АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
ноября 2020 года № Ф03-4555/2020
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен ноября 2020 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.
при участии: от акционерного общества «Камчатэнергосервис»: представитель не явился;
от управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Камчатэнергосервис»
на решение от 01.06.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020
по делу № А24-416/2020
Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению акционерного общества «Камчатэнергосервис»
к управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Камчатэнергосервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 684090, <...>, далее – АО «Камчатэнергосервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683032, <...> В/Г 3, далее – Управление Росгвардии по Камчатскому краю, административный орган) от 01.11.2019 № 870/9-2349 в части возложения обязанности организовать на котельной «Центральная» жилого района Приморский города Вилючинска деятельность подразделения охраны.
Решением суда от 01.06.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020, в удовлетворении требования отказано по мотиву соответствия оспариваемого в части предписания положениям Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон о безопасности).
АО «Камчатэнергосервис», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт о признании оспариваемого в части предписания незаконным. Как настаивает податель жалобы, у него отсутствует обязанность организовать на объекте деятельности подразделения охраны, поскольку соответствующее мероприятие не предусмотрено паспортом безопасности и принятые в настоящий момент меры в достаточной степени обеспечивают безопасность объекта. Кассатор также ссылается на значительную стоимость услуг по охране объекта; приводит доводы о невозможности оказания данных услуг частными организациями ввиду особого статуса г. Вилючинск как закрытого административно-трерриториального образования.
Отзыв не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, их представители в судебное заседание не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Судами из материалов дела установлено, что в соответствии с планом проведения плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2019 год Управлением Росгвардии по Камчатскому краю в период с 07.10.2019 по 01.11.2019 проведена плановая выездная проверка обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности котельной жилого района «Приморский».
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 01.11.2019 № 870/9-2350 и вынесено предписание от 01.11.2019 об устранении выявленных нарушений № 870/9-2349, согласно которому АО «Камчатэнергосервис» предписано в срок до 01.11.2020, в числе прочего, организовать на объекте деятельность подразделения охраны в соответствии с положениями пунктов 4, 5 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 (далее – Правила № 458).
Не согласившись с предписанием в указанной выше части, считая его незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требования отказал, установив наличие у АО «Камчатэнергосервис» обязанности соблюдать требования Правил № 458.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело в порядке главы 34 АПК РФ, с чем соглашается суд округа.
Законом о безопасности определены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067, принятым на основании части 4 статьи 6 Закона о безопасности, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы уполномочены, в том числе, проводить проверки объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с Законом о безопасности.
Поскольку котельная жилого района «Приморский» применительно к статье 2 Закона о безопасности является объектом топливно-энергетического комплекса и ему в установленном порядке присвоена низкая категория опасности (паспорт безопасности объекта, утвержденный в 2018 году), суд округа находит верными и обоснованными выводы судов о наличии у Управления Росгвардии по Камчатскому краю полномочий на проведение плановой проверки и вынесение предписания от 01.11.2019 № 870/9-2349.
На основании требований части 1 статьи 6 Закона о безопасности обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, то есть физическими и юридическими лицами, владеющими на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с положениями части 1 статьи 7 Закона о безопасности требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Соответствующие требования определены Правительством Российской Федерации в Правилах № 458.
Материалами дела подтверждается, что Управлением Росгвардии по Камчатскому краю при проведении плановой выездной проверки выявлены нарушения Правил № 458, а именно пунктов 4, 5.
Согласно положениям вышеуказанных пунктов 4, 5 Правил № 458 система физической защиты объекта включает в себя, в том числе, персонал физической защиты; персонал физической защиты составляют сотрудники службы безопасности и подразделений охраны, непосредственно задействованные в выполнении задач по физической защите объекта.
Учитывая вышеизложенное, исходя из обязательности Правил № 458 для субъектов топливно-энергетического комплекса и необходимости обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, принимая во внимание отсутствие подразделения охраны на объекте топливно-энергетического комплекса котельная жилого района «Приморский», деятельность в котором осуществляет АО «Камчатэнергосервис» и отнесенного к низкой категории опасности, суд округа считает мотивированными и обоснованными выводы судов о законности оспариваемого в части предписания от 01.11.2019 № 870/9-2349, предписывающего устранить выявленное нарушение в срок до 01.11.2020.
В этой связи суды двух инстанции верно не усмотрели оснований для удовлетворения требования общества.
Доводы кассатора о достаточности принятых в настоящих момент мер по обеспечению безопасности объекта, равно как об отсутствии соответствующих указаний о необходимости создания подразделений охраны в паспорте безопасности и о затратности предписанных к совершению действий, заявлены без учета обязательных для выполнения положений пунктов 4, 5 Правил № 458.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу решения суда и постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.06.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 по делу № А24-416/2020 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.В. Ширяев
Судьи А.И. Михайлова
Т.Н. Никитина