ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4392/17 от 28.11.2017 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

05 декабря 2017 года № Ф03-4392/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Е.К. Яшкиной

Судей: В.А. Гребенщиковой, С.Н. Новиковой

при участии:

от МИЗИП Хабаровского края: ФИО1 представитель по доверенности от 06.04.2017 № 1-11-3440,

от ДМС администрации г.Хабаровска: Заря И.С. представитель по доверенности от 09.11.2017 № 02-11/11193, ФИО2 представитель по доверенности от 30.10.2017 № 02-11/10807,

от КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску»: ФИО3 представитель по доверенности от 01.01.2017 № 05-38/20,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска

на решение от 10.07.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017

по делу № А73-4964/2017

Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в первой инстанции судья Маскаева А.Ю., в апелляционной инстанции судьи Вертопрахова Е.В., Балинская И.И., Сапрыкина Е.И.,

по заявлению Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края

к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска

третьи лица: краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску», муниципальное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения административных зданий администрации города»

о признании незаконным решения от 09.02.2017 № 06-08/1262, об обязании муниципального образования «Город Хабаровск» в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу направить в адрес Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края предложение о передаче в собственность Хабаровского края имущества: административное здание площадью 423, 3 кв. м, расположенное по адресу: <...>, земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040861:24

Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 680000, <...>, далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к муниципальному образованию «Город Хабаровск» в лице Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 680000, <...>, далее – Департамент) о признании незаконным решения от 09.02.2017 № 06-08/1262 и об обязании муниципального образования «Город Хабаровск» в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу направить в адрес Министерства предложение о передаче в собственность Хабаровского края следующего имущества: административное здание, площадью 423,3 кв. м, расположенное по адресу <...>; земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040861:24.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску» (далее – КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску», Учреждение), муниципальное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения административных зданий администрации города» (далее – МКУ «Управление материально-технического обеспечения административных зданий администрации города»).

Решением суда от 10.07.2017, с учетом определения от 14.07.2017 об исправлении опечатки, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017, требования истца удовлетворены в полном объеме.

Департамент в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить названные судебные акты, в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей правовой позиции заявитель указал на то, что спорный объект не предназначен для осуществления полномочий органами государственной власти субъекта и не использовался ими; закреплен на праве оперативного управления за МКУ «Управление материально-технического обеспечения административных зданий администрации города». Поэтому заявитель считает, что оснований для передачи данного имущества в собственность субъекта на основании пункта 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) не имеется. Кроме того, заявитель полагает, судами не учтено: решение Хабаровской краевой Думы № 76 от 22.07.2009, исходя из которого спорное имущество не вошло в перечень предлагаемых к передаче из муниципальной собственности в собственность края, а также отсутствие согласия МКУ «Управление материально-технического обеспечения административных зданий администрации города» на передачу закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества в краевую собственность, необходимого исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 07.12.2016 № 542-О и от 04.12.2007 № 828-О-П. Более того, по мнению заявителя, истец не является уполномоченным органом на принятие решения по передаче имущества в собственность края.

В судебном заседании суда округа представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, дав по ним дополнительные пояснения. Представитель истца настаивал на оставлении в силе оспариваемых решения и апелляционного постановления. КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску» в отзыве на кассационную жалобу, выразило несогласие с доводами, изложенными в ней, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.

Как установлено судами из материалов дела, административное здание по адресу: <...>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0040861:24, является муниципальной собственностью городского округа «Город Хабаровск» и распоряжением Департамента от 24.11.2010 № 1892 закреплено на праве оперативного управления за МКУ «Управление материально-технического обеспечения административных зданий администрации города». Начиная с 01.12.2010 нежилые помещения переданы во владение КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску» по договорам аренды объектов нежилого фонда г. Хабаровска.

Письмом от 19.01.2017 № 1-11-506 Министерство обратилось к ответчику с просьбой о рассмотрении вопроса по передаче спорных помещений в собственность края, однако получило отказ (исх. № 06-08/1262 от 09.02.2017).

Посчитав указанный отказ незаконным, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации определен частью 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

Частью 11 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:

- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с тем же Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ).

На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан и т.д.

В целях реализации данных полномочий распоряжением Правительства Хабаровского края от 06.05.2009 № 218-рп с 01.01.2010 создана единая система социальной защиты населения Хабаровского края, в структуру которой вошли созданные краевые государственные учреждения – центры социальной поддержки населения, в том числе Учреждение.

Согласно части 1 и пункту «а» части 2 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3-1 того же закона, в том числе имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая нежилые помещения для размещения указанных органов и учреждений.

Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что спорное здание, фактическим владельцем которого является Учреждение, используется краевым государственным учреждением, созданным для реализации целей, предусмотренных подпунктом 24 пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, в отсутствие доказательств, объективно препятствующих органу местного самоуправления исполнить установленную законом обязанность по передаче в краевую собственность имущества, руководствуясь положениями пункта 8 статьи 85 Закона № 131-ФЗ, части 11 Федерального закона № 122-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения Департамента и, как следствие, удовлетворили заявленные требования Министерства в части обязания Департамента передать в собственность субъекта (Хабаровский край) спорное здание и земельный участок, необходимый для его использования, учитывая принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Такой вывод судов соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.06.2006 № 8-П и определении от 07.12.2006 № 542-О, а также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.11.2008 № 7321/08, согласно которым безвозмездная передача имущества предполагает необходимость согласованных действий соответствующих уровней органов государственной власти.

При этом отсутствие волеизъявления (согласия) собственника на передачу имущества в собственность Хабаровского края не может стать единственным непреодолимым препятствием, если необходимость и законность такой передачи, в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности, подтверждено документально.

Наличие объективной необходимости в использовании Хабаровским краем спорным имуществом опосредственно через Учреждение социальной защиты населения для целей, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации, установлена судами. При этом достаточных и мотивированных оснований для отказа в передаче данного имущества арбитражными судами не выявлено.

С учётом изложенного, выводы судов об удовлетворении требования Министерства в данном случае соответствуют имеющимся в деле доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов судов, не опровергают установленных судами обстоятельств, свидетельствующих о возникновении у ответчика обязанности по передаче спорного имущества в собственность края. Кроме того, такие доводы приводились заявителем в арбитражных судах первой и апелляционной инстанций, были рассмотрены судами и в результате чего мотивировано отклонены в обжалуемых судебных актах.

Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и нарушений положений действующего процессуального законодательства, включая предусмотренные частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами также не допущено, правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.07.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017 по делу № А73-4964/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.10.2017 № 0000702, отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.К. Яшкина

Судьи В.А. Гребенщикова

С.Н. Новикова