ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4504/18 от 15.11.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

ноября 2018 года                                                                     № Ф03-4504/2018

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен ноября 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: М.А. Басос

Судей: С.Ю. Лесненко, А.И. Михайловой

при участии:

от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО1, лично; ФИО2, представитель по доверенности от 17.04.2018;

от администрации г.Владивостока: ФИО3, представитель по доверенности от 27.12.2017 № 1-3/3452;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации                         г. Владивостока

на решение от 18.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018

по делу №  А51-25638/2017

Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.С. Чугаева; в апелляционном суде судьи: Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк, Г.Н. Палагеша

по заявлениюиндивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН  <***>)

к администрации г. Владивостока (ОГРН <***>; место нахождения: 690091, <...>)

опризнании частично недействительным постановления

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Владивостока (далее – администрация) от 09.10.2017 № 2427 «О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 № 845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа» в части исключения строки 650.1 (пункт 1.5) – павильон, улица Печорская, 8 (продовольственные товары), срок размещения объекта – до 01.01.2018; обязании включить строку 650.1 в подпункт 1.19 пункта 1 постановления администрации от 09.10.2017 № 2427.

Решением суда от 18.04.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018, требования удовлетворены.

Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе администрации, полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с выводами судов об отсутствии у администрации правовых оснований для издания оспариваемого постановления в части исключения нестационарного торгового объекта предпринимателя из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа. Администрация утверждает, что строка 650.1 (нестационарный торговый объект предпринимателя – павильон по улице Печорская, 8) исключена из схемы размещения нестационарных торговых объектов с 01.01.2018 в связи с истечением срока нахождения указанного объекта в схеме. Временный характер размещения торгового объекта (до 01.01.2018) был обусловлен непосредственной близостью с земельным участком, на котором планировалось осуществление строительства общественно-спортивного центра; подлежала размещению трансформаторная подстанция, облуживание которой планировалось производить через земельный участок, на котором расположен нестационарный торговый объект предпринимателя; расположением в непосредственной близости благоустроенной детской площадки. Администрация указала, что размещение нестационарного торгового объекта предпринимателя в обозначенном месте нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки, препятствует обеспечению свободного движения пешеходов и доступа потребителей к объектам торговли, в связи с чем включение торгового объекта предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых объектов было ограничено сроком - до 01.01.2018.

Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу, ссылаясь на положения Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 № 114, указал, что срок для размещения нестационарного торгового объекта предусмотрен только в отношении сезонных (временных) объектов, а исключение места размещения нестационарного торгового объекта из схемы возможно только при предоставлении альтернативного места. Пояснил, что 05.10.2018 с администрацией заключено соглашение о размещении того же нестационарного торгового объекта по тому же адресу сроком на 7 лет. Также постановлением администрации от 26.10.2018 № 2901 в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа внесены изменения, в соответствии с которыми место размещения объекта с адресным ориентиром  - улица Печорская, 8, закреплено за предпринимателем.

В дополнениях к кассационной жалобе администрация указала, что соглашение от 05.10.2018 о размещении нестационарного торгового объекта заключено с предпринимателем во исполнение судебных актов по настоящему делу. Таким образом, оспариваемое постановление администрации об исключении строки 650.1 из схемы размещения нестационарных торговых объектов в связи с истечением срока размещения объекта, носит технический характер и не затрагивает права и интересы предпринимателя.           

В судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы и возражения.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судами, Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа (далее – Схема) утверждена постановлением Администрации города Владивостока от 29.03.2013 № 845.

06.05.2016 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о включении в Схему нестационарных торговых объектов, в том числе павильона площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <...>, для использования в розничной торговле, указав на планируемый срок размещения объектов – 5 лет.

19.10.2016 администрацией издано постановление № 3036 «О внесении изменений в постановление администрации от 29.03.2013 № 845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа», согласно которому в Схему включен павильон (продовольственные товары) площадью 15 кв.м. по ул. Печорская, 8 (строка 650.1), сроком до 01.01.2018.

Постановлением администрации от 09.10.2017 № 2427 в постановление от 29.03.2013 № 845 «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов на территории Владивостокского городского округа» внесены изменения, а именно исключена строка 650.1, согласно которой в Схему был включен нестационарный торговый объект предпринимателя – павильон по ул. Печорская, 8.

Не согласившись с исключением своего торгового объекта их Схемы, предприниматель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования, арбитражные суды пришли к выводу, что изменение Схемы путем исключения места размещения нестационарного торгового объекта нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере экономической деятельности.

В силу положений пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Аналогичные положения закреплены в статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах торговой деятельности), в силу части 3 которой схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Закона об основах торговой деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – Правила № 772), в пункте 9 которых установлено, что внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном для включения объектов в такую схему.

Таким образом, разработка, утверждение, внесение изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, действующих в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом разработка, утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в них изменений и дополнений, должны осуществляться органами местного самоуправления в целях достижения обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (часть 1 статьи 10 Закона об основах торговой деятельности, пункты 2, 3 Правил № 772).

На территории Приморского края разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 № 114 (далее – Порядок № 114).

Внесение изменений в схему производится уполномоченным органом по мере необходимости (пункт 4.3 Порядка № 114). Согласно пункту 4.4 Порядка № 114 изменения и дополнения в схему вносятся, в том числе по инициативе органов местного самоуправления Приморского края и при изменении сведений о конкретном нестационарном торговом объекте, включенном в схему. Внесение изменений в схему, в части нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном разделами 3 и 4 настоящего Порядка (пункт 4.5 Порядка №114).

Как установлено судами, исключение строки 650.1 - павильон предпринимателя по улице Печорская, 8 в городе Владивостоке, из Схемы с 01.01.2018 обусловлено истечением срока нахождения данного нестационарного торгового объекта в Схеме согласно постановлению администрации от 19.10.2016 № 3036.

В свою очередь, установление срока для включения нестационарного торгового объекта предпринимателя в Схему – до 01.01.2018, администрация обосновала планируемым строительством общественно-спортивного центра на расположенном вблизи земельном участке; размещением трансформаторной подстанции, детской площадки, нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, препятствием обеспечению свободного движения пешеходов и доступа потребителей к объектам торговли.

Однако, в соответствии с пунктом 3.9 Порядка № 114 случаи, когда размещение нестационарного торгового объекта будет препятствовать свободному движению пешеходов и доступу потребителей в объектам торговли, повлечет нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, нарушение требований градостроительного законодательства, правил благоустройства, являются основаниями для отказа во включении нестационарного торгового объекта в Схему, а не основаниями для включения объекта в Схему на определенный срок.

Между тем, суды установили, что постановлением от 19.10.2016 № 3036 администрация включила павильон предпринимателя по улице Печорская, 8 в Схему, которая в силу пункта 4.1 Порядка № 114 носит бессрочный характер, поскольку формируется, изменяется и дополняется в целях развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и производства товаров народного потребления, увеличения конкуренции между хозяйствующими субъектами в сфере торговли, а также в иных общественно значимых целях.

Более того, 05.10.2018 между администрацией и предпринимателем достигнуто соглашение о размещении того же нестационарного торгового объекта – павильона предпринимателя по тому же адресу - улица Печорская, 8, сроком на 7 лет, что подтверждает отсутствие у администрации вышеупомянутых оснований для отказа во включении нестационарного торгового объекта предпринимателя в Схему либо включения его в Схему на определенный срок – до 01.01.2018.

Поскольку торговый объект предпринимателя изначально безосновательно был включен в Схему с определенным сроком, суды пришли к верному выводу о том, что исключение его из Схемы в связи с истечением этого срока является неправомерным.

При этом суд кассационной инстанции отклоняет доводы администрации о заключении соглашения от 05.10.2018 во исполнение судебных актов по настоящему делу. Одним из оснований, по которым суды признали недействительным постановление администрации в оспариваемой части явилось непредоставление предпринимателю альтернативного равноценного компенсационного места в соответствии с пунктом 4.2 Порядка № 114, предусматривающего возможность исключения из Схемы места размещения нестационарного торгового объекта только при условии предоставления такового субъекту торговой деятельности. Обязанность по включению в Схему того же объекта судами на администрацию не возлагалась. 

По изложенным основаниям отклоняется и утверждение администрации о том, что постановление от 09.10.2017 № 2427 в оспариваемой части носит технический характер и не затрагивает права и интересы предпринимателя.

 Положения Закона об основах торговой деятельности не исключают право уполномоченного органа при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов решать вопросы размещения названных объектов самостоятельно с учетом особенностей конкретного муниципального образования. Однако, такое правовое регулирование не должно носить произвольный характер, являться средством для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности, поскольку направлено на создание условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства.

Положения пункта 2.4 Порядка № 114, предусматривающие указание в схеме размещения нестационарных торговых объектов периодов размещения (для нестационарных торговых объектов сезонного (временного) размещения), в данном случае не подлежат применению.

При таких обстоятельствах суды верно заключили, что постановление администрации от 09.10.2017 № 2427 в оспариваемой части не соответствует положениям закона и нарушает права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018по делу № А51-25638/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                М.А. Басос     

Судьи                                                                                          С.Ю. Лесненко    

                                                                                                    А.И. Михайлова