ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4493/2023 от 03.10.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

10 октября 2023 года № Ф03-4493/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи С.Н. Новиковой

судей М.Ю. Бурловой-Ульяновой, В.А. Гребенщиковой

без участия представителей сторон

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области

на определение о процессуальном правопреемстве от 25.05.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023

по делу № А16-1189/2022 Арбитражного суда Еврейской автономной области

по иску индивидуального предпринимателяглавы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 679370, <...>)

к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинскогомуниципального района Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 679370, <...>)

об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка

заинтересованное лицо: департамент по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 679000, <...>)

УСТАНОВИЛ:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - истец, глава КФХ ФИО1) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее - ответчик, администрация Ленинского муниципального района ЕАО) и комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка № 43.

Решением от 30.01.2023 уточненные исковые требования главы КФХ ФИО1 удовлетворены.

20.01.2023 истец обратился в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, просил заменить ответчиков на департамент по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (далее - департамент по управлению государственным имуществом ЕАО).

Определением от 25.05.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе департамент по управлению государственным имуществом ЕАО просит отменить состоявшиеся судебные акты как принятые с нарушением норм процессуального права. Заявитель указывает, что перемена лиц в обязательствах не производилась, первоначальные должники не реорганизованы, вследствие чего на последних распространяются обязательства по исполнению вступивших в законную силу судебных актов. Полагает, что судами неверно применены положения закона ЕАО от 30.11.2022 № 171-ОЗ, поскольку данный нормативный акт не регулирует вопросы, связанные с правопреемством в арбитражном процессе.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Арбитражным судом Дальневосточного округа 28.09.2023 было удовлетворено поступившее от представителя департамента по управлению государственным имуществом ЕАО ходатайство об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции (онлайн-заседание) и организовано проведение онлайн-заседания, вместе с тем, представитель не произвел корректное техническое подключение для участия в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.

Согласно статье 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.

Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

Установлено, что глава КФХ ФИО1 обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями об урегулировании разногласий, возникших при заключении с администрацией Ленинского муниципального района ЕАО договора аренды земельного участка без проведения торгов сроком на 49 лет в целях осуществлении деятельности крестьянского фермерского хозяйства: кадастровый номер земельного участка 79:03:0800004:99, площадь 64,0570 га, адрес (местоположение) <...> 630 м на северо-восток от д.1 по ул. Кооперативная, категория земель «Земли сельскохозяйственного назначения».

Статьей 1 Закона Еврейской автономной области от 30.11.2022 № 171-ОЗ (в редакции от 29.03.2023) «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области и органами государственной власти Еврейской автономной области» (далее - Закон № 171-ОЗ) установлено, что правительство области осуществляет полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенных к категориям земель сельскохозяйственного назначения, за исключением следующих земельных участков:

1) имеющих следующие виды разрешенного использования: садоводство; ведение огородничества; ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; обеспечение сельскохозяйственного производства;

2) на которых расположены объекты недвижимого имущества;

3) предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Правительство области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенных к категориям земель сельскохозяйственного назначения, за исключением следующих земельных участков:

1) имеющих следующие виды разрешенного использования: садоводство; ведение огородничества; ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; обеспечение сельскохозяйственного производства;

2) на которых расположены объекты недвижимого имущества;

3) предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 4 Закона № 171-ОЗ действие данного закона не распространяется на правоотношения, связанные с изменением, продлением или прекращением договоров, заключенных органами местного самоуправления муниципальных образований области до дня вступления в силу закона, а также на правоотношения, связанные с заключением договоров по результатам аукционов по продаже земельного участка или аукционов на право заключения договора аренды земельного участка (далее - аукцион), решение о проведении которых принято органами местного самоуправления муниципальных образований области до 31 декабря 2022 года.

На основании изложенного, суды пришли к выводу о том, что с момента вступления в силу Закона № 171-ОЗ (с 01.01.2023) администрация Ленинского муниципального района ЕАО не является органом, уполномоченным на заключение спорной сделки, ввиду изменения компетенции уполномоченных органов по распоряжению земельными участками сельскохозяйственного назначения, не разграниченными в собственности.

В соответствии с положениями Постановления Правительства ЕАО от 30.12.2022 № 570-пп «Об определении органа исполнительной власти Еврейской автономной области, уполномоченного на осуществление полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенных к категориям земель сельскохозяйственного назначения», именно департамент по управлению государственным имуществом ЕАО является органом, уполномоченным на осуществление полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований ЕАО по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенных к категориям земель сельскохозяйственного назначения (за исключением вышеперечисленных в статье 1 Закона № 171-ОЗ случаев).

Учитывая приведенные положения, а также обстоятельства того, что вступившее в законную силу решение по настоящее время не исполнено - договор аренды земельного участка с кадастровым номером 79:03:0800004:99 не заключен, а полномочия по распоряжению земельными участками сельскохозяйственного назначения, не разграниченными в собственности, с 01.01.2023 возложены на департамент по управлению государственным имуществом ЕАО, суды пришли к правильному выводу о необходимости изменения субъектного состава лиц, ответственных за восстановление нарушенных прав главы КФХ ФИО1, путем проведения процессуального правопреемства, возложив на департамент по управлению государственным имуществом ЕАО бремя исполнения обязательств по урегулированию разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка № 43 (кадастровый номер 79:03:0800004:99).

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 25.05.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу № А16-1189/2022 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Н. Новикова

Судьи М.Ю. Бурлова-Ульянова

ФИО2