АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
20 октября 2023 года № Ф03-4674/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.
судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО1: представитель не явился;
от Управления архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: ФИО2, представитель по доверенности от 21.12.2022 № 818881/5717/22;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение от 26.04.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023
по делу № А24-152/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; дата прекращения деятельности: 28.02.2023)
к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 683000, <...>)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - управление) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 11.11.2022 № 01-08-01/5011/22.
Решением от 26.04.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, заявитель обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применением судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Предприниматель в жалобе настаивал, что суды не учли положения пункта 6 части 3 статьи 8 ГрК РФ, неполно исследовали обстоятельства дела, в связи с чем, пришли к ошибочному выводу об отсутствии у управления полномочий выполнить требования заявителя, изложенные в обращении.
Предприниматель, извещенный в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Управление в отзыве и его представитель в онлайн судебном заседании суда округа предлагали судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор от 31.10.2017 № 271/17 (далее - договор), по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок № 41:01:0010116:16018, площадью 0,0409 га, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <...> вид разрешенного использования: земельные участки объектов торгового назначения, фактические использование: для строительства здания магазина. Срок действия договора - по 31.10.2027 (далее – земельный участок).
20.10.2022 ФИО1 обратился в управление с заявлением, в котором просил нанести инженерные коммуникации и существующие подъездные пути в районе земельного участка, выдать топографическую съемку масштабом 1:500 с нанесенными инженерными коммуникациями и существующими подъездными путями в районе указанного земельного участка. К заявлению были приложены: копия описания границ охранной зоны «Кабельные линии электрического напряжения 10 кВ 41 «КСИ»-к-11РП490 (инв. К51-000019653)»; копия описания границ охранной зоны «Кабельные линии электропередачи напряжением 10 кВ ТП-441-к-ТП-446 каб. А (инв. К51-000019772), ТП-441-к-ТП-446 каб. Б. (инв. К51-000019773)».
Письмом от 11.11.2022 № 010801/5011/22 управление сообщило предпринимателю, что не осуществляет работы по созданию топографической съемки. Для подготовки актуальной топографической съемки на запрашиваемую территорию, необходимо обратиться к специалистам, имеющим необходимые лицензии для оказания данного вида услуг.
Также управлением разъяснено, что в целях обеспечения сохранности инженерной инфраструктуры и благоустройства территории, коллегиального решения вопросов строительства, ремонта инженерных коммуникаций и иных объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.03.2019 № 527 создана межведомственная комплексная комиссия по согласованию работ, связанных с инженерными коммуникациями Петропавловск-Камчатского городского округа и утвержден регламент работы комиссии. Полномочия Комиссии определены частью 2 регламента, в том числе по согласованию актуальности информации об инженерных коммуникациях на топографических планах; порядок подачи и рассмотрения заявлений по согласованию определен частью 4 регламента.
Не согласившись с отказом в разрешении его бращения, полагая его незаконным и нарушающим свои права и интересы, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который придя к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, в удовлетворении требований отказал.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
Пунктом 1 статьи 56 ГрК РФ определено, что государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации – это создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
Согласно пункту 2 данной статьи государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, документы и материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели.
Согласно подпункту 14 пункта 4 статьи 56 Кодекса государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации включают в себя, в том числе: план наземных и подземных коммуникаций, на котором отображается информация о местоположении существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения, электрических сетей, в том числе на основании данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, едином государственном реестре заключений.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 8 Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности отнесены: ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Вместе с этим, составление и представление документов и сведений для размещения их в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности осуществляется иными уполномоченными лицами в установленном порядке.
В рассматриваемом случае судами установлено, материалами дела подтверждается, что заявителю требовалось проведение топографической съемки с нанесенными инженерными коммуникациями и существующими подъездными путями.
Между тем, данные виды работ (услуг) управление в отсутствие не осуществляет. Как указало управление в оспариваемом отказе, данные виды работ осуществляют специалисты, имеющие лицензию на данный вид работ.
Согласно градостроительному плану земельного участка, предоставленного предпринимателю, часть участка находится в зонах особого использования, в том числе в охранной зоне кабельной линии электропередачи и напряжения.
В этой связи вывод судов о том, что получить и выдать актуализированную информацию из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности управление может только в соответствии с порядком, утвержденным регламентом, правильны.
Такой порядок в целях обеспечения сохранности инженерной инфраструктуры и благоустройства территории, коллегиального решения вопросов строительства, ремонта инженерных коммуникаций и иных объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, определен постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.03.2019 № 527, которым создана межведомственная комплексная комиссия по согласованию работ, связанных с инженерными коммуникациями Петропавловск-Камчатского городского округа и утвержден регламент её работы комиссии (далее - регламент).
Согласно подпункту 2.1.2 регламента комиссия наделена полномочиями по согласованию актуальности информации о наличии инженерных коммуникаций на топографических планах.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений по согласованию определен частью 4 регламента.
Таким образом, как верно отметили суды, для получения актуальной информации об имеющихся инженерных коммуникациях на топографических планах, заинтересованному лицу необходимо обратиться в комиссию с заявлением о согласовании проекта с обязательным приложение документов, указанных в части 4 регламента, о чем заявителю было разъяснено оспариваемым актом.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для утверждения о незаконности оспариваемого решения управления и нарушения им прав и законных интересов заявителя, у судов обоснованно не имелось.
Доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.
Поскольку судом первой инстанции и апелляционным судом правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы процессуального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.04.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023 по делу № А24-152/2023 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи Т.Н. Никитина
И.В. Ширяев