт, устанавливающий расчет регулируемой арендной платы, признан решением суда недействительным и имеется ранее принятый нормативный акт, регулирующий аналогичные отношения, расчет арендной платы на основании признанного недействительным нормативного акта является незаконным.

Поскольку выяснение названных обстоятельств является значимыми для разрешения спора, следует признать, что решение, постановление апелляционной инстанции в этой части спора по первоначальному иску принято по неполно исследованным обстоятельствам дела, имеющим значение для его правильного разрешения, что не отвечает требованиям части 3 статьи 15 АПК РФ.

Кроме того, учитывая, что требования по первоначальному иску заявлены по 20-ти договорам аренды, однако расчеты подтверждены за 2018 год только по 7 договорам за №№ 240, 829, 830, 831, 833, 840, 790; за 2019 отсутствуют расчеты по договорам от 11.04.2005 № 240, от 01.10.2010 № 840 и эти расчеты не являлись предметом исследования судов, решение, постановление апелляционной инстанции в этой части, а также в части взыскания неустойки, приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела.

Поэтому суд округа в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает подлежащими отмене решение, постановление апелляционной инстанции в части с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, с учетом положений, установленных статьей 71 АПК РФ, разрешить спор в отмененной части в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.03.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу № А16-1797/2021 Арбитражного суда Еврейской автономной области в части первоначального иска о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Эльмиры Балахановны в пользу администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области задолженности по арендной плате в общей сумме 863 400,13 руб., в том числе начисленной за 2018 год по договорам №№ 240, 829, 830, 831, 833, 840, 790 в сумме 60 751,06 руб.; за 2019 год по договорам №№ 829, 830, 831, 833, 790, 1252, 1251, 1257, 1256, 1259, 1260, 1500, 1499, 1498, 1605, 1619, 1620, 1621 в сумме 672 920,07 руб.; за 2020 год по договорам №№ 1619, 1620, 1621 в сумме 129 729 руб. - оставить без изменения.

В остальной части первоначального иска о взыскании задолженности и неустойки - дело отменить и направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

В части встречного иска решение, постановление оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Н. Новикова

Судьи М.Ю. Бурлова-Ульянова

Д.Г. Серга