ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4666/2021 от 31.08.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

сентября 2021 года                                                                 № Ф03-4666/2021

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2021 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи С.Н. Новиковой

судей М.Ю. Бурловой-Ульяновой,  В.А. Гребенщиковой

при участии:

от управления муниципальной собственности города Владивостока:                ФИО1, доверенность от 25.12.2020 № 28/5-11120.

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу управления муниципальной собственности города Владивостока

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021

по делу №  А51-11559/2020 Арбитражного суда Приморского края

по иску общества с ограниченной ответственностью «Шилкинская»            (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690069, <...>)

к управлению муниципальной собственности города Владивостока                  (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690091, <...>)

о признании незаконным решения, оформленного письмом от 22.11.2019             № 10539/20у, об отказе в представлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:90

   УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Шилкинская» (далее – ООО «Шилкинская») обратилось в Арбитражный суд Приморского края                с заявлением к управлению муниципальной собственности г. Владивостока (далее – УМС г. Владивостока) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 22.11.2019 № 10539/20у, об отказе                                    в представлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:90.

Решением от 10.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 решение от 10.12.2020 отменено: суд признал незаконным решение УМС г. Владивостока, оформленное письмом от 22.11.2019                       № 10539/20у, об отказе в представлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:90, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации; обязал управление в месячный срок с момента принятия постановления подготовить и подписать проект договора купли-продажи указанного земельного участка, и направить ООО «Шилкинская» подписанный проект договора купли-продажи земельного участка.

В кассационной жалобе УМС г. Владивостока просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда. Заявитель настаивает, что испрашиваемый земельный участок находится               в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, которая относится                  к территории общего пользования, не подлежащая приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ), а также в зоне охраны объекта культурного наследия, правовое положение которой регламентировано Федеральным законом                  от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представитель УМС г. Владивостока поддержал свои доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав суду пояснения.

ООО «Шилкинская» явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, ООО «Шилкинская» является собственником нежилого здания – торгово-сервисный центр, кадастровый номер 25:28:010021:3937 общей площадью 4084 кв.м, расположенного по             ул. Шилкинская, д. 42 в г. Владивостоке, что подтверждается выпиской из ЕГРН, сформированной по состоянию на 27.05.2019; право собственности на нежилое здание зарегистрировано за обществом 17.05.2016.

Указанное нежилое здание находится в границах земельного участка площадью 1830 кв.м с кадастровым номером :28:010021:90 , используемого обществом по договору аренды от 14.11.2008 № 01-Ю-10712; право аренды зарегистрировано в установленном порядке.

 Общество обратилось в администрацию г. Владивостока с заявлением (вх.№ 10539/20у от 20.06.2019) о выкупе земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:90 в собственность  в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ. К заявлению в адрес администрации письмами от 24.10.2019 № 34, от 20.11.2019 № 28, от 20.01.2020 № 34 направлялись дополнения.

В ответ на указанное обращение УМС г. Владивостока письмом                   от 22.11.2019 № 10539/20у указало на невозможность выкупа спорного земельного участка ввиду нахождения его в зоне с особыми условиями использования территории земельного участка, а именно в охранной зоне электросетевого хозяйства ОАО «ДРСК».

Общество, расценив данное письмо как отказ в выкупе земельного участка и, полагая его не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать управление направить в адрес общества подписанный договор купли-продажи земельного участка.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом.

По общему правилу приобретение земельного участка в собственность осуществляется за плату по договору купли-продажи, без проведения торгов (статьи 39.1, 39.3 ЗК РФ). При этом без проведения торгов осуществляется продажа, в частности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

Статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ закреплен порядок предоставления,  в том числе в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Указанный порядок предусматривает подачу заявления                                       о предоставлении земельного участка с указанием его кадастрового номера; основание предоставление земельного участка без проведения торгов; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок; цель использования земельного участка.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов, в частности договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю (подпункт 3).

Статьей 39.16 ЗК РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14.1).

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:90 находится в границах территории Владивостокского городского округа, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

С 01.05.2019 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокского городского округа осуществляет УМС г. Владивостока                 в соответствии Законом Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» в редакции Закона Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ, постановлением администрации города Владивостока от 25.04.2019 №1667 «Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

В ходе судебного разбирательства администрация со ссылкой на письмо управления градостроительства администрации г. Владивостока                от 28.07.2020 № 30/6-475, фрагмент «карты функционального зонирования на территории Владивостокского городского округа», указала на иные основания, связанные с невозможностью выкупа земельного участка.

Согласно фрагменту «карты функционального зонирования на территории Владивостокского городского округа» земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:90 находится в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства ОАО «ДРСК» воздушной линии 110 кВ «А-Голубинка» с учетным номером 25:28.2.18, в зоне с особыми условиями использования – приаэродромной территории (7 подзона (существующая)), в зоне охраны объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ – зона регулирования застройки памятников исторического центра г. Владивостока (реестровый номер 25.28.2.416).

В материалы дела представлена выписка из ЕГРН в отношении вышеназванного земельного участка площадью 1830 кв.м, в которой в разделе 4.1 отражено, что часть земельного участка площадью 809 кв.м имеет ограничения, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ.

При разрешении спора суд первой инстанции установил, что                          в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:90  находится охранная зона объекта электросетевого хозяйства ОАО «ДРСК» воздушной линии 110 кВ «А-Голубинка» с учетным номером 25:28.2.18,                   в которой согласно подпункту «б» пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила № 160), пунктам 7.5.1, 7.5.2 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011                 № 613,  осуществление деятельности, связанной со строительством здания торгового комплекса недопустимо. В этой связи суд, признав, что предоставление земельного участка может нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства; затруднит решение органами местного самоуправления вопросов местного значения, в том числе по организации электроснабжения населения; сделает невозможным проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, пришел к выводу о достаточности указанных оснований для невозможности выкупа земельного участка и, как следствие,   законности оспариваемого отказа администрации, выраженного в письме от 22.11.2019 № 10539/20у.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая спор в апелляционном порядке, отменил решение суда первой инстанции                           и удовлетворил заявленные требования в полном объеме, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона                           от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пунктом 8 названной статьи закона предусмотрен перечень земель, не подлежащих отчуждению.

Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не предоставляются в частную собственность, а также не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как установлено, испрашиваемый земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территорий и используется обществом на условиях аренды по договору от 14.11.2008 № 01-Ю-10712; в границах земельного участка находится объект недвижимости - нежилое здание торгово-сервисного центра, собственником которого является общество.

По правилам пункта 1 статьи 31 ФЗ № 178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными данным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.

Статьей 105 ЗК РФ установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе зоны охраны объектов культурного наследия (подпункт 1); охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) (подпункт 3); приаэродромная территория (подпункт 8).

Согласно пункту 3 статьи 104 ЗК РФ земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 56 ЗК РФ предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом, федеральными законами (пункт 1).

Ограничения прав на землю могут устанавливаться в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).

При этом согласно пункту 3 указанной статьи кодекса ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решениями суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 этой статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с названным Кодексом.

Ограничения прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

По смыслу статьи 89 ЗК РФ, Правил № 160 охранная зона линейного энергообъекта (к которым относятся ВЛ) устанавливается не для целей использования земельного участка собственником ЛВ, а для обеспечения безопасных условий эксплуатации данного объекта и исключения возможности его повреждения, определение охранной зоны не зависит от волеизъявления собственника земельного участка или сетевой организации, эксплуатирующей ВЛ. Земельные участки в границах охранных зон ВЛ                    у собственников участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются, устанавливается лишь запрет на осуществление действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства.

Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, охранная зона объектов электросетевого хозяйства не свидетельствует об ограничении оборотоспособности земельного участка с позиции статьи 27 ЗК РФ.

 В этой связи суд правомерно констатировал, что наличие охранной зоны объекта электросетевого хозяйства ОАО «ДРСК» воздушной линии 110 кВ «А-Голубинка» на части испрашиваемого земельного участка не является препятствием в его выкупе обществом.

В отношении иных территорий, отраженных в «карте функционального зонирования на территории Владивостокского городского округа»: приаэродномная территория (7 подзона (существующая)) и зона охраны объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ – зона регулирования застройки памятников исторического центра                            г. Владивостока суд апелляционной инстанции не принял их во внимание, поскольку соответствующих доказательств в силу статьи 65 АПК РФ, пункта 3 статьи 56 ЗК РФ, свидетельствующих, что установленные в названной карте ограничения являются безусловными условиями, препятствующими в выкупе земельного участка, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, установив отсутствие объективных  причин для отказа обществу в реализации исключительного права выкупа спорного участка и, как следствие изложенному, о незаконности оспариваемого им отказа управления, правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования ООО «Шилкинская».

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы апелляционной инстанции, поэтому судом округа не принимаются.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, апелляционной инстанций не допущено.

По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление  принято с соблюдением норм материального и процессуального права, поэтому на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда                           от 01.06.2021 по делу №  А51-11559/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           С.Н. Новикова                    

Судьи                                                                                М.Ю. Бурлова-Ульянова         

                                                                                         В.А. Гребенщикова