АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
августа 2021 года № Ф03-4458/2021
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен августа 2021 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи С.Н. Новиковой
судей М.Ю. Бурловой-Ульяновой, В.А. Гребенщиковой
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО2 по доверенности от 08.06.2020.
от администрации г. Владивостока: ФИО3 по доверенности от 18.12.2020.
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021
по делу № А51-9799/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к администрации города Владивостока (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690090, <...>)
о признании недействительным постановления администрации г. Владивостока от 01.07.2019 № 2455 «О внесении изменений в постановление администрации г. Владивостока от 29.03.2013 № 845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа» в части исключения сведений о хозяйствующем субъекте ИП ФИО1 в строках 1018, 1019; о признании недействительным постановления администрации г. Владивостока от 02.07.2019 № 2473 «О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 № 845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа» в части исключения строк 1018, 1019 - место размещения нестационарного торгового объекта по адресным ориентирам <...> - киоск (строка 1018), <...> - павильон (строка 1019)
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –предприниматель, ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации г. Владивостока о признании недействительным постановления администрации г. Владивостока от 01.07.2019 № 2455 «О внесении изменений в постановление администрации г. Владивостока от 29.03.2013 № 845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа» в части исключения сведений о хозяйствующем субъекте ИП ФИО1 в строках 1018, 1019; о признании недействительным постановления администрации г. Владивостока от 02.07.2019 № 2473 «О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 № 845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа» в части исключения строк 1018, 1019 - место размещения нестационарного торгового объекта по адресным ориентирам <...> - киоск (строка 1018), <...> - павильон (строка 1019).
Решением от 26.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 решение от 26.01.2021 отменено; судом признано незаконным постановление администрации г. Владивостока от 01.07.2019 № 2455 «О внесении изменений в постановление администрации г. Владивостока от 29.03.2013 № 845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа»» в части исключения сведений об ИП ФИО1 в строках 1018, 1019, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал администрацию г. Владивостока восстановить запись в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа об ИП ФИО1 Постановление администрации г. Владивостока от 02.07.2019 № 2473 «О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 № 845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа»» признано незаконным в части исключения строк 1018, 1019 – место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: <...> – киоск (строка 1018) и павильон (строка 1019), как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал администрацию г. Владивостока восстановить в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа строки с порядковыми номерами 1018 и 1019 с восстановлением прежней информации о месте размещения нестационарных торговых объектов.
В кассационной жалобе администрация г. Владивостока просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда. Заявитель настаивает, что на момент согласований по вопросу принятия постановления от 01.07.2019 № 2455 ИП ФИО1 была прекращена предпринимательская деятельность; последующая регистрация предпринимателя осуществлена под другим ОГРНИП. Полагает, что исключение из Схемы размещения НТО сведений о хозяйствующем субъекте является правомерным независимо от наличия у хозяйствующего субъекта права аренды на земельный участок, поскольку в таком случае предприниматель не лишатся права на занятие торговой деятельностью. Приводит доводы, что исключение из схемы размещения мест, занятых киоском и павильоном, связано с существующими ограничениями: объекты размещены в зоне улично-дорожной сети и в охранной зоне коммунальных тепловых сетей ПТК Центрального района г. Владивостока. Ссылается, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:020003:94 снят с кадастрового учета 13.08.2012.
В отзыве на кассационную жалобу ИП ФИО1 приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав суду пояснения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого акта исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для его отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Владивостока от 29.03.2013 № 845 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа (далее – схема размещения НТО).
01.07.2019 в указанное постановление № 845 администрацией г. Владивостока внесены изменения на основании постановления № 2455, согласно которому изменены строки приложения, в частности строки 1018, 1019, касающиеся киоска и павильона, находящихся в границах земельных участков площадью 3 кв.м и 50 кв.м, соответственно, расположенных по ул. Хабаровская, 9 в г. Владивостоке, изложены в редакции, исключившей указание на хозяйствующего субъекта, ведущего деятельность, с указанием в соответствующей графе «свободно».
02.07.2019 администрацией г. Владивостока принято постановление № 2473 «О внесении изменений в постановление администрации г. Владивостока от 29.03.2013 № 845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа», в соответствии с которым из схемы мест размещения НТО были исключены места, указанные в строках приложения, в частности в строках 1018, 1019.
Индивидуальный предприниматель ФИО1, ссылаясь на то, что ею используются земельные участки, в том числе площадью 50 кв.м с кадастровым номером 25:28:020003:42 и площадью 3 кв.м с кадастровым номером 25:28:020003:94 по договорам аренды, с целью размещения торгового павильона и киоска, соответственно, и, полагая, что исключение из схемы размещения НТО указанных мест нарушает ее права, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, просила признать недействительным постановление от 29.03.2013 № 845, действующее в редакции постановлений от 01.07.2019 № 2455, от 02.07.2019 № 2473 в части редакции строк приложения 1018, 1019.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Названным законом урегулированы отношения, связанные с государственным регулированием торговой деятельности; дано понятие «нестационарный торговый объект» - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2); определено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 1 статьи 10), при этом схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10).
Приказом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 № 114 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов (далее – Порядок № 114).
В соответствии с указанным Порядком № 114 орган местного самоуправления, определенный в соответствии с уставом муниципального образования (уполномоченный орган), разрабатывает и формирует схему размещения нестационарных торговых объектов, с учетом существующего размещения нестационарных торговых объектов, по форме согласно приложению к данному Порядку (пункт 3.1); в схему включаются все размещенные на законных основаниях нестационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты, планируемые к размещению (пункт 3.7).
Разделом 4 Порядка № 114 установлены условия внесения изменений и дополнений в схему размещения НТО.
Согласно пункту 4.3 внесение изменений в схему осуществляется уполномоченным органом по мере необходимости.
Изменения и дополнения в схему вносятся: по инициативе органов местного самоуправления Приморского края; по инициативе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае в рамках рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности; на основании предложений координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, созданных при органах местного самоуправления, на основании предложений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; при изменении сведений о конкретном нестационарном торговом объекте, включенном в схему (пункт 4.4).
Внесение изменений в соответствующую схему в части нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном разделами 3 и 4 данного Порядка (пункт 4.5).
Согласно пункту 3.2 Порядка проект схемы до ее утверждения подлежит согласованию: органами местного самоуправления, уполномоченными в области торговли, градостроительной деятельности, благоустройства, использования и распоряжения земельными ресурсами; органом исполнительной власти Приморского края в области охраны объектов культурного наследия (если Схема предусматривает размещение нестационарных торговых объектов на территории зон охраны объектов культурного наследия); органом государственной власти Приморского края в области земельных отношений (если Схема предусматривает размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности Приморского края); координационным или совещательным органом в области развития малого и среднего предпринимательства, созданном при органах местного самоуправления.
При разрешении спора судами установлено, что на территории Владивостокского городского округа разработана и утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов (постановление от 29.03.2013 № 845).
Приложением к этому постановлению, оформленному в форме таблицы, определены, в том числе: адресные ориентиры НТО; информация о свободных и занятых местах размещения НТО; сведения о хозяйствующих субъектах; координаты характерных точек границ земельного участка, площадь земельного участка, занятого НТО.
12.02.2019 на заседании координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в г. Владивостоке, полномочия и деятельность которого осуществляется на основании постановления главы города Владивостока от 02.10.2008 № 379, рассмотрен вопрос об исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа хозяйствующих субъектов и нестационарных торговых объектов, включенных в схему. По результатам заседания оформлен протокол № 64, в котором предложено исключить из Схемы хозяйствующего субъекта на основании заявлений о добровольном исключении (приложение № 1) и прекратившего свою деятельность (приложение № 2).
Как установлено деятельность ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена 24.08.2018, о чем внесены сведения в ЕГРИП.
Именно эти обстоятельства послужили основанием для принятия администрацией постановления от 01.07.2019 № 2455 об исключении из схемы размещения НТО сведений о хозяйствующем субъекте (строки 1018, 1019).
Кроме того, 02.07.2019 администрацией принято постановление № 2473, которым из схемы размещения НТО исключены места, указанные в строках приложения, в частности в строках 1018, 1019.
При разрешении спора суд первой инстанции, установив, что внесение изменений в схему размещения НТО осуществляется в установленном порядке, включающем, в том числе процедуру согласования, не принял во внимание доводы предпринимателя, что на момент издания спорных постановлений (01.07.2019, 02.07.2019) ее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя возобновлена с 26.06.2019, поскольку деятельность предпринимателя зарегистрирована с иным ОГРНИП. В этой ситуации суд посчитал, что деятельность ведется иным хозяйствующим субъектом, поэтому не нашел оснований для признания недействительным постановления от 01.07.2019 № 2455 в спорной части.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным постановления от 02.07.2019 № 2473 в части исключения спорных мест размещения НТО из соответствующей схемы (строки 1018, 1019), суд первой инстанции установил, что исключение соответствующих строк связано с тем, что земельные участки, занятые НТО (киоском и павильоном), используются по договорам аренды, что в силу пункта 3.9 вышеназванного Порядка является основанием для отказа во включении НТО в соответствующую схему. Более того по сведениям управления экономического развития администрации г. Владивостока (письмо от 19.08.2020 № 4-803) указанные места размещения НТО находятся в охранной зоне коммунальных тепловых сетей объекта «Производственно-тепловой комплекс Центрального района г. Владивостока», что также ограничивает размещение НТО (пункт 2.3 Порядка).
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая спор в апелляционном порядке, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования в полном объеме, исходя из следующего.
Пунктом 2.4 вышеназванного Порядка определены сведения, которые орган местного самоуправления указывает в схеме размещения НТО, в частности сведения о хозяйствующих субъектах: наименование юридического лица и индивидуальный номер налогоплательщика (далее - ИНН); фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя и ИНН (за исключением нестационарных торговых объектов, осуществляющих сезонные работы); координаты характерных точек границ земельного участка, занятого нестационарным торговым объектом в местной системе координат МСК-25. При этом координаты характерных точек границ земельного участка, занятого нестационарным торговым объектом в местной системе координат МСК-25, установленные до вступления в силу настоящего абзаца, приводятся органами местного самоуправления в соответствии с фактическим расположением нестационарного торгового объекта.
Апелляционной инстанцией выявлено, что ФИО1 прекращала деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 24.08.2018, в последующем 26.06.2019 ФИО1 вновь зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно выпискам из ЕГРИП ФИО1 как до прекращения индивидуальной деятельности (24.08.2018), так и после ее возобновления (26.06.2019) имеет единый ИНН – <***> и основным видом ее деятельности является розничная торговля.
Таким образом, на момент принятия постановления от 01.07.2019 № 2455 в отношении ФИО1 в ЕГРИП имелись сведения о ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и эти сведения в силу пункта 2.4 Порядка, подлежащие внесению в схему размещения НТО (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН)), не изменились. В этой связи суд апелляционной инстанции правомерно признал, что внесение изменений в постановление № 845 в части строк 1018, 1019 об исключении из схемы размещения НТО сведений о хозяйствующем субъекте является незаконным, нарушает права предпринимателя, поэтому сделал обоснованный вывод о незаконности в спорной части (строки 1018, 1019) постановления от 01.07.2019 № 2455 «О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 № 845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа».
Отменяя решение суда в части требований о признании недействительным постановления от 02.07.2019 № 2473 в части исключения спорных мест размещения НТО из соответствующей схемы (строки 1018, 1019), судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как указано выше, постановлением администрации г. Владивостока от 29.03.2013 № 845 утверждена схема размещения НТО на территории Владивостокского городского округа.
В соответствующую схему постановлением администрации г. Владивостока от 19.04.2016 № 1187 включены сведения о месте размещения НТО (павильона, киоска), используемых индивидуальным предпринимателем ФИО1 под реализацию продовольственных товаров с указанием адресных ориентиров (ул. Хабаровска, 9 в г. Владивостоке), площади земельного участка, занятого НТО (3 кв.м и 50 кв.м), а также координаты характерных точек границ земельного участка, занятого нестационарным торговым объектом в местной системе координат МСК-25 (строки 1018, 1019). При этом правовым основанием для внесения сведений в схему размещения НТО послужили договоры аренды земельных участков, заключенные департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с ИП ФИО1, в том числе:
- от 30.06.2011 № 02-Ю-13892 в отношении земельного участка площадью 50 кв.м с кадастровым номером 25:28:020003:42, предоставленного предпринимателю для использования в целях розничной торговли в павильонах;
- от 14.12.2010 № 02-Ю-13076 в отношении земельного участка площадью 3 кв.м с кадастровым номером 25:28:020003:94, предоставленного предпринимателю для размещения овощного киоска розничной торговли.
Соответствующие сведения внесены в схему размещения НТО на основании пункта 1.5 Порядка в редакции, действовавшей на момент включения указанных сведений, предусматривающего, что нестационарные торговые объекты могут размещаться на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта или на основании договора аренды земельного участка.
Таким образом, последующее исключение торговых мест из схемы размещения НТО ввиду наличия договоров аренды земельных участков является незаконным.
Апелляционной инстанцией рассмотрены и обоснованно отклонены доводы администрации, что исключение спорных мест связано, в том числе с их расположением в зоне улично-дорожной сети и в охранной зоне коммунальных сетей.
Обстоятельства того, что спорные павильон и киоск расположены в территориальной зоне Т4 – зона улично-дорожной сети и в охранной зоне коммунальных сетей подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Как указано, до включения указанных объектов в схему размещения НТО предприниматель использовал земельные участки, занятые этими объектами на условиях аренды по договорам от 30.06.2011 № 02-Ю-13892 и от 14.12.2010 № 02-Ю-13076, по которым отсутствуют доказательства о прекращении их действия на момент принятия оспариваемого постановления. При этом суд принял во внимание правила пункта 621 ГК РФ, правовые позиции по применению указанной статьи в отношении договоров аренды, заключенных до 01.03.2015, а также письмо департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25.07.2018.
В этой связи суд апелляционной инстанции, принимая во внимание наличие на момент принятия постановления от 02.07.2019 № 2473 действующих договоров аренды земельных участков и учитывая правила пункта 4.2 Порядка № 114, предусматривающие, что исключение места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы допускается исключительно при условии предоставления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, осуществляющему торговую деятельность, альтернативного компенсационного места, равноценного по критериям территориальной и пешеходной доступности, привлекательности для осуществления торговой деятельности соответствующими товарами, платы за размещение и иным критериям, обоснованно признал, что исключение торговых мест по приведенным мотивам является незаконным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление предпринимателя.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права суд, руководствуясь правилами пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, обязал администрацию г. Владивостока восстановить запись в схеме размещения НТО об индивидуальном предпринимателе ФИО1 и прежнюю информацию о месте размещения нестационарных торговых павильонов (павильона и киоска).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы апелляционной инстанции, поэтому судом округа не принимаются.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, апелляционной инстанций не допущено.
По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление принято с соблюдением норм материального и процессуального права, поэтому на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу № А51-9799/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Н. Новикова
Судьи М.Ю. Бурлова-Ульянова
В.А. Гребенщикова