АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
29 июня 2022 года № Ф03-446/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Компания «Ройал»: ФИО1, представитель по доверенности от 12.11.2021 б/н;
от администрации города Хабаровска: ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2022 № 1.1.29-1;
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: ФИО2, представитель по доверенности от 20.12.2021 № 09-13/16188;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска и администрации города Хабаровска
на решениеот 10.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021
по делу № А73-10658/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания «Ройал» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680041, <...>, пом. I (1-11;18-20))
к администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
третье лицо: Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
о признании незаконным требования
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Компания «Ройал» (далее – ООО «Компания «Ройал», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным требования Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска (далее – администрация) от 15.06.2021 № 222 о демонтаже неправомерно размещенного нестационарного торгового объекта (далее – НТО) на территории городского округа «Город Хабаровск», выданного в отношении павильона по ул. Автобусная в районе дома № 8.
Определением суда от 14.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее – ДМС администрации г. Хабаровска, департамент).
Решением суда от 10.09.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021, заявленное требование удовлетворено.
Законность обжалуемых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе администрации и департамента, полагающих, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального права и подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители кассационной жалобы указывают, что действующее законодательство не предусматривает заключение договора аренды земельного участка под установку (эксплуатацию) НТО, а предусматривает заключение договора на размещение НТО в соответствии со схемой размещения НТО.
Утверждают, что спорный НТО не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», земельный участок используется в отсутствие договора на размещение НТО, в связи с чем НТО является неправомерно размещенным.
Настаивают на том, что ранее действующий договор аренды земельного участка от 30.12.2009, срок действия которого истек 30.12.2012, не дает обществу преимущественное право разместить НТО без аукциона.
Обращают внимание, что использование земельного участка и внесение платы после прекращения договора не являются основаниями для его продления и не свидетельствуют о возобновлении договора на неопределенный срок, поскольку не освобождают общество от оплаты фактического пользования земельным участком в силу принципа платности использования земли.
В отзыве на кассационную жалобу общество и его представитель в судебном заседании считают доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Не приобщаются к материалам дела и подлежат возвращению заявителю кассационной жалобы документы, приложенные обществом к пояснениям к кассационной жалобе, поскольку принятие и исследование новых доказательств в компетенцию суда кассационной инстанции не входит (статья 268 АПК РФ).
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно них, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в 2009 году ООО «Компания «Ройал» по договору купли-продажи приобрело торговый павильон площадью 81,26 кв.м, расположенный по адресу г. Хабаровск, район ул. Автобусная, 8.
16.12.2005 распоряжением председателя Комитета по управлению Южным округом администрации № 225-р утвержден акт приемки законченного строительством некапитального объекта, а также заключен договор аренды земельного участка от 14.03.2005 № 491 под установку торгового павильона.
В соответствии с постановление мэра города Хабаровска от 07.04.2006 № 422 торговый павильон внесен в реестр предприятий потребительского рынка, расположенных на территории города Хабаровска.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.07.2007 по делу № А73-6304/2006-51, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007, договор аренды земельного участка от 14.03.2005 № 491 признан недействительным.
13.01.2009 Теруправлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (арендодатель) с ООО «Компания «Ройал» (арендатор) заключен договор аренды № 65-О земельного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование на праве аренды земельный участок площадью 220 кв.м с кадастровым номером 27:23:000000:0429/41 под некапитальный объект – павильон площадью 81,26 кв.м (район ул. Автобусная, 8).
30.12.2009 между Федеральным государственным учреждением «Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ (арендодатель) и ООО «Компания «Ройал» (арендатор) заключен договор аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением на праве оперативного управления, в отношении вышеуказанного земельного участка для использования под торговый павильон. Срок действия договора обозначен до 30.12.2012.
Заключением комиссии по землепользованию и застройке Южного округа от 25.07.2012 по результатам осмотра торгового павильона, а также представленных документов установлено, что внешний вид торгового павильона, а также прилегающая территория соответствуют согласованной проектной документации на данный объект; задолженность по внесению платы отсутствует; необходимость перспективного строительства и реконструкции капитальных объектов на указанной территории в течение 12 месяцев для использования под движимую вещь (торговый павильон) отсутствует.
В 2012 году общество обращалось в ДМС администрации г. Хабаровска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Письмом департамента от 20.12.2012 № 12652/19-04 обществу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка под рассматриваемый торговый павильон.
В ноябре 2015 года общество обратилось в департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка под торговым павильоном.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению предложений по включению мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» от 28.07.2016 № 7 Управлению торговли, питания и бытового обслуживания администрации рекомендовано отказать во включении в Схему размещения НТО на территории городского округа «Город Хабаровск» заявки, поданной 24.05.2016 ООО «Компания «Ройал» в отношении ул. Автобусная, 8 - 10 (в районе ост. «Горки»), так как на испрашиваемом земельном участке планируется размещение опорного пункта полиции.
С 08.06.2012 департаментом в отношении общества регулярно составляются акты, подтверждающие факт пользования спорным земельным участком без правоустанавливающих документов, а также определяется размер платы за использование и устанавливается срок контроля оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.
Письмом от 24.07.2020 № 15-23/8934 департамент направил в адрес Управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации информацию о неправомерно размещенных нестационарных объектах, в перечне значится павильон общества, расположенный на ул. Автобусная, 8.
Управлением торговли, питания и бытового обслуживания администрации 15.06.2021 составлен акт № 222 выявления неправомерно размещенного спорного НТО и выдано требование от 15.06.2021 № 222 о демонтаже в срок до 15.07.2021 в связи отсутствием соответствующей разрешительной документации.
Не согласившись с требованием о демонтаже, считая его нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Положением о движимых вещах и стоянках автомобильного транспорта (местах временного хранения автотранспорта) на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденным постановлением администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 № 3101, и исходили из наличия права общества перезаключить договор аренды земельного участка от 30.12.2009 под размещение спорного НТО на новый срок без проведения торгов, а также факта внесения платы после истечения срока действия договора аренды.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального и процессуального права, полагает необходимым обжалуемые судебные акты отменить по следующим мотивам.
Согласно части 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 81-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ, Закон о торговой деятельности).
При этом заключение договора аренды на земельный участок не требуется.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (часть 3 статьи 17 Закона № 381-ФЗ).
Из указанных норм следует, что действующее земельное законодательство отдает приоритет в регулировании данных отношений Закону № 381-ФЗ, в соответствии с положениями которого органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий и в рамках указанного закона должны быть определены условия и порядок размещения таких объектов.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 16.12.2015 № 4317 (далее – Порядок № 4317), НТО за исключением случаев, предусмотренных разделом 9 настоящего Порядка (размещение НТО для организации нестационарной торговли в весенне-летний, осенне-зимний периоды), размещаются на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск».
Пунктом 2.1 Порядка № 4317 предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов, за исключением случаев, предусмотренных разделом 9 настоящего Порядка, производится в соответствии со Схемой размещения на основании результатов аукционов.
Таким образом, правовым основанием для размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является договор на размещение НТО, заключенный с применением определенной конкурентной процедуры или без таковой в случаях, определенных в нормативном акте.
Суд округа отмечает, что схема размещения НТО определяет лишь потенциальную возможность размещения НТО в каком-либо месте, однако не предусматривает, что такой объект в названном месте должен быть размещен именно конкретным лицом.
В силу требований пункта 1.3 Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 17.06.2020 № 1926, под неправомерно размещенным НТО понимается объект, размещенный с нарушением утвержденной постановлением администрации города Хабаровска Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», а также в отсутствие договора на размещение НТО, договора пользования местом размещения НТО.
Проверяя законность требования о демонтаже НТО, суды двух инстанций посчитали, что ранее заключенный договор аренды земельного участка от 20.12.2009, предоставленного в целях размещения павильона, срок действия которого истек 30.12.2012, подлежит перезаключению без торгов в порядке, установленном пунктом 7.1 Положения о движимых вещах и стоянках автомобильного транспорта (местах временного хранения автотранспорта), утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 № 3101.
Между тем судами не учтено, что с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) внесены изменения в ЗК РФ, касающиеся порядка и оснований предоставления в аренду публичных земельных участков, в том числе исключена статья 34 ЗК РФ.
В статье 34 Федерального закона № 171-ФЗ установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений и возможности осуществления процедуры предоставления земельных участков в соответствии с ЗК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ.
С 01.03.2015 Положение о движимых вещах и стоянках автомобильного транспорта (местах временного хранения автотранспорта), утвержденное постановлением администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 № 3101, подлежит применению в случае, предусмотренном частью 3 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ (пункт 5.1 названного положения).
В силу части 3 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определениях от 29.03.2016 № 581-О, от 26.01.2017 № 166-О, часть 3 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ, устанавливающая возможность применения утратившей силу статьи 34 ЗК РФ, учитывает особенности ранее действовавшего правового регулирования отношений по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, и обеспечивает необходимую в таких случаях преемственность этих отношений, в связи с чем оспариваемые законоположения не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, который не лишен возможности получить земельный участок в общем порядке.
Из изложенного следует, что законодателем установлена возможность завершить до 01.01.2018 уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка при наличии утвержденной до 01.03.2015 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством. При этом договор аренды по правилам статьи 34 ЗК РФ необходимо заключить не позднее 01.01.2018.
Таким образом, сам по себе факт обращения с заявлением о предоставлении земельного участка до вступления в силу соответствующих изменений закона не свидетельствует о наличии у заявителя безусловного права на предоставление земельного участка без торгов в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Заключение нового договора аренды без проведения торгов с 01.03.2015 допускается в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, при соблюдении условий, указанных в пункте 4 этой статьи. При отсутствии в совокупности предусмотренных указанными нормами случаев и условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов.
В пункте 2 постановления администрации города Хабаровска от 16.12.2015 № 4317 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск», а также Положения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа «Город Хабаровск» (в редакции, действовавшей до 23.03.2018) предусмотрено, что НТО размещаются по результатам аукциона (конкурса), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанного постановления.
Таким образом, места размещения НТО, которые не отвечают требованиям, предъявляемым в пункте 2 постановления администрации г. Хабаровска от 16.12.2015 № 4317 на территории городского округа «Город Хабаровск»), не могут быть предоставлены без проведения аукциона (конкурса).
Учитывая приведенное нормативное регулирование, к обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела и подлежащим установлению, относятся обстоятельства, свидетельствующие о соблюдении условий, предусмотренных частью 3 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ; наличие утвержденной до 01.03.2015 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством; наличие оснований для предоставления земельного участка по правилам статьи 34 ЗК РФ после 01.01.2018.
В судебном заседании представитель администрации приводил доводы о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление публичных земельных участков без проведения торгов для размещения и эксплуатации торговых павильонов. Относительно ранее заключенного договора аренды земельного участка от 30.12.2009, предоставленного в целях размещения павильона, срок действия которого истек 30.12.2012, администрация указывала, что использование ответчиком земельного участка и внесение платы после прекращения договора не являются основаниями для его продления и не свидетельствуют о возобновлении договора на неопределенный срок, поскольку не освобождает общество от оплаты фактического пользования земельным участком в силу принципа платности использования земли (статьи 1, 65 ЗК РФ).
Эти доводы не получили надлежащей правовой оценки.
При таких обстоятельствах вывод судов о незаконности оспариваемого требования о демонтаже нельзя признать верным.
Вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права не могут быть устранены судом кассационной инстанции, поскольку для этого требуется установление фактических обстоятельств дела посредством исследования и оценки доказательств.
Указанными полномочиями суд кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ не наделен, в связи с этим обжалуемые судебные акты согласно пункту 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку всем доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, по правилам статьи 71 АПК РФ.
В судебном заседании 23.06.2022 представителем ООО «Компания «Ройал» заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вынесения окончательного судебного акта Индустриальным районным судом города Хабаровска по административному делу № 2а-3798/2022 о признании недействующим постановления администрации г. Хабаровска от 21.12.2020 № 4225 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Хабаровск» с момента его принятия, в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Хабаровска торгового павильона ООО «Компания «Ройал».
Статьями 143, 144 АПК РФ предусмотрены основания приостановления производства по делу судом, в производстве которого находится соответствующий спор.
Поскольку производство по кассационной жалобе завершено, ходатайство общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу № А73-10658/2021 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Никитина
Судьи А.И. Михайлова
И.В. Ширяев