ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4437/2022 от 14.09.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

21 сентября 2022 года № Ф03-4437/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Михайловой А.И., Черняк Л.М.

при участии:

от краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Морозная»: ФИО1, представитель по доверенности от 29.08.2022;

от Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю: ФИО2, представитель по доверенности от 10.01.2022 № 38-19-06/2;

от Министерства спорта Камчатского края: представитель не явился;

от общества с ограниченной ответственностью «Трест»: ФИО3, представитель по доверенности от 10.01.2022;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Морозная»

на решение от 21.02.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022

по делу № А24-4709/2021 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Морозная» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 684000, <...>)

к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683003, <...>)

третьи лица: Министерство спорта Камчатского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683001, <...>), общество с ограниченной ответственностью «Трест» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 684090, <...>)

о признании недействительным представления

УСТАНОВИЛ:

краевое государственное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Морозная» (далее - КГАУ СШОР «Морозная», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - УФК по Камчатском краю, управление) от 24.06.2021 № 38-25-07/12-23.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство спорта Камчатского края (далее - Минспорта Камчатского края) и общество с ограниченной ответственностью «Трест» (далее - ООО «Трест», общество).

Решением суда от 21.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022, в удовлетворении требований учреждения отказано.

В кассационной жалобе КГАУ СШОР «Морозная» и его представитель в судебном заседании просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права, с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение, признать недействительным оспариваемое представление. Не согласно с выводом судов о том, что в рассматриваемом случае завышение сметной стоимости строительства, вызвано не выявленным дополнительным объемом работ, а в большей части заменой материалов по отдельным видам работ. Полагает неверным вывод о неосуществлении в полном объеме строительства объекта, поскольку из-за отсутствия плодородного слоя у подножия вулкана «Авачинская сопка» является нецелесообразным проводить озеленение территории на шлаковых полях объекта строительства, также обилие талых вод от таяния снегов и селевых потоков с примесью песка и вулканического шлака неизбежно приведут в негодность малые архитектурные формы и тротуары. Считает, что суды неправомерно признали правильными расчеты управления в части определения 10 % от цены государственного контракта. Приводит доводы о возврате учреждением на момент проверки в федеральный бюджет средств субсидии в сумме 8 590 900, 02 руб. Указывает, что в оспариваемых представлении и судебных актах неверно квалифицирована норма бюджетного законодательства (статья 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации; далее – Бюджетный кодекс), тогда как спорные отношения регулируются статьёй 78.2 Бюджетного кодекса. По мнению учреждения в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие достижение показателей результативности, установленных в пункте 6.4 Соглашения от 16.03.2020 № 60-2020-00002, а именно уровня технической готовности спортивного объекта - 100 %, в результате использования субсидии 2020 года (заключение о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям оснащенности объекта строительства приборами учета используемых электрических ресурсов от 26.11.2020 № 31, разрешение на ввод в эксплуатацию от 29.12.2020 № 41-000-102020, информационное письмо Инспекции государственного строительного надзора Камчатского края от 10.06.2022 № 81.81/553).

ООО «Трест» в отзыве и его представитель считают жалобу учреждения обоснованной, просят отменить обжалуемые судебные акты.

УФК по Камчатскому краю, а также его представитель в судебном заседании против доводов учреждения возражают, просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения как законные и обоснованные, жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов неё, заслушав в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края судебном заседании представителей учреждения, управления и общества, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Судами по материалам дела установлено, что 16.03.2020 между Минспорта Камчатского края и КГАУ СШОР «Морозная» в соответствии с Бюджетным кодексом, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 13, Законом Камчатского края от 29.11.2019 № 396 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годы», постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 552-П «О государственной программе Камчатского края «Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае», инвестиционной программой Камчатского края на 2020 год и на плановый период 2021–2022 годов и прогнозный период 2023-2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 12.11.2019 № 478-П, заключено соглашение № 60-2020-00002 о предоставлении из бюджета Камчатского края краевому государственному автономному учреждению «Спортивная школа олимпийского резерва «Морозная» субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (далее – соглашение № 60-2020-00002).

Согласно пункту 1.1 соглашения № 60-2020-00002 предметом настоящего Соглашения является предоставление из бюджета Камчатского края в 2020 году субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации в целях

В силу пункта 2.1 соглашения № 60-2020-00002 субсидия предоставляется организации в общем размере 216 749 710 руб.

Размер субсидии рассчитывается в соответствии с решением о предоставлении субсидии (пункт 2.2 соглашения № 60-2020-00002).

Учреждение обязуется, в том числе, соблюдать при использовании субсидии положения, установленные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; использовать субсидию для достижения цели(ей), указанных в пункте 1.1 настоящего Соглашения, в соответствии с условиями предоставления субсидии, установленными Правилами осуществления капитальных вложений и настоящим Соглашением (пункты 4.3.1, 4.3.6 соглашения № 60-2020-00002).

В соответствии с пунктом 6.4 соглашения № 60-2020-00002 показатели результативности исполнения мероприятий в целях софинансирования которых предоставляется субсидия: а) уровень технической готовности спортивного объекта, достигнутый в результате использования субсидии 2020 – 100%; б) единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию (человек) – 2020 – 60 чел.

Согласно приложению № 1 к соглашению № 60-2020-00002 наименование объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества) – Региональный спортивно-тренировочный центр по зимним видам спорта у подножия вулкана «Авачинский», Камчатский край; сроки строительства 2019–2020 годы; сметная (предполагаемая (предельная)) стоимость – 243 194 710 руб.

Дополнительными соглашениями от 02.06.2020 № 60-2020-00002/1, от 17.06.2020 № 60-2020-00002/2, от 09.09.2020 № 60-2020-00002/3, от 11.12.2020 № 60-2020-00002/4 в соглашение № 60-2020-00002 вносились изменения.

Дополнительным соглашением от 11.12.2020 № 60-2020-00002/4 пунктом 1.1 в пункт 2.1 внесены изменения в части увеличения размера субсидии и предоставления в общем размере 238 399 401 руб.

Приложением № 1 к дополнительному соглашению № 60-2020-00002/4 установлен объем финансового обеспечения достижения результатов регионального проекта – всего на 2020 год: 238 399 401 руб., в том числе средства субсидии из федерального бюджета 198 733 073,47 руб. При этом уровень софинансирования составляет 83,86%.

Фактическое получение субсидии в указанном размере сторонами не оспаривается.

Проектная и сметная документация ООО «ЦПИСРР «ВестЛайн» прошла государственную экспертизу (положительное заключение государственной экспертизы от 31.05.2018 № 41-1-1-3-0031-18; положительное заключение государственной экспертизы от 24.12.2018 № 41-1- 0281-18).

В проверяемый период реализация мероприятий и задач (результатов) федерального проекта «Спорт – норма жизни», осуществлялось в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по строительству объекта «Региональный спортивно-тренировочный центр по зимним видам спорта у подножия вулкана «Авачинский», Камчатский край» № 0035-ГК (далее – государственный контракт № 0035-ГК), заключенным на основании проведенного электронного аукциона от 08.08.2019 в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), с ООО «Трест».

Согласно пункту 2.1 государственного контракта № 0035-ГК цена контракта составляет 231 694 910 руб. без НДС.

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок выполнения работ. Цена контракта может быть изменена не более, чем на 10% от цены контракта по соглашению сторон, пропорционально дополнительному объему работ, исходя из установленной в сметном расчете цены единицы работы, а также в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ. При уменьшении предусмотренного контрактом объема работ стороны обязаны уменьшить цену контракта исходя из единицы работы. Цена контракта включает в себя все расходы, связанные с выполнением работ, расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Цена контракта может быть снижена без изменения предусмотренного контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий контракта (пункт 2.2 государственного контракта № 0035-ГК).

Дополнительным соглашением от 20.12.2020 № 7 к государственному контракту № 0035-ГК внесены изменения в пункт 2.1, а именно: «Цена контракта составляет 246 078 591,66 руб. без НДС».

КГАУ СШОР «Морозная» были оформлены следующие документы: разрешение на строительство от 09.09.2019 № 41-RU41501000-01-2019; разрешение на ввод от 29.12.2020 № 41-000-1-2020; акт № 1 приемки законченного строительством объекта капитального строительства от 21.12.2020; заключение о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям оснащенности объекта строительства приборами учета используемых электрических ресурсов от 26.12.2020 № 31.

На основании приказа от 04.03.2021 № 85, в соответствии с пунктом 16 Плана контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, в период с 04.03.2021 по 27.04.2021 управлением в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спора», проверяемый период 2019-2020 годы.

В ходе проверки контрольным органом выявлены нарушения, зафиксированные в акте плановой выездной проверки от 27.04.2021, а именно:

1. В нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, пункта 6.4 соглашения № 60-2020-00002, пункта 2.2 государственного контракта № 0035-ГК учреждением не достигнуты показатели достижения результатов использования субсидии, а именно: не выполнены работы по благоустройству и озеленению территории (покрытие проездов, тротуаров и площадок, водоотводные сооружения, малые архитектурные формы) на общую сумму 14 552 070 руб.

2. В нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, подпункта 4.3.1.3 пункта 4.3.1 соглашения № 60-2020-00002, пункта 2.2 государственного контракта № 0035-ГК учреждением приняты и оплачены работы по строительству объекта «Региональный спортивно-тренировочный центр по зимним видам спорта у подножия вулкана «Авачинский», стоимость которых превысила 10% суммы контракта и оплачена из расчета не соответствующего пропорциональному дополнительному объему работ исходя из установленной в сметном расчете цены единицы работы, что привело к неправильному расходу за счет средств субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства в сумме 9 923 958,53 руб. (11 904 940,66 - 1 980 982,13 (средства бюджета Камчатского края)).

По результатам проверки УФК по Камчатскому краю вынесено представление от 24.06.2021 № 38-25-07/12-23, которым на КГАУ СШОР «Морозная» возложена обязанность:

1. По пунктам 1 - 2 представления принять меры по устранению причин и условий нарушений, устранить нарушения.

2. По пункту 2 представления возместить в доход федерального бюджета неправомерно израсходованные средства субсидии в общей сумме 9 923 958,53 руб.

Учреждение, не согласившись с указанным представлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В силу статьи 34 Бюджетного кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса).

Судами установлен факт недостижения учреждением при строительстве спорного спортивного объекта показателя результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлялась субсидия (уровень технической готовности спортивного объекта, достигнутый в результате использования субсидии 2020 – 100%, пункт 6.4 соглашения № 60-2020-00002), в связи с невыполнением предусмотренных проектно-сметной документацией, расчетом цены контракта работ по благоустройству и озеленению территории на общую сумму 14 552 070 руб.

Отклоняя ссылки учреждения на обстоятельства, вызванные неблагоприятными погодными условиями, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что установленный государственным контрактом № 0035-ГК срок является достаточным для выполнения полного комплекса работ, предусмотренного утвержденной проектно-сметной документацией, как в осенний период 2019, так и в течение осенне-летнего периода 2020; согласно графику оплаты выполненных работ размер аванса (30%), подлежащего выплате подрядчику, был рассчитан с учетом выполнения указанных выше работ.

Также суды исходили из того, что учреждение в нарушение статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации вносило изменения в проектную документацию в большей части не в результате выявления дополнительного объема работ, не учтенных проектно-сметной документацией, а в части замены материала по отдельным видам работ, что в итоге привело к увеличению их стоимости, без изменения физических объемов.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что принятие и оплата работ по строительству объекта «Региональный спортивно-тренировочный центр по зимним видам спорта у подножия вулкана «Авачинский», стоимость которых превысила 10 % цены государственного контракта № 0035-ГК, привели к неправомерному расходу за счет средств субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства в сумме 9 923 958,53 руб.

Расчет УФК по Камчатскому краю судами обеих инстанций проверен и мотивированно признан соответствующим требованиям действующего законодательства и условиям государственного контракта № 0035-ГК.

Доводы о возврате учреждением на момент проверки в федеральный бюджет средств субсидии в сумме 8 590 900, 02 руб. обоснованно отклонены судами, поскольку указанная сумма возврата «перефинансирования» не соотносится с суммой выявленного завышения.

Таким образом, судебными инстанциями установлено и не опровергнуто заявителем кассационной жалобы, что приемка выполненных работ, ввиду их несоответствия условиям государственного контракта (в части полного выполнения видов работ в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием, видами работ, указанными в расчете стоимости подрядных работ по строительству объекта), привела к дополнительному расходованию средств как федерального, так и краевого бюджета в сумме 11 904 940,66 руб. (федеральный бюджет - 9 923 958,53 руб.; краевой бюджет -1 980 982,13 руб.) и уменьшению объема выполненных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сумме 14 552 070 руб., то есть недостижению показателя уровня технической готовности спортивного объекта - 100 %.

В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, правильно применив положения Бюджетного кодекса, Градостроительного кодекса и Федерального закона № 44-ФЗ, с учетом установленных фактических обстоятельств, содержания проектно-сметной документации, условий соглашения № 60-2020-00002 и государственного контракта № 0035-ГК, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое представление управления соответствует закону, не нарушает права КГАУ СШОР «Морозная» и отказали в удовлетворении заявленного требования.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судов, свидетельствуют о несогласии учреждения с той оценкой, которую судебные инстанции дали фактическим обстоятельствам, были предметом исследования, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.02.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 по делу № А24-4709/2021 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.П. Филимонова

Судьи А.И. Михайлова

Л.М. Черняк