ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4462/17 от 08.11.2017 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

ноября 2017 года                                                                     № Ф03-4462/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен ноября 2017 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Мильчиной И.А.

Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.

при участии:

от Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей»: представитель не явился;

от Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей»

на решение от 25.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017

по делу №  А24-337/2017

Арбитражного суда Камчатского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Сакун А.М.; в апелляционном суде судьи Солохина Т.А., Бессчасная Л.А., Сидорович Е.Л.

по заявлению Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 677000, Республика Саха /Якутия/, <...>)

кФедеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 683031, <...>)

опризнании незаконными и отмене решения

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (далее – ФБУ «Администрация Ленского бассейна», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконными и отмене решения Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» (далее – ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району, управление) от 30.12.2016 по жалобе на постановление от 31.10.2016 по делу об административном правонарушении                                     № 9862/2152-16.

Решением суда от 25.03.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе учреждения, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

Ссылаясь на то, что должностным лицом административного органа 31.10.2016 в отношении учреждения вынесено 8 постановлений о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за однородные правонарушения, учреждение приводит доводы о наличии у ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району и судов оснований для признания факта совершения учреждением длящегося правонарушения; полагает, что в рассматриваемом случае имело место одно правонарушение с множественностью противоправных действий, поскольку неоднократное пересечение государственной границы с нарушением установленных правил совершено в рамках одного перехода.

Управлением не представлен отзыв на кассационную жалобу.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району в ходе контрольно-проверочных мероприятий установлен факт нарушения ФБУ «Администрация Ленского бассейна» пунктов 4, 5, 6 Правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 № 811 (далее – Правила № 811).

В частности, 06.09.2016 в 23 часа 00 минут (время московское) в географических координатах 70˚28' Северной широты и 160˚35' Восточной долготы принадлежащее учреждению судно «Анатолий Жилинский» при транспортном переходе с бара реки Колыма в п. Нижнеянск Республики Саха (Якутия) осуществило пересечение Государственной границы Российской Федерации путем входа в территориальное море Российской Федерации из исключительной экономической зоны, при этом отсутствовало подключение к системе опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии с передачей отчетов каждые 2 часа с момента начала передачи данных о местоположении судна в российский центр системы опознавания и до входа судна в акваторию порта назначения.

Кроме того, установлено отсутствие в судовом журнале записи о фактическом пересечении государственной границы с указанием времени и географических координат, что является нарушением пункта 10 Правил                         № 811.

По данным фактам 19.10.2016 должностным лицом управления в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении и 31.10.2016 вынесено постановление № 9862/2152-16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось в ПУ ФСБ России по Восточному арктическому району с жалобой на постановление от 31.10.2016, которое  решением от 30.12.2016 изменено, назначенный административный штраф снижен с 400 000 рублей до 200 000 рублей.

Несогласие с решением от 30.12.2016 послужило основанием для обращения  учреждения в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Положениями статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993              № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон № 4730-1) установлены правила пересечения Государственной границы.

В соответствии с частью 21 названной нормы российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2014               № 518 «О порядке определения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна» установлено, что требования к оснащению судов, указанных в частях двадцать первой и двадцать второй статьи 9 Закона о Государственной границе Российской Федерации, техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна, при условии выполнения которых эти суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, за исключением судов рыбопромыслового флота, и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота.

Во исполнение требований статьи 9 Закона № 4730-1 приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.11.2014 № 311 утверждены Требования к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна, при условии выполнения которых эти суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.

Согласно подпункту 1 пункта 2 указанных Требований суда должны быть оснащены оборудованием системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (далее - система ОСДР), обеспечивающим автоматическую передачу информации непосредственно в российский центр системы опознавания (без использования в качестве посредника национального центра системы опознавания государства, под флагом которого судно осуществляет плавание).

Пунктом 2 постановления Правительства от 08.12.2008 № 922 «О мерах по внедрению системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии» определено, что организация создания и функционирования российского центра системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии возложена на Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Распоряжением агентства морского и речного транспорта от 26.12.2008 № АД-244-р «О мерах по внедрению системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии» установлено, что организация создания и функционирования российского центра системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (далее - РЦ системы ОСДР) возложена на ФГУП «Морсвязьспутник».

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.12.2008 № 223 утверждено Положение о российском центре системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (далее - Положение).

В силу пунктов 7, 12 Положения услуги РЦ системы ОСДР предоставляются судовладельцам в соответствии с заключенными договорами, информация системы ОСДР с судов в РЦ системы ОСДР передается при соблюдении следующих условий: наличие на судах оборудования системы ОСДР, одобренного типа в исправном техническом состоянии; внесение данных о судах в РЦ системы ОСДР.

Судовое оборудование системы ОСДР дистанционно программируется из РЦ системы ОСДР на автоматическую передачу информации системы ОСДР в адрес РЦ системы ОСДР с заданными интервалами времени (пункт 13 Положения).

В целях правового регулирования в сфере пограничного контроля постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 № 811 утверждены Правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, устанавливающие порядок передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, указанных в частях девятнадцатой и двадцатой статьи 9 Закона о Государственной границе Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», пунктом 4 которых предусмотрено, что данные о местоположении судна, указанные в пункте 3 данных Правил, передаются с периодичностью не реже чем один раз в 2 часа с момента начала передачи данных о местоположении судна в соответствующий центр и до входа судна в акваторию порта назначения.

Подлежащие передаче в пограничные органы в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил данные о местоположении судов российский центр системы опознавания формирует на основании данных, полученных в автоматическом режиме с судов, оснащенных в соответствии с требованиями к оснащению судов техническими средствами контроля местоположения судна.

На основании вышеизложенного именно на ФБУ «Администрация Ленского бассейна» лежит обязанность по регистрации судна в системе ОСДР, заключению договора путем направления соответствующего заявления, а также по обеспечению передачи с судна данных о его местоположении в установленном порядке.

Кроме того, пунктом 10 Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 № 863, предусмотрено, что при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации капитан российского судна передает в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения государственной границы Российской Федерации, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте информацию о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации. Соответствующая запись в судовом журнале производится капитаном или другим лицом командного состава российского судна.

Указанные выше требования подлежат обязательному исполнению при пересечении государственной границы без прохождения пограничного (таможенного контроля) российскими судами и их нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.

Судами установлено, что в нарушение вышеперечисленных нормоположений принадлежащее ФБУ «Администрация Ленского бассейна» судно «Анатолий Жилинский», под управлением капитана ФИО1, осуществило транспортный переход с бара реки Колыма в п. Нижнеянск Республики Саха (Якутия) 06.09.2016, ориентировочно в 23 часов 00 минут (время московское) в географических координатах 70˚28' Северной широты и 160˚35' Восточной долготы пересекло Государственную границу Российской Федерации, при этом учреждением не обеспечена передача данных о местоположении судна каждые 2 часа с момента начала передачи данных о местоположении судна в российский центр системы опознавания и до входа судна в акваторию порта назначения, а также не внесена соответствующая запись в судовой журнал.

Таким образом, данное судно осуществило пересечение Государственной границы Российской Федерации без обеспечения соответствующими техническими средствами контроля, постоянной автоматической передачи информации о местонахождении судна, без соответствующей фиксации данного пересечения, чем нарушены правила пересечения государственной границы.

Установленные судебными инстанциями обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах является правильным вывод судов обеих инстанций о доказанности события вмененного правонарушения, а также о наличии в действиях учреждения признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.

Признавая вину учреждения в совершенном правонарушении доказанной, суды в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ исходили из того, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил пересечения Государственной границы Российской Федерации. При этом заявителем не представлено доказательств проявления необходимой степени заботливости и осмотрительности, а также объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.

Учитывая изложенное, суд округа поддерживает выводы судов о доказанности состава вмененного правонарушения, а привлечение ФБУ «Администрация Ленского бассейна» к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ - обоснованным и соответствующим имеющимся в деле доказательствам.

Наказание в виде административного штрафа назначено с учетом санкции части 1 статьи 18.1 КоАП РФ при правомерном применении частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Административное правонарушение, вмененное учреждению, является оконченным в момент пересечения государственной границы, поэтому не может быть отнесено к длящимся правонарушениям. Доводы кассационной жалобы в этой части приведены без учета разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Неоднократное пересечение государственной границы с нарушением правил пересечения не свидетельствует о наличии признаков длящегося правонарушения, в связи с чем административным органом правомерно вынесено постановление о привлечении учреждения  к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ по настоящему делу за самостоятельный факт пересечения Государственной границы Российской Федерации.

В целом доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а по существу сводятся только к несогласию заявителя с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, переоценка которых на стадии кассационного производства недопустима в силу положений статьи 286 АПК РФ.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по делу № А24-337/2017 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.А. Мильчина                    

Судьи                                                                                     Н.В. Меркулова         

                                                                                         А.И. Михайлова