ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4615/2021 от 01.09.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

сентября 2021 года                                                  № Ф03-4615/2021

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2021 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,

судей Лесненко С.Ю., Серги Д.Г.

при участии:

от истца: представителя ФИО1 по доверенности от 02.09.2020                     № ДВОСТНЮ-121/Д,

от ответчика: представителя ФИО2 по доверенности от 02.11.2020     № ПРИМ-20/132,

рассмотрев в судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение от 20.02.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021

по делу №  А51-8714/2020 Арбитражного суда Приморского края

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107174, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Приморскуголь»                          (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690090, <...>)

о взыскании задолженности 66 049,20 руб.

 УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Дальневосточная железная дорога (ОАО «РЖД») обратилось               в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Приморскуголь» (ООО «Приморскуголь») о взыскании задолженности в размере 66 049,20 руб., процентов                             за пользование чужими денежными средствами за период с 13.04.2020                  по 22.05.2020 в размере 409,65 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.05.2020 до момента фактического исполнения требований ответчиком в части уплаты основного долга.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.02.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021, в удовлетворении иска отказано.

ОАО «РЖД» обжаловало судебные акты в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного, просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что выводы судов опровергаются положениями пункта 5 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утв. Приказом Министерства транспорта РФ 26.02.2015 № 32, пункта 1.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 89, пункта 1.1 Инструкции по заполнению вагонных листов,  подпункта 1 пункта 6.1.1 распоряжения ОАО «РЖД» от 01.03.2007 № 333р. Судами не дана оценка представленным в материалы дела сведениям о маршруте следования вагонов, которые подтверждают, что вагоны включены в состав поезда по натурному листу № 1111 и отправлены со станции Новошахтинская,  натурному листу. Фактически вагоны проследовали на станцию назначения в составе групповой перевозки, где провозная плата применяется с иным коэффициентом.

ООО «Приморскуголь» в отзыве оспорило доводы кассационной жалобы, указало, что маршрут выставлен по натурному листу №650 от 13.10.2019, в соответствии с планом организации отправительских, станционных и ступенчатых маршрутом на 2016/2017 гг, а также  с телеграммой № 65/ЦУПВП от 21.12.216, которой предусмотрено выделение ядра; маршрут принят перевозчиком на станции Новошахтинская без замечаний, от станции отправления до станции назначения следовал на условиях маршрутной отправки, соответствовал тарификации отправительских маршрутов; просило принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения, дав по ним объяснения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов поданной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между                ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО «Приморскуголь» (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования            РУ «Новошахтинское» АО «Приморскуголь», примыкающего к железнодорожной станции Новошахтинская № 283 от 11.12.2017 (договор), по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом № 13 к пути № 17 железнодорожной станции Новошахтинская, локомотивом владельца.

В соответствии с пунктом 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования, вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути №№ 4, 6, 8, 10, 12, 14 станции Новошахтинская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.

С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве 58 вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на  железнодорожные выставочные пути №№ 4, 6, 8, 10, 12 станции Новошахтинская (пункт 9 договора).

При формировании маршрута на железнодорожном пути необщего пользования вагоны возвращаются на железнодорожные выставочные пути целыми составами установленного веса и длины, сформированными в соответствии с планом формирования поездов (пункт 10 договора).

О готовности вагонов к сдаче на выставочные пути станции Новошахтинская приемосдатчик груза и багажа РУ «Новошахтинское» передает приемосдатчику груза и багажа станции Новошахтинская уведомление и натурный лист по телефону/факсу 3-79, с последующим письменным подтверждением формы ГУ-26 (пункт 11 договора).

ООО «Приморскуголь» в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ) 13.10.2019 оформило груз к перевозке. Согласно сведениям железнодорожных накладных                                 №№ ЭС989150, ЭС989121, ЭС989161 в адрес АО «ДГК» осуществлялась перевозка груза «Уголь бурый» прямым отправительским маршрутом.

Согласно железнодорожным накладным №№ ЭС989121, ЭС989161 вагоны являлись прицепной частью. Вагоны, следовавшие по накладной                № ЭС989150 - ядро маршрута.

Согласно акту общей формы № 1/220 от 19.11.2019, подписанному грузоотправителем с разногласиями, грузоотправитель сформировал отправительский маршрут с нарушением.

Провозная плата за перевозку груза, указанного в накладных, составила 517 563,6 руб. (с НДС), погрузка отправительского маршрута по вине грузоотправителя не обеспечена, провозная плата по фактически перевезенному маршруту составила 583 612,80 руб. (без учета поправочного коэффициента 0,85). Разница в тарифе составила 66 049,20 руб.

ОАО «РЖД», полагая, что недополучило провозную плату, направило в адрес ООО «Приморскуголь» претензию № 4257/ДТЦФТО от 19.03.2020               с требованием оплатить разницу в провозных платежах. Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения                       ОАО «РЖД» а в арбитражный суд с исковым заявлением

Правоотношения сторон квалифицированы как возникшие из договора перевозки.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1 статьи 785 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами; плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Расчет платы за перевозку грузов осуществляется по правилам применения тарифов, изложенным в Разделе 2 Постановления ФЭК России от 17.06.2003 № 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2).

Судами в ходе рассмотрения дела установлено, что согласно сведениям в железнодорожных накладных №№ ЭС989150, ЭС989121, ЭС989161                      в адрес АО «ДГК» осуществлялась перевозка груза «Уголь бурый» прямым отправительским маршрутом.

В соответствии с пунктом 2.1.2 Инструкции по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 21.10.2015 № 2509р (далее – Инструкция             № 2509р) прямые отправительские маршруты - это сформированные на одну железнодорожную станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей, получателей порожних вагонов (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой).

Пунктом 5 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 26.02.2015 № 32 определено, что при формировании отправительского маршрута, состоящего из ядра (основной части отправительского маршрута) и прицепной части маршрута, отдельными накладными оформляются как ядро маршрута, так и каждая группа вагонов, находящаяся в составе прицепной части маршрута.

В пункте 4.10 Инструкции № 2509р закреплено, что погрузка отправительского маршрута считается необеспеченной по вине грузоотправителя, если состоялась передача маршрута перевозчику, ядро которого состоит из отдельностоящих групп вагонов, смешанных с прицепной частью маршрута

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что в накладных проставлена отметка «маршрут отправительский прямой», при приеме груза к перевозке истцом подписаны квитанции о приеме грузов, присвоен номер отправительского маршрута № 976918 и сделаны отметки о том, что:

- по квитанции о приеме груза № ЭС989150 принято 36 вагонов, что составляет ядро отправительского маршрута;

- по квитанции о приеме груза № ЭС989161 принято 12 вагонов, что составляет прицепную часть отправительского маршрута;

- по квитанции о приеме груза № ЭС989121 принято 4 вагона, что составляет прицепную часть отправительского маршрута.

Факт передачи истцу вагонов с грузом, сформированных в отправительском маршруте № 976918 в определенном порядке, по оценке судов, подтверждается вагонными листами формы № 386-ВЦ (для маршрутной отправки), которые являются первичными двусторонними документами, подтверждающими факт передачи вагонов в определенной последовательности в соответствии с Инструкцией по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО «РЖД»»,                             утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 01.03.2007 № 333р.

Из материалов дела судами установлено, что маршрут № 976918 выставлен по натурному листу № 650 от 13.10.2019, в соответствии с планом организации отправительских, станционных и ступенчатых маршрутов на 2016/2017 года, с телеграммой № 65/ЦУПВП от 21.12.2016, которой предусмотрено выделение ядра 3 600 тонн; маршрут проверен ОАО «РЖД» и принят к перевозке на станции Новошахтинская без замечаний, от станции отправления до станции назначения следовал на условиях маршрутной отправки. На момент прибытия вагонов на станцию назначения каких-либо нарушений не выявлено, акт общей формы на момент прибытия вагонов не составлялся, перерасчет по добору тарифа не был произведен.

При таких обстоятельствах, учитывая изначально согласованный сторонами размер провозной платы по сформированному ответчиком отправительскому маршруту № 976918 и соблюдение ответчиком условия о маршрутизации и принятие истцом груза к перевозке в виде прямых отправительских маршрутов, а также принимая во внимание, что ООО «Приморскуголь» соблюдены условия применения поправочного коэффициента для прямых отправительских маршрутов, суды пришли к выводу о неправомерности доначисления провозной платы.

Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда округа не имеется.

В пункте 2 статьи 785 ГК РФ установлено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Из материалов дела судами установлено, что оформлены накладные №№ ЭС989150, ЭС989121, ЭС989161 (по железнодорожным накладным     №№ ЭС989121, ЭС989161 вагоны являлись прицепной частью; вагоны по накладной № ЭС989150 - ядро маршрута.)

Согласно сведениям, внесенным в железнодорожные накладные                  №№ ЭС989150, ЭС989121, ЭС989161, перевозка груза осуществлялась прямым отправительским маршрутом.

Маршрут проверен перевозчиком и принят к перевозке без замечаний. Вместе с тем при приеме груза к перевозке перевозчиком подписаны квитанции о приеме груза, присвоен номер отправительского маршрута и сделаны отметки о принятии маршрута с указанием ядра и прицепной части, что соответствует требованиям Правил перевозок и является достаточным основанием для применения поправочных коэффициентов. На момент прибытия вагонов на станцию назначения каких-либо нарушений выявлено не было, акт общей формы на момент прибытия вагонов не составлялся, перерасчет по добору тарифа не был произведен.

Факт передачи истцу вагонов с грузом, сформированных в отправительском маршруте № 976918 в определенном порядке, по оценке судов, подтверждается также вагонными листами формы № 386-ВЦ,                         в средней части которых согласно пункту 3 параграфа 71 Инструкции                 № 333р указываются по порядку номера всех вагонов, включенных в маршрут.

При таких обстоятельствах вопреки позиции ОАО «РЖД» выводы судов не опровергаются положениями пункта 5 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утв. приказом Министерства транспорта РФ 26.02.2015 № 32, пункта 1.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 89, пункта 1.1 Инструкции по заполнению вагонных листов,  подпункта 1 пункта 6.1.1 распоряжения                ОАО «РЖД» от 01.03.2007 № 333р.

Нормы материального права применены судами правильно.

Иные доводы кассационной жалобы выражают несогласие с произведенной судами оценкой доказательств в их совокупности и взаимосвязи и установленными на ее основе фактическими обстоятельствами дела. Между тем оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций и по настоящему делу и произведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства.

Довод о том, что судами не дана оценка представленным в материалы дела сведениям о маршруте следования вагонов и натурному листу № 1111, противоречит аудопротоколам судебных заседаний от 01.12.2020, 07.12.2020, 13.01.2021, 20.01.2021, в которых суд, в том числе, устанавливал соотношение натурного листа № 1111, представленного истцом, и натурного листа № 650, представленного ответчиком.

Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, что свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 АПК РФ, о существенном нарушении норм процессуального права и о нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по кассационной жалобе относятся на истца - подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.02.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 по делу №  А51-8714/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Н.Ю. Мельникова                    

Судьи                                                                                     С.Ю. Лесненко         

                                                                                         Д.Г. Серга