АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
24 октября 2023 года № Ф03-4711/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Никитиной Т.Н., Филимоновой Е.П.
при участии:
от Автономной некоммерческой организации «Агентство Амурской области по привлечению инвестиций»: ФИО1, представитель по доверенности от 11.07.2023 № 10;
от Управления Федерального казначейства по Амурской области: представитель не явился;
от Министерства экономического развития и внешних связей Амурской области: ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2023 № 45-18;
от Министерства финансов Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 02.05.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023
по делу № А04-1448/2023 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Автономной некоммерческой организации «Агентство Амурской области по привлечению инвестиций» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Амурская, д. 38, г. Благовещенск, Амурская область, 675002)
к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Ленина, д. 108, г. Благовещенск, Амурская область, 675004)
третьи лица: Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес:ул. Ленина, д. 135, г. Благовещенск, Амурская область,675000) Министерство финансов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Ленина, д. 135, г. Благовещенск, Амурская область, 675023)
о признании незаконным представления в части
установил: автономная некоммерческая организация «Агентство Амурской области по привлечению инвестиций» (далее – заявитель, агентство) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3, 4 (за исключением подпунктов: о включении в отчет фактически оказанных услуг по организации и проведению информационно-консультационных мероприятий пяти субъектам, исключенным на дату оказания услуг из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, о включении в него расходов в сумме 1 462 руб. – неизрасходованного остатка на командировочные расходы), 6, 7, 9 представления Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее – управление, казначейство, УФК по Амурской области) от 22.12.2022 № 23-13-47/23-6624.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области (далее – Минэкономразвития и внешних связей АО), Министерство финансов Амурской области (далее – Минфин АО).
Решением суда от 02.05.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с оценкой судов обстоятельств по делу: агентством принята и оплачена за счет средств субсидии услуга в сумме 780 000 руб. по поддержке экспортной деятельности экспортера – индивидуального предпринимателя ФИО3 (далее – ИП ФИО3), размещающего на электронной торговой площадке продукцию ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея», не являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства и при отсутствии документального обоснования оплаты услуги по поддержке экспортной деятельности индивидуального предпринимателя;услуги в общей сумме 151 000 руб. при оказании их исполнителем не в соответствии с условиями договора, при этом из них расходы в сумме 30 200 руб. произведены агентством за услуги по содействию в формировании коммерческих предложений под целевые рынки (Республика Беларусь) для ООО «Таргет Агро», представляющего продукцию маслоэкстракционного завода ООО «Соя АНК», то есть непосредственного производителя продукции, и для ООО «Торговый дом Амурагроцентр», представляющего продукцию ООО «Маслоэкстрационный завод «Амурский», не являющимися на дату оказания услуг субъектами малого и среднего предпринимательства; предоставление агентством недостоверного отчета об использовании субсидии на 31.12.2020 в части включения в отчет фактически оказанных услуг по организации и проведению информационно-консультационных мероприятий пяти субъектам, исключенным на дату оказания услуг из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также включения в него расходов на общую сумму 205 750 руб.; отчета о расходах на 01.01.2022 в части включения в отчет расходов на общую сумму 929 420 руб., в том числе: расходы на мероприятия, которые произведены ранее даты предоставления субсидии на общую сумму 119 220 руб.; расходы на оказание комплексных услуг, фактически оказанных юридическим лицам, которые не являлись субъектами малого и среднего предпринимательства на общую сумму 810 200 руб.;отчетов о достижении значений результатов предоставления субсидии и о достижении значений показателей результативности в части отражения в них фактически достигнутого значения результата в отношении МСП-экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг центра поддержки экспорта (далее – ЦПЭ), а также отражения в указанных отчетах по состоянию на 31.12.2021 завышенного значения результата – ежегодный объем экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку ЦПЭ.Полагает, что установление размера оплаты суточных выше предусмотренного для возмещения расходов работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств.
Агентство и Минэкономразвития и внешних связей АО в отзывах на кассационную жалобу против доводов жалобы возражают, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Минфин АО отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебном заседании, проведенном в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представители агентства и Минэкономразвития и внешних связей АО поддержали свои позиции, дав соответствующие суду пояснения.
Управление, Минфин АО, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, а также отзывов на нее, заслушав представителей агентства и Минэкономразвития и внешних связей АО, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа управления от 28.09.2022 № 335 казначейством в период с 04.10.2022 по 15.11.2022 проведена выездная проверка агентства в части соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету Амурской области субсидий на реализацию мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте от 15.11.2022.
22.12.2022 по результатам рассмотрения акта и материалов проверки управление выдало агентству представление № 23-13-47/23-6624, которым в срок до 01.03.2023 на агентство возложена обязанность по принятию мер по устранению выявленных нарушений; принятию мер по устранению нарушений, указанных в пунктах 2, 3 представления, выразившихся в необоснованной оплате услуг по поддержке экспортной деятельности экспортера, размещающего на электронной торговой площадке, продукцию ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея», не являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства в сумме 780 000 руб. и по содействию в формировании коммерческих предложений под целевые рынки (Республика Беларусь) для ООО «Таргет Агро», представляющего продукцию маслоэкстракционного завода ООО «Соя АНК» и для ООО «Торговый дом Амурагроцентр», представляющего продукцию ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский», которые не являлись на дату оказания услуг субъектами малого и среднего предпринимательства в сумме 30 200 руб. и возместить в доход федерального бюджета сумму в размере 810 200 руб.
Не согласившись с вынесенным представлением в части требований по пунктам 2,3,4 (за исключением подпунктов: о включении в отчет фактически оказанных услуг по организации и проведению информационно-консультационных мероприятий пяти субъектам, исключенным на дату оказания услуг из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, о включении в него расходов в сумме 1 462 руб. – неизрасходованного остатка на командировочные расходы), 6, 7, 9, посчитав, что оно не отвечает требованиям закона и нарушает его права, агентство обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал незаконными пункты 2, 3, 4 (за исключением подпунктов: о включении в отчет фактически оказанных услуг по организации и проведению информационно-консультационных мероприятий пяти субъектам, исключенным на дату оказания услуг из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, о включении в него расходов в сумме 1 462 руб. – неизрасходованного остатка на командировочные расходы), 6, 7, 9 оспариваемого представления.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с выводами судов обеих инстанций с учетом следующего.
Судами установлено, что в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями) (далее – Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204) утвержден национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», национальный проект).
Цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» определены Правилами предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации (Приложение № 10), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 (далее – Правила).
Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) полномочий по поддержке малого и среднего предпринимательства при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.
Приказом Минэкономразвития России от 18.02.2021 № 77 утверждены «Требования к реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта, осуществляемого субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требования к центрам поддержки экспорта» (далее –Требования № 77).
Из материалов дела следует, что автономная некоммерческая организация «Агентство Амурской области по привлечению инвестиций» учреждена на основании распоряжения Правительства Амурской области от 10.10.2016 № 124-р «Об автономной некоммерческой организации «Агентство Амурской области по привлечению инвестиций».
На базе агентства создано структурное подразделение – Центр поддержки экспорта Амурской области, основной задачей которого в рамках реализации федерального и регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП), выведенных на экспорт при поддержке ЦПЭ, а также объема экспортных поставок.
Порядок предоставления субсидии некоммерческим организациям на создание и (или) развитие центров поддержки экспорта, утвержденный постановлением Правительства Амурской области от 06.04.2020 № 185 (далее – Порядок предоставления субсидии), устанавливает цели, условия и порядок предоставления субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального и областного бюджетов, некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на создание и (или) развитие центров поддержки экспорта, а также порядок возврата субсидии в случае нарушения условий ее предоставления.
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидии, субсидия предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета – министерством экономического развития и внешних связей Амурской области в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 445, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству на предоставление субсидии.
Пунктом 3 Порядка предоставления субсидии установлено, что субсидия предоставляется в целях реализации мероприятий по созданию и (или) развитию центров (агентств) координации поддержки экспортно- ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства как юридических лиц или структурных подразделений юридических лиц, которые относятся к инфраструктуре поддержки МСП или инфраструктуре поддержки внешнеэкономической деятельности и одним из учредителей которых является Амурская область, для оказания информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов МСП, содействия привлечению инвестиций и выходу экспортно ориентированных субъектов МСП на международные рынки в рамках реализации мероприятий регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
20.03.2020 между акционерным обществом «Российский экспортный центр» (далее – РЭЦ) и Правительством Амурской области заключено соглашение № 454-2020 о методическом и информационном взаимодействии при реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 (далее – соглашение от 20.03.2020 № 454-2020); дополнительные соглашения от 22.06.2020 № 1, от 24.09.2020 № 2, от 30.12. 2020 № 3, от 22.03.2021 № 4, от 29.12.2021 № 5, целью которого является взаимодействия РЭЦ и Правительства Амурской области при реализации мероприятия по созданию и (или) развитию центров поддержки экспорта в рамках направления «предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение доступа субъектов МСП к экспортной поддержке», предусмотренного Правилами (пункт 1.1 соглашения).
17.06.2020 между Минэкономразвития и внешних связей АО (Предоставитель) и агентством (Получатель) заключено соглашение о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением № 40-2020-00707 (далее – соглашение от 17.06.2020 № 40-2020-00707), предметом которого является предоставление Получателю из бюджета Амурской области в 2020 году субсидии на создание и (или) развитие центров поддержки экспорта в рамках реализации Получателем федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Согласно пункту 2.1 соглашения от 17.06.2020 № 40-2020-00707 субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Предоставителю, как получателю средств бюджета Амурской области в размере 27 299 484,54 руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета 26 480 500 руб., областного бюджета 818 984,54 руб.
Платежным поручением от 26.06.2020 № 288 субсидия в размере 27 299 484,54 руб. поступила на расчетный счет агентства.
23.04.2021 между РЭЦ и Минэкономразвития и внешних связей АОзаключено соглашение № 267-2021 о методическом и информационном взаимодействии по реализации мероприятия по осуществлению субъектами малого и среднего предпринимательства экспорта товаров (работ, услуг) при поддержке центров поддержки экспорта, предусмотренного федеральным проектом «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – соглашение от 23.04.2021 № 267-2021); дополнительные соглашения от 23.06.2021 № 1, от 31.08.2021 № 2, от 31.08.2021 № 3.
17.06.2021 между Минэкономразвития и внешних связей АО (далее – Предоставитель) и агентством (далее – Получатель) заключено соглашение о предоставлении из бюджета Амурской области субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением № 40-2021-01248 (далее – соглашение от 17.06.2021 № 40-2021-01248), дополнительные соглашения от 21.06.2021 № 40-2021-01248/1, от 30.12.2021 № 40-2021-01248/2, предметом которого является предоставление Получателю из бюджета Амурской области в 2021 году субсидии в целях достижения результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (подпункт 1.1.1 пункта 1.1 соглашения).
Пунктом 2.1 соглашения от 17.06.2021 № 40-2021-01248 установлено, что субсидия предоставляется в размере 15 044 536,08 руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета – 14 593 200 руб., областного бюджета – 451 336,08 руб.
Платежным поручением от 24.06.2021 № 295 субсидия в размере 15 044 536,08 руб. поступила на расчетный счет агентства.
Из материалов дела следует, что выездной проверкой казначейством выявлены нарушения в части соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету Амурской области субсидий на реализацию мероприятий национального проекта в связи с чем вынесено оспариваемое представление.
Согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к контрольной деятельности Федерального казначейства отнесен внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Рассматривая доводы казначейства судами установлено следующее.
В отношении пунктов 2 и 6 оспариваемого представления управлением установлено, что агентством принята и оплачена за счет средств субсидии, услуга в сумме 780 000 руб. по поддержке экспортной деятельности экспортера – ИП ФИО3, размещающего на электронной торговой площадке продукцию ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея», не являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства и при отсутствии документального обоснования оплаты услуги по поддержке экспортной деятельности индивидуального предпринимателя.
Агентством в Минэкономразвития и внешних связей АО представлен недостоверный отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия на 01.01.2022, в части включения в отчет расходов на общую сумму 929 420 руб., в том числе: расходы на оказание комплексных услуг, оказанных юридическим лицам, которые не являлись субъектами малого и среднего предпринимательства на общую сумму 810 200 руб., в том числе 780 000 руб. по договору от 09.08.2021 № 01/21-039 с ИП ФИО3 (Экспортер), ООО «Энергия экспорта» (Исполнитель), АНО «Агентство Амурской области по привлечению инвестиций» (Заказчик)» (далее – договор от 09.08.2021 № 01/21-039).
Кроме того согласно позиции управления ИП ФИО3 поставлял на экспорт продукцию, которая произведена не им, а лицом, не имеющим статуса субъекта МСП.
Вместе с тем, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе соглашение от 09.08.2021 № 03/21-098, заключенное между агентством и ИП ФИО3, договор от 09.08.2021 № 01/21-039, акты сдачи-приемки оказанных услуг от 18.10.2021 № 02/21 -059, № 04/21-158, платежные поручения, подтверждающие оплату по договору об оказании агентством услуг по поддержке экспортной деятельности ИП ФИО3 в размещении его продукции на электронной площадке с целью предоставления возможности реализации своей продукции через согласованный сторонами канал электронной торговли, отчет о размещении на ЭТП WeChat в Китае продукции ИП ФИО3, сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – ЕГРИП) от 29.07.2021, от 27.01.2023, договор поставки кондитерских изделий от 12.10.2017 № 929/17, заключенный между ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» и ИП ФИО3, согласие ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» на поставку ИП ФИО3 продукции за пределы РФ, в том числе посредством электронной коммерции, выраженное письмом от 19.08.2021 № 01/05/9, письмо ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» от 19.01.2023 № 03-10/02/47 о предоставлении ИП ФИО3 возможности по своему усмотрению распоряжаться продукцией, приобретенной у фабрики, с учетом положений статей 34, 38 БК РФ, статей 209, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), правовой позиции, изложенной в пунктах 14.1, 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», пунктов 11, 11.2, 13.8, 13.8.1 Требований № 77, суды предыдущих инстанции обосновано исходили из факта принадлежности предпринимателю ФИО3 кондитерской продукции ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» на основании договора от 12.10.2017 № 929/17, в связи с чем сделали вывод о поставленной предпринимателем на экспорт собственной продукций.
Судами верно отмечено, что из буквального толкования положений пункта 13.8.1 Требований № 77 и договора от 09.08.2021 № 01/21-039 не следует, что базовые и дополнительные услуги должны оказываться субъектам МСП в отношении продукции исключительно их собственного производства.
Таким образом суды правомерно признали оплату агентством услуги на сумму 780 000 руб. по поддержке экспортной деятельности ИП ФИО3 в размещении продукции, находящейся в его собственности, на электронной площадке с целью предоставления возможности реализации такой продукции через согласованный сторонами канал электронной торговли, в соответствии с условиями пунктов 11, 11.2, 13.8 Требований № 77, пунктов 1.1, 3.1.1, 4.3.2 соглашения от 17.06.2020 № 40-2020-00707, в связи с чем предписание управления в части пункта 2 признано незаконным.
Относительно пунктов 3, 6 (в части ООО «Таргет Агро», ООО Торговый дом Амурагроцентр») управлением установлено следующее.
Агентством приняты и оплачены за счет средств субсидии расходы в сумме 30 200 руб. за услуги по содействию в формировании коммерческих предложений под целевые рынки (Республика Беларусь) для ООО «Таргет Агро», реализующего продукцию, приобретенную ранее у ООО «Соя АНК», то есть у непосредственного производителя продукции; ООО «Торговой дом Амурагроцентр», реализующего продукцию, приобретенную ранее у ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский».
Агентством представлен в Минэкономразвития и внешних связей АО недостоверный отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия на 01.01.2022 в части включения в отчет расходов на общую сумму 929 420 руб., в том числе: расходы на оказание комплексных услуг, фактически оказанных юридическим лицам, которые не являлись субъектами малого и среднего предпринимательства на общую сумму 810 200 руб., в том числе 30 200 руб. по договору от 01.10.2021 № 01/21-078, для ООО «Таргет Агро» и ООО «Торговый дом Амурагроцентр».
Оценив представленные в материалы дела доказательства, а именно заключенный между агентством и ИП ФИО4 договор от 01.10.2021 № 01/21-078 на оказание услуг по содействию в формировании коммерческих предложений под целевой рынок (Республики Беларусь), в рамках международной бизнес - миссии в Республику Беларусь, Техническое задание к договору от 01.10.2021 № 01/21-078, сведения из ЕГРИП, договор поставки от 01.03.2021 № 23/2021, заключенный между ООО «СОЯ АНК» и ООО «Таргет Агро», договор купли-продажи продукции от 01.01.2017 № 27 (в редакции от 16.04.2021), заключенный между ООО «Торговый дом Амурагроцентр» и ООО «Маслоэкстрационный завод «Амурский», платежное поручение от 27.10.2021 № 740, подтверждающее оплату услуги по содействию в формировании коммерческих предложений под целевой рынок (Республики Беларусь), оказанные по договору от 01.10.2021 № 01/21-078 субъектам МСП, руководствуясь положениями статей 209, 218 ГК РФ, суды обеих инстанций пришли к верному выводу, что использование субсидии на оплату услуги по поддержке экспортной деятельности ИП ФИО3 в размещении продукции, находящейся в его собственности, на электронной площадке с целью предоставления возможности реализации такой продукции через согласованный сторонами канал электронной торговли в сумме 780 000 руб., оплату услуги по содействию в формировании коммерческих предложений под целевой рынок (Республики Беларусь), оказанной ООО «Таргет Агро» и ООО «Торговый Дом Амурагроцентр» на сумму 30 200 руб., осуществлено агентством в соответствии с условиями пунктов 11, 11.2, 13.8 Требований № 77, пунктов 1.1, 3.1.1, 4.3, 4.3.2, 4.3.12 соглашения от 17.06.2021. Судами обоснованно признаны пункты 3, 6 представления незаконными.
В отношении пункта 4 оспариваемого представления казначейством указано на нарушение, выразившееся в предоставлении агентством в Минэкономразвития и внешних связей АО недостоверного отчета об использовании субсидии на 31.12.2020 в части включения в отчет расходов на общую сумму 205 750 руб., в том числе: арендной платы за помещение по договору 02.12.2019 № 11219 за 9 месяцев 2020 года (следовало включить за 6 месяцев 2020 года, после предоставления субсидии), на сумму 131 376 руб.; расходов на мероприятия, которые проведены ранее даты фактического предоставления субсидии на общую сумму 72 912 руб.
Судами из материалов дела установлено, что арендная плата с января по март 2020 года осуществлялась за счет остатков субсидии 2019 года по соответствующему направлению в соответствии с соглашением от 16.05.2019 № 1 о предоставлении субсидии автономной некоммерческой организации «Агентство Амурской области по привлечению инвестиций» на создание и (или) развитие центров поддержки экспорта на 2019 год.
Вопреки доводам жалобы, установив, что средства субсидии могли быть направлены агентством на оплату коммунальных услуг, в том числе аренду помещения, учитывая, что деятельность агентства и центра носит круглогодичный характер, а также, что денежные средства субсидии доводятся до агентства только в середине текущего года (июнь месяц), то неуплата в срок арендных, коммунальных платежей за помещение могло привести к возникновению штрафных санкций, тем самым увеличив расходы средств федерального бюджета, судебные инстанции правильно констатировали отсутствие нарушения в действиях агентства по использованию остатков ранее предоставленной в 2019 году субсидии, с последующим перераспределением денежных средств и отражением соответствующих сведений в отчетах.
В соответствии с «Направлениями расходования субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта РФ на финансирование ЦПЭ Амурской области» – Приложение № 3 к дополнительному соглашению № 3 к соглашению от 20.03.2020 № 454-2020, пункт 8 направлений расходования включает в себя стоимость коммунальных услуг, включая аренду помещений с 01.04.2020 по 30.06.2021.
Рассмотрев, представленные в материалы дела доказательства по вопросу расходов на мероприятия, которые проведены ранее даты фактического предоставления субсидии на общую сумму 72 912 руб., суды обосновано пришли к выводу, что агентство в соответствии с утвержденной сметой расходов вправе было проводить и оплачивать мероприятия ранее поступления субсидии в целях достижения запланированных показателей деятельности центра в 2021 году, в связи с чем пункт 4 представления обоснованно признан незаконным.
Проверяя законность пункта 6 оспариваемого представления в части предоставления агентством в Минэкономразвития и внешних связей АО недостоверного отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия на 01.01.2022 в части включения в отчет расходов на общую сумму 929 420 руб., судами установлено, что агентством проведены и оплачены расходы ранее поступления средств субсидии по соглашению от 17.06.2021 № 40-2021-01248, в связи с необходимостью достижения запланированных показателей деятельности ЦПЭ, в соответствии с направлениями расходования субсидии, утвержденными дополнительным соглашением от 23.06.2021 № 1 к соглашению между Минэкономразвития и внешних связей АО и РЭЦ от 23.04.2020 № 267-2021, которыми предусмотрено проведение семинаров Школы экспорта РЭЦ 27.05.2020, 16.06.2020; запланировано совещание по защите деятельности ЦПЭ за I квартал 2021 года в г. Архыз; приобретение колонок, что подтверждается письмом агентства от 24.12.2020 № 646-02/АПИ, направлениями расходования субсидии на 2021 год, утвержденными министерством экономического развития и внешних связей Амурской области 24.12.2021 к соглашению от 17.06.2021 № 40-2021-01248, отчетом об использовании субсидии по состоянию на 31.12.2021.
Мероприятия оплачены из общего временно незаконтрактованного остатка субсидии 2020 года (которые не могли быть использованы на оплату мероприятий без возврата, так как были изначально предусмотрены для платежей другого направления расходов), во исполнение намеченных мероприятий и с целью выполнения годового плана.
После поступления субсидии 2021 года расходы на оплату мероприятий возмещены и отнесены на затраты 2021 года по отчету об использовании субсидии, в которой изначально были заложены (запланированы) денежные средства по направлению запланированных мероприятий.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу, что агентством не допущено нарушение норм действующего законодательства.
Отклоняя доводы управления в части нарушений, указанных в пункте 7 представления, выразившихся в предоставлении агентством в Минэкономразвития и внешних связей АО недостоверного отчета о достижении значений результатов предоставления субсидии по состоянию на 31.12.2021 и о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2022 в части отражения в них фактически достигнутого значения результата в отношении МСП-экспортера в количестве 17 единиц, поскольку его значение должно составлять 16 единиц, в связи с незаключением одним из субъектов малого и среднего предпринимательства – ИП ФИО5 экспортных контрактов, а также отражения в указанных отчетах по состоянию на 31.12.2020 завышенного значения результата – ежегодный объем экспорта субъектов МСП, получивших поддержку ЦПЭ в виде значения – 0,0092 миллиарда долларов США, поскольку данный показатель должен быть не меньше 0,0001 миллиарда долларов США, в связи с отгрузкой продукции на экспорт одним из субъектов уже после исключения его из реестра малого и среднего предпринимательства, а именно ООО «Соя АНК» в сумме 138 076,06 доллара США, продукция которого отгружена на экспорт – 09.08.2021, в то время как ООО «Соя АНК» исключено их реестра малого и среднего предпринимательства с 10.07.2021, проанализировав протокол совещания по подведению итогов деятельности ЦПЭ за 2021 год от 09.02.2022 № 1, отметив, что факт продажи посредством международной торговой площадки физическому лицу без заключения экспортного контракта возможен и является экспортом, суды сделали правильный вывод, что казначейством незаконно возложена обязанность на агентство исключить достигнутые показатели из представленного отчета, поскольку он содержит достоверные сведения в отношении МСП – экспортера ИП ФИО5
Анализируя вопрос о включении агентством в отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии по состоянию на 31.12.2021, информации об отгрузке продукции на экспорт одним из субъектов уже после исключения его из реестра малого и среднего предпринимательства, а именно ООО «Соя АНК» в сумме 138 076,06 доллара США, продукция которого отгружена на экспорт – 09.08.2021, в то время как ООО «Соя АНК» исключено их реестра малого и среднего предпринимательства с 10.07.2021, приняв во внимание договор от 24.05.2021 № САНК - ЗК2021 об оказании услуг, акты сдачи-приемки оказанных услуг от 11.06.2021 № 04/21-078, от 18.06.2021 № 04/21-079, сведения ЕГРИП в отношении ООО «Соя АНК», протокол совещания по подведению итогов деятельности центров поддержки экспорта за 9 месяцев 2021 года от 29.10.2021 № 4, факт утраты ООО «Соя АНК» статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, суды пришли к обоснованному выводу, что обязательства агентства по оказанию комплексной услуги выполнены в пользу получателя услуг 18.06.2021, экспортный контракт с иностранным контрагентом заключен 17.06.2021 и принят РЭЦ как результат оказания услуги по «Организации участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочном мероприятии в Российской Федерации», в связи с чем казначейством незаконно возложена обязанность на заявителя исключить достигнутые показатели из отчета о достижении значений результатов предоставления субсидии по состоянию на 31.12.2021, поскольку представленный отчет содержит достоверные сведения в отношении МСП-экспортера ООО «Соя АНК».
Доводы управления о том, что установление размера оплаты суточных выше предусмотренного для возмещения расходов работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, ссылаясь на положения статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений», пункта 1, приложения № 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных и надбавок к суточным при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также о размере и порядке возмещения указанным военнослужащим дополнительных расходов при служебных командировках на территории иностранных государств», пункта 4.3 Положения о служебных командировках, утвержденного директором агентства от 01.03.2017 (с учетом изменений, внесенных приказами от 18.12.2019 № 36-од, от 10.08.2020 № 26-од, от 11.01.2021 № 01-од), признаны судами несостоятельными ввиду наличие локального нормативного акта заявителя, в котором определены размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, в этой связи представление в указанной части не соответствует действующему законодательству.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к правомерному выводу, что представление в части оспариваемых пунктов не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя, в связи с чем признали незаконными пункты 2, 3, 4 (за исключением подпунктов: о включении в отчет фактически оказанных услуг по организации и проведению информационно-консультационных мероприятий пяти субъектам, исключенным на дату оказания услуг из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, о включении в него расходов в сумме 1 462 руб. – неизрасходованного остатка на командировочные расходы), 6, 7, 9 оспариваемого представления.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую суды двух инстанций дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.05.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 по делу № А04-1448/2023 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Черняк
Судьи Т.Н. Никитина
Е.П. Филимонова