ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4467/19 от 15.10.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

октября 2019 года                                                         № Ф03-4467/2019

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен октября 2019 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: М.Ю. Ульяновой,

Судей: В.А. Гребенщиковой, С.И. Гребенщикова

при участии:

без явки представителей лиц, участвующих в деле

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края

на решение от 06.05.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019

по делу №  А51-22498/2018

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Министерству обороны Российской Федерации

третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю

о признании незаконными действий

Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края  (ОГРН <***>, ИНН  <***>, адрес (место нахождения): 690110, <...>) (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН  <***>, адрес (место нахождения): 690090, <...>) (далее – Управление Россреестра), Министерству обороны Российской Федерации  (ОГРН <***>, ИНН  <***>, адрес (место нахождения): 119019, <...>) (далее - Министерство) о признании незаконными действий Министерства по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 14.12.2015 земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65290 площадью 132 090 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65333 площадью 219 049 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, в микрорайоне «Снеговая Падь», об обязании Министерства внести изменения в карту (план) запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 14.12.2015 путем исключения из указанной карты земельных участков с кадастровым номером 25:28:000000:65290 площадью 132 090 кв.м и с кадастровым номером 25:28:000000:65333 площадью 219 049 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, в микрорайоне «Снеговая Падь», об обязании Управления Росреестра исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о наличии на земельных участках с кадастровым номером 25:28:000000:65290 площадью 132 090 кв.м и с кадастровым номером 25:28:000000:65333 площадью 219 049 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, в микрорайоне «Снеговая Падь», запретной зоны.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.05.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Департамент, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что в рамках спора по делу №А51-8424/2016 судом рассмотрена правомерность действий регистрирующего органа по внесению изменений в государственный кадастр сведений об уже установленных границах запретных зон. Поясняет, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:000000:65290 и 25:28:000000:65333 не являлись предметом рассмотрения указанного спора и Департаменту не было известно о включении их в границы территории запретных зон военного объекта. Документы, явившиеся основанием для формирования границ запретной зоны, не содержат указаний на спорные земельные участки.

Министерством представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором выражено несогласие с позицией Департамента, просит оставить принятые судебные акты без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте  судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва не неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает  оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, письмом от 01.03.2016 №02-1-19/190 Управление Россреестра уведомило Департамент о том, что в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о запретных зонах военных объектов: Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации и Партизанское лесничество Министерства обороны Российской Федерации. Присвоены учетные номера 25.28.2.133 и 25.00.2.76.

В качестве приложения к указанному уведомлению в адрес Департамента направлены схемы территории военного объекта - Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации.

Департамент 04.03.2016 обратился к Управлению Россреестра с запросом №20/06/02-21/5743 о направлении документов, послуживших основанием для внесения сведений в ГКН, а также сведений об объектах и границах объектов, в отношении которых установлены запретные зоны.

Согласно письму Управления Россреестра от 14.03.2016 №02-11-07/1285, поступившему в Департамент 18.03.2016, сведения о запретной зоне военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации внесены в государственный кадастр недвижимости 17.02.2016; сведения о запретной зоне военного объекта - Партизанского лесничества Министерства обороны Российской Федерации внесены в государственный кадастр недвижимости 15.02.2016.

Основаниями постановки вышеуказанных зон в ГКН явились: постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», карта (план) запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 14.12.2015, карта (план) запретной зоны военного объекта - Партизанского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 16.12.2015, письма Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФот 25.12.2015 №141/46966, №141/46972, письмо заместителя директора Управления Россреестра от 10.02.2016 №11-0476-КЛ.

Департамент 19.10.2018 обратился в адрес Управления Россреестра с письмом №20/36943, содержащим просьбу о направлении в его адрес документов, послуживших основанием для внесения сведений о запретной зоне военного объекта Владивостокского лесничества Министерства обороны РФ в ГКН.

Управление Росреестра 30.11.2018 сообщило заявителю, что по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65333 полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории с учетным номером 25.28.2.133, обременение в виде «Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации», дата возникновения обременения - 17.02.2016. Запретная зона военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны РФ (учетный номер 25.28.2.133) поставлена на ГКУ 17.02.2016 в соответствии с требованиями действующего законодательства, за внесением сведений о зоне обратилось Министерство.

Посчитав, что действия Министерства по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта - Владивостокского лесничества Министерства обороны РФ от 14.12.2015 земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65290 площадью 132 090 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65333 площадью 219 049 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, в микрорайоне «Снеговая Падь», являются незаконными и нарушают права и имущественные интересы заявителя, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 115, частями  1, 4 статьи 198 АПК РФ, исходил из пропуска заявителем срока на обжалование действий Министерства по включению в карту (план) запретной зоны спорных земельных участков. Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Поддерживая в данном случае выводы судов, суд округа находит их соответствующими представленным в деле доказательствам и установленным на их основе обстоятельствам спора.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с правовым подходом, изложенным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 №103-О, установление такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.

Предметом данного спора является проверка законности действий Министерства и Управления Росреестра по внесению в ГКН сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий. Пропуск срока на подачу рассматриваемого заявления является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего на момент внесения спорных сведений в ГКН) (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в частности описания местоположения границ таких зон или территорий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 утверждено положение «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», которое определяет порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

Пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что на государственные органы и органы местного самоуправления возложена обязанность направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случае принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

Частью 4 статьи 15 Закона о кадастре предусмотрено, что перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в случаях, установленных частями 1 - 3.2 настоящей статьи, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействие и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, направляемому в орган кадастрового учета, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны (части 5.2, 6 статьи 15 Закона о кадастре установлено).

Пунктом 4 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 №71 (действовавших в период спорных правоотношений), предусмотрено, что в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (далее - объекты культурного наследия) федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (далее - объекты культурного наследия), направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Из анализа положений, содержащихся в статье 20 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», следует, что в результате работ по землеустройству подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 №621. Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики. В нем должны содержаться сведения о документах, являющихся основанием для проведения землеустроительных работ, и сведения о документах, использованных при подготовке карты (плана) объекта землеустройства.

Процедура внесения в ГКН сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, осуществляемая кадастровой палатой на основании документов, представленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, не является действием по кадастровому учету.

Изложенное соответствует правовым позициям, сформулированным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 №17867/12, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015  №305-КГ14-4322, от 18.04.2016 №305- КГ15-17697.

Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что сведения о запретных зонах военных объектов - Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства внесены органом кадастрового учета в ГКН в порядке информационного взаимодействия на основании документов, поступивших от Министерства (приказов заместителя Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 об установлении запретных зон военных объектов - Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, писем Департамента имущественных отношений Министерства от 25.12.2015 №141/46966 и № 141/46972; карты (плана) запретной зоны военного объекта - Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 14.12.2015; карты (плана) запретной зоны военного объекта - Партизанское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 16.12.2015; письма заместителя директора ФГБУ «ФКП Росреестра» от 10.02.2016 №11-0476-КЛ).

Учитывая, что в адрес Департамента Управлением Россреестра 01.03.2016 и 14.03.2016 направлялись уведомления о внесении в ГКН сведений о запретных зонах с приложением схем территории военного объекта - Владивостокского и Партизанского лесничеств Министерства обороны Российской Федерации и указанием документов – оснований для их установления, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что Департамент уже в марте 2016 года располагал информацией о земельных участках запретной зоны.

Из материалов дела следует, что Департамент в рамках рассмотрения настоящего спора обратился с требованиями в арбитражный суд только 26.10.2018.

При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления Департамента по мотиву пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Невозможность обращения Департамента в арбитражный суд с настоящими требованиями  в пределах установленного срока материалами дела не подтверждена, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска такого срока.

Таким образом, совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, подтверждается, что заявитель имел реальную возможность для обращения в арбитражный суд в установленный законом срок, каких-либо объективных препятствий для своевременного обращения в суд с настоящими требованиями судами не установлено.

Кроме того, Департамент не лишен возможности решить вопрос об изменении запретной зоны в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 №13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 №308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 №307-ЭС16-8149.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями  286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.05.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 по делу № А51-22498/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                        М.Ю. Ульянова

Судьи                                                                                 В.А. Гребенщикова

                                                                                            С.И. Гребенщиков