АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
11 декабря 2017 года № Ф03-4715/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: С.Ю. Лесненко, А.И. Михайловой
при участии:
от заявителя: ООО НПКА «Нереида» - ФИО1, представитель по доверенности от 27.02.2017;
от Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству – ФИО2, представитель по доверенности от 26.12.2016 № 01-22/95;
от Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов – ФИО3, представитель по доверенности от 09.01.2017 № 05-65/18/2017;
от третьих лиц: представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
на решение от 20.06.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017
по делу № А73-1416/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Яцышина Е.Е., в апелляционном суде судьи: Иноземцев И.В., Волкова М.О., Гричановская Е.В.
по заявлению Научно-производственной компании аквакультуры «Нереида» (общество с ограниченной ответственностью) (ОГРН <***> ИНН <***>, место нахождения: 692725, Приморский край, Хасанский район, пгт. Зарубино, ул. Алеутская, 1), Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690091, <...>)
кАмурскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН <***> ИНН <***>, место нахождения: 680021, <...>)
третьи лица:глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО4, ФИО5, общество с ограниченной ответственностью «Адмирал», Приморское краевое юридическое общество социально-правовой помощи с ограниченной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью «Автовосход»
опризнании незаконными действий
Научно-производственная компания аквакультуры «Нереида» (общество с ограниченной ответственностью) (далее - ООО «Нереида», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Амурскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее – ответчик, Амурское БВУ) о признании незаконными действий по проведению аукциона № 276 по приобретению права на заключение договора водопользования, отмене проведения аукциона.
Определением от 15.03.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Приморское ТУ Росрыболовства), глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО4, ФИО5, ООО «Адмирал», Приморское краевое юридическое общество социально-правовой помощи с ограниченной ответственностью, ООО «Автовосход».
По ходатайству Приморского ТУ Росрыболовства, определением суда от 01.06.2017 последнее переведено из числа третьих лиц в число заявителей.
Решением от 20.06.2017, оставленным без изменений постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017 заявление ООО «Нереида» удовлетворено: признаны незаконными действия Амурского БВУ по проведению аукциона № 276 по приобретению права на заключение договора водопользования; в удовлетворении требований Приморского ТУ Рыболовства отказано.
Не согласившись с судебными актами, Амурское БВУ обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части, которой заявление удовлетворено.
Доводы жалобы, поддержанные представителем в судебном заседании суда округа, сводятся к тому, что оспариваемые действия не повлияли на материально - правовое положение заявителя, не повлекли для него никаких правовых последствий, не причинили препятствий при осуществлении экономической деятельности на используемой им части акватории бухты Алеут.
Ответчик настаивает, что судами необоснованно применено Постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» (далее – Правила № 230), в котором не установлено требование об обязательном получении согласования условий водопользования с иными государственными органами. Утверждает, что суды неверно определили имеющие значение для разрешения спора обстоятельства, безосновательно приобщили к материалам дела заключение эксперта от 15.08.2017, применили нормы права, не подлежащие применению, тем самым оказали существенную преференцию обществу и пресекли получение прибыли в федеральный бюджет.
ООО «Нереида» в отзыве и её представитель в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменений как законные и обоснованные.
Приморское ТУ Росрыболовства в отзыве и его представитель в суде округа предлагали в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, отзывы не представили, явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав пояснения представителей, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.12.2015 между Приморским ТУ Росрыболовство (управление) и ООО «Нереида», (пользователь) на основании статьи 21 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 148-ФЗ), договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства от 23.04.2010, заключенных по результатам решения конкурсной комиссии от 14.04.2010 (протокол № 4 конкурса 1/10 на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в Приморском крае) заключен договор пользования рыбоводным участком № 089-1/1-10-А на срок до 23.04.2030.
По условиям договора участок передан пользователю в совместное водопользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Наименование участка: РВУ № 9-Хс(м), площадь 1461 га, расположен в районе бухты Алеут Приморского края. Географические координаты участка в системе координат WGS-84: A. 42° 38,088' с.ш. - 131° 00,120' в.д. (береговая точка) B. 42° 38,214' с.ш. - 131° 03,240' в.д, (береговая точка) C. 42° 37,254' с.ш. - 131° 03,240' в.д. P. 42° 35,982' с.ш. - 131° 00,120' в.д.
Видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка установлен в пункте 1.2. договора: гребешок приморский, гребешок Свифта, гребешок японский, трепанг дальневосточный, мидия тихоокеанская, мидия Грея, серый морской еж, черный морской еж, морские ушки, устрица гигантская, ламинария японская. Согласно пункту 1.3. договора для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания пользователь устанавливает садки или иные технические средства.
02.03.2016 Амурским БВУ утверждена аукционная документация для проведения аукциона №276 на «право заключения договора водопользования для использования части акватории бухты Алеут залива Посьет Японского моря, расположенной в Хасанском районе Приморского края площадью 0.0217 кв. км с координатами водопользования: Точка 1: 42°38/49,9//с.ш.; 131°01/41,9//в.д.; Точка 2: 42°38/52,9//с.ш.; 131°01/42,1// в.д.; Точка 3: 42°38/56,0//с.ш.; 131°01/40,1//, в.д.; Точка 4: 42°38/55,8//с.ш.; 131°01/35,7//в.д.; Точка 5: 42°38/49,7//с.ш.; 131°01/37,5//в.д».
Вид и способ водопользования акваторией в аукционной документации определен как «совместное водопользование, водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов».
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 28.04.2016 представлено и допущено 5 заявок участников: глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО4, Приморское краевое юридическое общество социально- правовой помощи с ограниченной ответственностью, ФИО5, ООО «Адмирал», ООО «Автовосход».
17.05.2016 проведение аукциона перенесено на 30.03.2017.
Ссылаясь на отсутствие согласования с Федеральным агентством по рыболовству по условиям водопользования при организации аукциона, что нарушает его права и законные интересы при осуществлении предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, которое просило рассмотреть в порядке главы 24 АПК РФ, так как аукцион не завершен.
Суды, рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, заключили, что ответчик допустил нарушение положений действующего законодательства и прав и интересов заявителя, в связи с чем требования общества удовлетворили, в удовлетворении заявления Приморского ТУ Росрыболовства отказали по причине отсутствия совокупности условий, установленных статьей 198 АПК РФ для его удовлетворения.
Суд округа, рассмотрев доводы кассационной жалобы ответчика с выводами судов в части удовлетворения требований ООО «Нереида» соглашается.
Правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), регулируются Законом № 148-ФЗ.
В соответствии со статьей 9 Закона № 148-ФЗ, пользование рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договору пользования рыбоводным участком, собственник которого обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Особенности водопользования для целей аквакультуры (рыбоводства) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральное агентство по рыболовству в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.2008 № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству», Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству», находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы, деятельность, в том числе по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Вместе с этим статьей 5 Закона № 148-ФЗ определено, что для целей аквакультуры (рыбоводства) допускается осуществление всех видов водопользования, предусмотренных статьей 38 Водного кодекса Российской Федерации, то есть совместное водопользование или обособленное водопользование.
Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным Водным кодексом Российской Федерации другими федеральными законами (часть 1 статьи 11 Кодекса).
В соответствии со статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 16 ВК РФ).
При этом согласно пункту 1 части 2 статьи 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 №230 утверждены «Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе».
Согласно пункту 2 Правил предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Подпункты «а» и «б» пункта 3 Правил № 230 предусматривают, что подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя или по своей инициативе осуществляют:
- Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.
- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных «а» настоящего пункта.
В силу пункта 4 Правил № 230, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им акватории водного объекта в пользование, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, обращаются с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.
Подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование (пункт 6 Правил №230).
Из выше приведенных положений законодательства следует, что в отношении водного объекта реализацию своих прав в пределах предоставленных полномочий могут осуществлять как Федеральное агентство по рыболовству, так и Федеральное агентство водных ресурсов и их территориальные органы.
В рассматриваемом случае судами установлено, что ООО «Нереида» является пользователем рыбоводного участка №9-Хс(м), предоставленного по договору от 11.12.2015 №089-1/10-А с Приморским ТУ Росрыболовства в целях осуществления аквакультуры (рыболовства) на условиях совместного водопользования.
Также установлено и не оспаривается участниками дела, что часть акватории водного объекта, которая была заявлена к предоставлению в рекреационных целях по аукциону №276, является частью рыбоводного участка, предоставленного обществу по указанному договору.
Приказом Минприроды России от 22.05.2014 № 225 утвержден «Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования» (далее – Регламент № 225), который согласно пункту 1 определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при подготовке и заключении договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами (далее - уполномоченный орган), в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2054-р, а также морей или их отдельных частей для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
В соответствии с пунктом 66 Регламента №225 основанием для начала административной процедуры по рассмотрению принятых документов является получение комплекта документов, заявления и копии расписки о получении документов
Пунктом 67 Регламента определено, что составной частью административной процедуры, является в том числе: определение условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти.
В соответствии с пунктом 70 Регламента при определении условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти, в частности разрабатывается проект условий использования водного объекта; определяются условия использования водного объекта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции, а именно: с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения.
Формирование условий использования водного объекта прекращается после получения от всех заинтересованных исполнительных органов государственной власти соответствующих согласований или предложений, но не более чем через тридцать календарных дней с момента направления подготовленных пакетов документов с сопроводительными письмами в соответствующие заинтересованные исполнительные органы государственной власти.
В силу пункта 72 Регламента № 225 окончательные условия использования водного объекта формируются с учетом полученных предложений от заинтересованных исполнительных органов государственной власти, а также с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, представленных заявителем предложений по условиям договора водопользования.
Суды по материалам дела установили, что Амурское БВУ не получило от Приморского ТУ Росрыболовства согласование условий использования водного объекта, в связи с непредставлением документов необходимых для рассмотрения вопроса о согласовании.
Вместе с этим Амурское БВУ начало процедуру проведения аукциона.
При таких обстоятельствах, учитывая верные выводы судов о фактически совместных полномочиях указанных лиц по вопросам их компетенции в отношении спорного водного объекта, обязательную для исполнения процедуру подготовки к заключению договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, экономический интерес общества, являющегося законным владельцем части спорной акватории, заключение судов двух инстанций о незаконности действий Амурского ВБУ, является обоснованным.
Таким образом, доводы жалобы ответчика не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде округа, в связи с чем, у суда кассационной инстанции законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в оспариваемой части, не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.06.2017 в оспариваемой части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017по делу № А73-1416/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи С.Ю. Лесненко
А.И. Михайлова