ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4810/19 от 26.11.2019 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

декабря 2019 года                                                                 № Ф03-4810/2019

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен декабря 2019 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой

Судей: Я.В. Кондратьевой, С.Н. Новиковой

при участии:

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2, представитель по доверенности б/н от 09.01.2019

от контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа  - ФИО3, представитель по доверенности от 09.01.2019 № 3

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение от 19.04.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019

по делу № А24-442/2019 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлениюиндивидуального предпринимателя ФИО1

о признании незаконными приказа от 12.12.2018 № 145-П/3К и заключения контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.12.2018 № 134

третьи лица: муниципальное казенное учреждение «Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа», муниципальное казенное учреждение «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа»

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –предприниматель ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ) о признании незаконным приказа от 12.12.2018 № 145-П/3К и заключения от 13.12.2018 об обследовании земель (земельного участка)             № 134, вынесенных контрольным управлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (далее – контрольное управление).

На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены муниципальное казенное учреждение «Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – МКУ «Служба благоустройства», служба благоустройства, учреждение), муниципальное казенное учреждение «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа».

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 19.04.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, предприниматель ФИО1 просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии правового регулирования деятельности комиссии, уполномоченной на проведение рейдового осмотра, порядка ее образования, нормативного закрепления ее полномочий. Указывает на то, что на момент издания приказа от 12.12.2018 № 145-П/ЗК и вынесения заключения от 13.12.2018 № 134, комиссия не располагала сведениями об отсутствии правоустанавливающих документов на размещение объекта некапитального строительства.

 В отзывах на кассационную жалобу контрольное управление,               МКУ «Служба благоустройства», возражая относительно изложенных в ней доводов, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции, проводимом в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края, представители предпринимателя ФИО1, контрольного управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дали суду пояснения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения присутствующих в судебном заседании представителей предпринимателя ФИО1, контрольного управления администрации,  Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании проступившей служебной записки от 10.12.2018 по факту незаконного нахождения на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010118:694, расположенном по адресу: Камчатский край,                            г. Петропавловск-Камчатский, в районе 50 лет Октября, нестационарного торгового объекта, по поручению главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа контрольным управлением издан приказ                  от 12.12.2018 № 145-П/ЗК, которым сформирована комиссия, уполномоченная на проведение рейдового осмотра вышеназванного земельного участка.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 14.07.2018 данный земельный участок принадлежит на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу; на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен МКУ «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского круга».

По результатам проведенного 13.12.2018 обследования земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010118:694 комиссией составлено заключение от 13.12.2019 № 134, в соответствии с которым на земельном участке выявлен нестационарный торговый объект, принадлежащий предпринимателю ФИО1; правоустанавливающие документы на его размещение отсутствовали.

Данные материалы направлены комиссией в службу благоустройства для принятия мер по освобождению участка (письмо от 25.12.2018                            № 01-03/8725/18).

09.01.2019 на выявленном объекте учреждение разместило сообщение            о необходимости в срок до 17 часов 00 минут 18.01.2019 освободить земельный участок по проспекту 50 лет Октября путем демонтажа и (или) вывоза данного объекта либо представить в службу благоустройства документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка при установке (создании, размещении) объекта, его эксплуатации.

Предприниматель ФИО1, полагая, что заключение от 13.12.2019 № 134, приказ от 12.12.2018 №144-П/З являются незаконными, нарушают его права, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 11 и пунктом 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Установлено, что контрольное управление администрации в целях осуществления мероприятий муниципального земельного контроля, руководствуясь положениями раздела 5 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.02.2012 № 490-нд «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – решение от 28.02.2012 № 490-нд), на основании приказа от 12.12.2018 № 145-П/ЗК, сформировало комиссию для проведения рейдового осмотра земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010118:694.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 14.07.2018 земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010118:694 принадлежит на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому кругу; на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен МКУ «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского круга».

По результатам обследования участка составлено заключение                           от 13.12.2019 № 134, в соответствии с которым комиссией обнаружен нестационарный торговый объект, принадлежащий предпринимателю ФИО1 и размещенный без правоустанавливающих на то документов. Данные материалы в последующем направлены службе благоустройства для проведения соответствующих мероприятий.

Пунктом 1.2 решения от 28.02.2012 № 490-нд определено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность администрации в лице ее уполномоченного органа по контролю за использованием земли как природного объекта и природного ресурса, земельных участков и частей земельных участков на территории городского округа, включая организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами, законами Камчатского края и муниципальными правовыми актами городского округа.

Осуществление муниципального земельного контроля согласно пункту 1.3 названного решения возложено на контрольное управление администрации.

Одной из целей муниципального земельного контроля в отношении земель на территории городского округа является выявление признаков нарушения использования земельных участков, а также установления лиц, являющихся возможными нарушителями - в форме обследования территории городского округа посредством организации и проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий, земельных участков (подпункт 1.6.3 решения от 28.02.2012 № 490-нд).

В порядке пункта 5.1 решения от 28.02.2012 № 490-нд муниципальный земельный контроль в отношении земель на территории городского округа осуществляется в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами, а также на основании заявлений и сообщений физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления городского округа, содержащих сведения о нарушениях земельного законодательства, а также правовых актов городского округа в сфере земельных отношений.

В силу пункта 5.3 решения от 28.02.2012 № 490-нд рейдовая проверка осуществляется на основании приказа уполномоченного органа - контрольного управления. Рейдовый осмотр осуществляется комиссией в составе не менее трех человек на основании приказа руководителя органа администрации, уполномоченного на проведение муниципального земельного контроля - контрольного управления. В состав комиссии включаются муниципальный инспектор и два специалиста уполномоченного органа.

Кроме того, пунктом 5.3 решения от 28.02.2012 № 490-нд предусмотрено, что при обнаружении комиссией признаков размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и необходимости решения вопроса освобождения самовольно занятых земельных участков, демонтажа и (или) вывоза соответствующих объектов, в состав дополнительно включаются специалист управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, специалист муниципального казенного учреждения «Управление благоустройства г. Петропавловска-Камчатского», специалист управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

В пункте 5.5 решения от 28.02.2012 № 490-нд отражено, что по результатам обследования земель (земельных участков) оформляется заключение об обследовании по форме согласно приложению 5 к настоящему решению.

В пункте 5.9 решения от 28.02.2012 №490-нд закреплено, что в случае обнаружения в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования земельных правонарушений комиссией принимается решение: о самозащите права в рамках гражданского законодательства, о направлении результатов планового (рейдового) осмотра, обследования в управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для восстановления нарушенного права в судебном порядке.

При установлении лица, самовольно занявшего земельный участок, самовольно разместившего объект, не являющийся объектом капитального строительства, учреждение не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в подпункте 5.9.1 решения от 28.02.2012 № 490-нд, направляет в адрес установленного лица уведомление об освобождении самовольно занятого земельного участка либо уведомление о демонтаже и (или) вывозе самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с указанием срока освобождения/демонтажа - не более десяти рабочих дней со дня получения уведомления (пункт 6.8 решения от 28.02.2012 № 490-нд).

Пунктом 6.1 указанного решения определено, что самовольное занятие земельного участка - это размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, проведение строительных работ на не предоставленном в установленном порядке земельном участке.

При этом под объектами, не являющимися объектами капитального строительства, понимаются хозяйственные постройки, металлические гаражи, торговые объекты, строительные материалы, механизмы и кузова автомашин, размещенные на земельных участках без правоустанавливающих документов на их размещение, либо на основании правоустанавливающих документов, срок действия которых истек.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства по делу по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормативными положениями, пришли к обоснованному выводу о наличии на стороне контрольного управления, издавшего приказ от 12.12.2018 № 145-П/ЗК и сформировавшего комиссию, соответствующих полномочий в рамках осуществления муниципального земельного контроля. Принимая во внимание факт размещения предпринимателем ФИО1 нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010118:694 без соответствующих правоустанавливающих документов, констатировали отсутствие в рассматриваемом случае нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Заключение от 13.12.2019 № 134, составленное комиссией, уполномоченной на проведение рейдового осмотра, признано судами соответствующим положениям решения от 28.02.2012 № 490-нд, в связи с чем правовых оснований для признания его незаконным не имеется.

Таким образом, выводы кассационной жалобы об отсутствии правового регулирования деятельности комиссии, порядка ее образования, а также нормативного закрепления ее функций и полномочий опровергаются вышеприведенными положениями.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В данной ситуации такая совокупность отсутствует. При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.04.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу № А24-442/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       В.А. Гребенщикова                        

Судьи                                                                                Я.В. Кондратьева              

                                                                                     С.Н. Новикова