АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
декабря 2020 года № Ф03-4851/2020
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен декабря 2020 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи В.А. Гребенщиковой
судей М.Ю. Бурловой-Ульяновой, С.Н. Новиковой
при участии:
от ООО «ВиК» - ФИО1, представитель по доверенности б/н от 03.07.2020;
от ООО «Имана ДВ» - ФИО2, представитель по доверенности б/н от 15.06.2020
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВиК»
на решение от 29.06.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020
по делу № А73-5235/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВиК»
о признании постановления администрации Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края недействительным
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Имана»
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ВиК» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 682920, Хабаровский край, район имени Лазо, <...>; далее - ООО «ВиК», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным постановления от 12.12.2019 № 686-па администрации Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 682920, Хабаровский край, район имени Лазо, <...>; далее – администрация, уполномоченный орган).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью «Имана ДВ» (далее - ООО «Имана ДВ», третье лицо).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.06.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, ООО «ВиК» просит указанные судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального права, а также несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что судами не учтено, что приобретая в собственность муниципальный объект недвижимости по договору купли-продажи, общество приобрело право пользования земельным участком. При этом, как отмечено судами, воля сторон, направленная на передачу имущества с целью демонтажа и реализации на вторичном рынке материалов, не имеет в данном случае значения, поскольку наличие у заявителя статуса единой теплоснабжающей организации подтверждает необходимость ремонта с целью дальнейшего использования спорного объекта в хозяйственной деятельности. Не согласен с выводами судов о необходимости разрешения администрации на использование теплотрассы, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Правилами от 27.11.2014 № 1244; о недоказанности факта демонтажа теплотрассы в целях ее ремонта и восстановления.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и ООО «Имана ДВ», возражая относительно приведенных в ней доводов, просят состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО «ВиК» и ООО «Имана ДВ»поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в ее отсутствие.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав в судебном заседании позиции участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
По материалам дела установлено, ООО «Имана ДВ» имеет лицензию от 15.12.2015 № 132630 на оказание услуг для целей кабельного вещания.
На основании заявления указанного общества администрацией вынесено постановление от 12.12.2019 № 686-ра о выдаче разрешения на размещение линейного объекта (линии связи) на земельном участке с кадастровым номером 27:08:0000000:2202, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 11 кв.м, местоположение: Хабаровский край, район им. Лазо, р.п. Хор, в границах улиц Некрасова – Железнодорожная, без предоставления земельного участка и установления сервитута, код вида разрешенного использования – 3.1, сроком на 25 лет.
ООО «ВиК», полагая, что данное постановление является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых ненормативных актов, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые ненормативный акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые ненормативный акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемых ненормативного акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данные ненормативный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Таким образом, основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем таких условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления в ходе разрешения спора не выявлено.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отказе в заявленном требовании с учетом следующих применяемых норм права и установленных обстоятельств спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в установленном Правительством Российской Федерации порядке (пункт 1 статьи 39.34 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 утверждены Правила выдачи разрешения, в силу подпункта «в» пункта 9 которых решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Судами установлено, что согласно техническому паспорту от 18.12.2006 на сооружение «Магистральная теплотрасса от Хорской ТЭЦ» инв. № 14097 теплотрасса построена еще в 2006 году.
Как следует из выписки из единого государственного реестра недвижимости, спорная магистральная теплотрасса с кадастровым номером 27:08:00000000:193, инв. № 14097, протяженностью 4887 п.м, расположена по адресу: Хабаровский край, район им. Лазо, р.п. Хор от Хорской ТЭЦ по пер. Степному, 1 до станции смешения № 1 по ул. Менделеева, 6-б до станции смешения № 2 по ул. Мира, 30-а, и принадлежит на праве собственности ООО «ВиК» с 31.01.2019.
При этом магистральная теплотрасса в составе иного имущества приобретена обществом по договору купли-продажи муниципального недвижимого имущества от 15.10.2018 № 1, заключенному с администрацией.
Условиями данной сделки не предусмотрено использование заявителем приобретенного спорного объекта, как и иного имущества, для оказания услуг по теплоснабжению каких-либо микрорайонов в р.п. Хор.
До проведения аукциона по продаже недвижимого имущества по заказу администрации обществом с ограниченной ответственностью «Альфа-Оценка» проведена оценка рыночной стоимости имущества в количестве 7 наименований, принадлежащей Хорскому поселению, по итогам которой составлен отчет от 04.07.2017 № 23-8/2017, в котором отражено, что комплекс представляет собой объекты коммунальной инфраструктуры поселка. Магистральная теплотрасса ранее предназначалась для отопления микрорайонов поселка и играла важную роль в инфраструктуре р.п Хор. Она представляла собой теплосеть протяженностью 4 887,2 п.м в две трубы, которая замыкается в двух станциях смешения, поддерживающих беспрерывное функционирование системы отопления микрорайонов поселка. Станции смешения представляют собой здания, расположенные на земельных участках, в которых расположены узлы и необходимое техническое оборудование для рабочего функционирования производственного процесса. Водопроводная и канализационная сети предназначены для функционирования станции смешения № 1. Строительство данного коммунального комплекса осуществлялось в 2006 году и до 2016 года коммунальный комплекс был основным действующим объектом, поддерживающим отопительную систему микрорайонов поселка. Однако в связи с государственной газификацией территорий в Хабаровском крае еще с 2012 года, в том числе и в р.п. Хор были построены и на 2016 год введены в эксплуатацию новые газовые котельные.
Таким образом, мощность новых котельных позволило полностью отказаться от услуг старой, угольной ТЭЦ. На сегодняшний день районы, ранее отапливаемые за счет ТЭЦ на протяженности оцениваемой магистральной теплотрассы, полностью отапливаются за счет новых сетей и газовых котельных. В настоящий момент оцениваемая магистральная теплотрасса, а также объекты, построенные для ее функционирования, выведены из эксплуатации навсегда и предназначены на реализацию, демонтаж, потеряв свой статус «коммунальной инфраструктуры поселка».
Следовательно, в дальнейшем целесообразно рассматривать эти объекты в том виде и состоянии, в котором они находятся, на вторичном рынке аналогичных объектов.
В соответствии с ответом на запрос № 1-24/1487 от 22.08.2017 установлено, что реализация магистральной теплотрассы от Хорской ТЭЦ до станций смешения № 1 и № 2, водопроводной и канализационной сети планируется на демонтаж.
Данные обстоятельства легли в основу расчетов и выводов относительно оцениваемых объектов.
Теплотрасса представляет собой две стальных трубы протяженностью 9774,4 п.м (4887,2 п.м. х 2); текущее использование – не эксплуатируется, предназначена на демонтаж.
Таким образом, с учетом отчета оценщика, суды пришли к закономерному выводу, что предметом купли-продажи муниципального недвижимого имущества по договору от 15.10.2018 № 1 по существу являлась реализация магистральной теплотрассы с кадастровым номером 27:08:00000000:193, инв. № 14097, протяженностью 4887 п.м, предназначенной для демонтажа.
В ходе судебного разбирательства ООО «ВиК» в установленном частью 3.1 статьи 70 АПК РФ порядке не опровергло вышеуказанные выводы.
В ходе судебного разбирательства, учитывая, что в соответствии с законодательством трубопроводы, также как и линии связи относятся к линейным объектам, ООО «ВиК» в силу части 1 статьи 65 АПК РФ не доказало, что у него имеется соответствующее разрешение администрации на использование земельного участка под спорной магистральной теплотрассой, как это предусмотрено условиями пункта 1 статьи 39.34 ЗК РФ и Правилами от 27.11.2014 № 1244.
Заявителем не доказан и факт демонтажа спорной магистральной теплотрассы в целях её ремонта и последующего восстановления.
Довод общества о том, что в соответствии с постановлением администрации от 15.03.2017 № 150-па заявителю присвоен статус единой теплоснабжающей организации, который также приведен в судебном заседании суда кассационной инстанции, являлся предметом рассмотрения судами и отклонен, поскольку из его содержания следует, что зоной деятельности ООО «ВиК» как единой теплоснабжающей организации в границах соответствующих систем теплоснабжения на территории поселения установлена – теплотрасса протяженностью 1146 м от котельной по ул. Вокзальная в границах ул. Вокзальная, пер. Привокзальный до д. 27 а по ул. Кирова п. Хор. Следовательно, эта теплотрасса является иной, не имеющей отношения к спорной магистральной теплотрассе (4887 п.м), которая в данном ненормативном акте не обозначена, поскольку приобретена ООО «ВиК» по договору купли-продажи только 15.10.2018.
Иные доказательства в подтверждение тому, что ООО «ВиК» является гарантирующим поставщиком теплоэнергии в границах магистральной теплотрассы 4887 п.м в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, суды сделали правомерный вывод о том, что оспариваемое постановление администрации соответствует законодательству и не нарушает прав заявителя.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что оспаривая постановление уполномоченного органа, заявитель не доказал, что такой выбранный им способ защиты может привести к восстановлению его прав в рассматриваемой ситуации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений сторон, выводы судов соответствуют этим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам кассационной жалобы, основаны на правильном применении судами норм материального и процессуального права, то у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, в том числе частью 4 названной нормы, для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.06.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по делу № А73-5235/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.А. Гребенщикова
Судьи М.Ю. Бурлова-Ульянова
С.Н. Новикова