ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-452/2024 от 29.02.2024 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

29 февраля 2024 года № Ф03-452/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.

судей Черняк Л.М., Ширяева И.В.

при участии:

от Прокуратуры Приморского края: представитель ФИО1 по приказу от 25.04.2023 №180-лс;

от Муниципального казённого учреждения «Хозяйственное управление администрации Ольгинского муниципального округа»: представитель не явился;

от общества с ограниченной ответственностью «АВТОРИТЕТ-АВТО+»: представитель ФИО2 по доверенности от 21.12.2021 б/н;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи и веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Приморского края

на решение от 30.08.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023

по делу № А51-12570/2023 Арбитражного суда Приморского края

по иску Прокуратуры Приморского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690091, <...>)

к Муниципальному казённому учреждению «Хозяйственное управление администрации Ольгинского муниципального округа» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692460, Приморский край, р-н Ольгинский, пгт. Ольга ул. Ленинская, д. 8), обществу с ограниченной ответственностью «АВТОРИТЕТ-АВТО+» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692770, Россия, <...>)

о признании недействительными электронного аукциона, контракта и о применении последствий недействительности сделки

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приморского края (далее - истец, прокуратур) обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Муниципальному казенному учреждению «Хозяйственное управление администрации Ольгинского муниципального округа» (далее – учреждение, ответчик, заказчик) о признании недействительным электронного аукциона № 0120300012022000072 на поставку автомобиля легкового, оформленного протоколом подведения итогов определения поставщика от 14.12.2022; признании недействительным муниципального контракта от 26.12.2022 № 0120300012022000072, заключенного между учреждением и ООО «Авторитет-Авто+» (далее - ответчик, общество), применении последствий недействительности сделки: обязании учреждения возвратить обществу автомобиль Haval F7 2022 года выпуска, идентификационный номер <***>, взыскании с общества в пользу учреждения 3 549 000 руб.

Решением суда от 30.08.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, прокурор обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.

Прокурор в жалобе и его представитель в онлайн судебном заседании полагали выводы судов относительно верного описания заказчиком объекта закупки и отсутствии причин полагать заявленные характеристики товара соответствующими только одной марке транспортного средства, необоснованными. Считают, что установления факта описания объекта закупки с нарушением положений статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) достаточно для квалификации действий заказчика недопустимыми, ограничивающими число участников, и признания аукциона и договора незаконными.

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании суда округа, проведенном посредством организации видеоконференции-связи с Арбитражным судом Приморского края, доводы кассационной жалобы отклонили, предлагая судебные акты оставить без изменения.

Учреждение отзыв не представило; извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей, не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

Судами из материалов дела установлено, что МКУ «Хозяйственное управление администрации Ольгинского муниципального района» (с 07.02.2023 – МКУ «Хозяйственное управление администрации Ольгинского муниципального округа») проведен «электронный аукцион на поставку автомобиля легкового», начальная (максимальная) цена контракт - 3 549 000 руб.

В соответствии с Техническим заданием объект закупки (автомобиль) должен соответствовать следующим характеристикам: рабочий объем двигателя: > 1500 и < 2000 куб. см, тип двигателя: бензиновый, тип коробки передач: автомат, тип привода: полноприводный, количество посадочных мест комбинированный, мощность двигателя: > 150 и < дисков: > 19, тип легкового автомобиля: универсал, тормозные механизмы задние: дисковые, тормозные механизмы передние: дисковые, экологический класс: 5.

Кроме вышеуказанных технических характеристик приобретаемого автомобиля в описание объекта закупки включены следующие дополнительные характеристики: год выпуска - не ранее 2022, цвет кузова - белый, длина - не менее 4620 мм, ширина - не менее 1846 мм, высота - не менее 1660 мм, колесная база - не менее 2725 мм, колея передняя - не менее 1585 мм, колея задняя - не менее 1585 мм, дорожный просвет - не менее 190 мм, объем багажного отделения - не менее 1400 л., количество дверей - не менее 5, объем двигателя - не менее 1967 куб. см, вид топлива - бензин, количество цилиндров - не менее 4, топливный бак - не менее 55 л., максимальная скорость - не менее 180 км/ч., экологический класс - не менее Евро 5, снаряженная масса автомобиля - не менее 1795 кг, допустимая полная масса - не более 2230 кг, передняя подвеска - независимая, пружинная, типа Макферсон, со стабилизатором поперечная устойчивости, задняя подвеска -независимая, пружинная, рычажная, с гидравлическими телескопическими ароматизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости, расположение руля - левое.

Также в описании объекта закупки закреплены требования к комплектации автомобиля, а именно наличие: боковых зеркал с обогревом, электроприводом, регулировки и складывания; многофункционального дисплея на приборной панели, не менее 8 динамиков, аудиосистемы (радио), светодиодных передних противотуманных фар с функцией освещения поворотов; двухзоновый климат-контроля; лобовое стекло с электрообогревом; отделки сидений эко кожей; подогрева передних и задних сидений; регулировки сидений водителя и переднего пассажира; регулировки рулевой колонки по вылету и высоте; электростеклоподъемники; боковые подушки безопасности; датчик дождя и света; дополнительный стоп-сигнала в верхней части задней двери; 3-х точечные ремни безопасности; задний противотуманный фонарь; центральный замок с дистанционным управлением; электрический усилитель руля; блок управления аудиосистемой на руле; полноразмерное запасное колеса; система АЕВ, HDC, ABS, иммобилайзер.

В дополнение к вышеуказанным характеристикам в описание объекта закупки включены дополнительные требования к комплектации приобретаемого автомобиля: наличие в салоне и багажнике автомобильных резиновых ковриков.

На участие в аукционе подана 1 заявка – общества.

26.12.2022 с обществом заключен муниципальный контракт № 0120300012022000072 и по акту приема-передачи от 26.12.2022 автомобиль «Haval FJ7», 2022 года выпуска, идентификационный номер <***> передан заказчику, который платежным поручением от 27.12.2022 произвел в адрес общества оплату в названной сумме.

Прокурор, полагая, что торги проведены с нарушением требований статьи 33 Закона, повлекли ограничение конкуренции, обратился с иском о признании торгов и договора незаконными в арбитражный суд, который придя к выводу об отсутствии правовых оснований для вывода о нарушении заказчиком правил проведения торгов, в удовлетворении требований отказал.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа поддерживает суды, которые в данном случае исходили из следующего.

Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Частью 1 статьи 52 АПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в том числе заказчиками, поставщиками (подрядчиками, исполнителями), субподрядчиками, соисполнителями, участвующими в обеспечении государственных и муниципальных нужд, не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящей части, и о применении последствий недействительности таких сделок.

Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).

Согласно пункту 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 25) посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются положениями Закона о контрактной системе.

В силу установленного в статье 8 Закона принципа обеспечения конкуренции контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно статье 24 Закона конкурентным способом организации закупки является и аукцион в электронной форме, под которым исходя из части 1 статьи 59 Закона понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом части 1 статьи 33 Закона (в редакции спорного периода) заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Согласно части 2 данной статьи описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Частью 3 статьи 33 Закона определено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В пункте 1 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

В рассматриваемом случае, суды, проверяя доводы прокурора о наличии нарушения положений статьи 33 Закона со стороны заказчика при описании объекта закупки, не согласились с тем, что представленными учреждением доказательствами подтверждается наличие в его действиях нарушения положений статьи 33 Закона, приведшее к ограничению конкуренции.

В рассматриваемом случае суды признали, материалами дела подтверждается, что из 55 характеристик автомобиля, указанных заказчиком в Техническом задании, соответствуют характеристикам автомобиля «Haval F7» только 22 характеристики.

Иные характеристики, заявленные в закупочной документации к характеристикам автомобиля «Haval F7», указанным на сайте производителя, не относятся: задние и передние тормозные механизмы, передняя и задняя колея, материал салона, максимальная скорость, расположение руля, регулировка сидений, дополнительный стоп-сигнал в верхней части задней двери, задний противотуманный фонарь, система ABS.

Также требуемый заказчику тип двигателя - бензиновый, тип коробки передач, цвет кузова, функциональное наполнение приборной панели, требования к запасному колесу, отличны от фактических характеристик транспортного средства, о соответствии характеристикам которого спорного ТС утверждает истец.

Кроме того, суды установили и согласились с тем, что указанные заказчиком параметры обусловлены требуемой заказчику спецификой местности его использования, связанной, в частности, с необходимость повышения удобства эксплуатации в зимний период и безопасностью эксплуатации (например, боковые подушки безопасности; датчик дождя и света; дополнительный стоп-сигнала в верхней части задней двери; 3-х точечные ремни безопасности; задний противотуманный фонарь; центральный замок с дистанционным управлением; электрический усилитель руля; блок управления аудиосистемой на руле; полноразмерное запасное колесо; система АЕВ, HDC, ABS, иммобилайзер).

При этом довод прокурора о том, что иные ТС (Cherry Tiggo 8 Pro Max и EXEED TXL) с аналогичными характеристиками имеют более высокую цену, чем указано в контракте, и поэтому не могли быть предложены потенциальными участниками, обоснованно отклонен судами в связи с тем, что продавец не ограничен в праве предложить меньшую цену (то есть участвовать в конкурентной борьбе) за товар с такими же характеристиками.

При таких обстоятельствах, вывод судов о том, что истцом не доказано, что указанные заказчиком в аукционной документации характеристики соответствовали только одной модели транспортного средства и поэтому ограничили количество участников аукциона, следует признать обоснованными.

Следовательно, в удовлетворении заявления прокурора о признании торгов и договора недействительными, судами отказано правомерно.

Оснований для утверждения о несоответствии выводов судов установленным по делу обстоятельствам, как и полномочий для переоценки сделанных выводов у суда округа в силу предоставленных полномочий не имеется. Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.

Поскольку судом первой инстанции и апелляционным судом правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.08.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023 по делу № А51-12570/2023 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи Л.М. Черняк

И.В. Ширяев