ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4926/17 от 18.01.2018 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

января 2018 года                                                                    № Ф03-4926/2017

Резолютивная часть постановления объявлена января 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен января 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой

Судей: И.А. Мильчиной, Т.Н. Никитиной

при участии:

от закрытого акционерного общества «Управление механизированных работ № 4»: ФИО1, представитель по доверенности от 02.02.2017;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности                       от 26.12.2017 № 04-28/022554;

от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: ФИО2, представитель по доверенности от 29.12.2017 № 05-30/16640;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Управление механизированных работ № 4»

на решение от 01.06.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017

по делу №  А73-17968/2016 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Маскаева А.Ю., в суде апелляционной инстанции судьи Харьковская Е.Г., Балинская И.И., Швец Е.А.

по заявлению  закрытого акционерного общества «Управление механизированных работ № 4» (ОГРН <***>, ИНН  <***>, место нахождения: 681027, <...>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН  <***>, место нахождения: 681000, <...>)

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН  <***>, место нахождения: 680000, <...>)

о признании недействительным решения

Закрытое акционерное общество «Управление механизированных работ № 4» (далее – ЗАО «УМР-4», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.09.2016 № 14-18/07707 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 20.11.2016 № 13-10/326/22211.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление).

Решением суда от 01.06.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016, в удовлетворении заявления отказано, поскольку обществом не подтверждено право на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) по сделке с  обществом с ограниченной ответственностью «ВостокПромКомплект».

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить как принятые с неправильным применением норм материального права, заявленные требования удовлетворить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, являются ошибочными выводы судов о доказанности налоговым органом фактов, которые в совокупности и взаимосвязи не подтверждают реальный характер заявленных налогоплательщиком в налоговой отчетности по НДС операций   по приобретению труб у ООО «ВостокПромКомплект» и непроявлении обществом должной осмотрительности при выборе контрагента. Считает, что представленные для проверки документы в обоснование спорной суммы налоговых вычетов соответствуют требованиям, предусмотренным действующим законодательством.

Инспекция и управление в отзывах на кассационную жалобу, а также их представитель в суде кассационной инстанциипротив доводов общества возражали, просили судебные акты оставить без изменения как соответствующие нормам налогового законодательства и обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на неё, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты ряда налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, в ходе которой выявлены факты нарушения налогового законодательства, отражённые в акте от 24.08.2016 № 14-18/06822.

Рассмотрев акт проверки, возражения налогоплательщика и иные материалы проверки, инспекцией вынесено решение от  30.09.2016 № 14-18/07707 о привлечении общества к налоговой ответственности, в частности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа на общую сумму 80 630 руб. Этим же решением  ЗАО «УМР-4» доначислен НДС в сумме 3 432 298 руб. за 1,2,4 кварталы 2013 года по сделке с ООО «ВостокПромКомплект», исчислены пени в сумме  1 108 329 руб.

В ходе мероприятий налогового контроля инспекция установила, что ООО «ВостокПромКомплект» отсутствует по юридическому адресу, не имеет имущества и транспортных средств, численность согласно представленным справкам по форме 2-НДФЛ за 2013 год - 1 человек (ФИО3), который с 08.12.2009 состоял на налоговом учете в ИФНС России по Алданскому району Республики Саха (Якутия) и в силу географической отдаленности, его постоянной работы с продолжительным рабочем днем, не мог подписывать документы, выставленные в адрес ЗАО «УМР-4»; из анализа расчетного счета не прослеживается несение ООО «ВостокПромКомплект» общехозяйственных расходов (на заработную плату работникам, аренду помещений, техники, коммунальные платежи и др.); платежи носят транзитный характер, списание денежных средств производилось в адрес ООО «Север», ООО «Горизонт», в дальнейшем ООО «Север» перечисляло денежные средства ООО «Продопторг» и ООО «Промтехинвест».

Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 25.11.2016 № 13-10/326/22211, принятым в порядке статьи 140 НК РФ, решение инспекции отменено в части превышающей доначисленный НДС в сумме 3 352 058 руб., пени по НДС в сумме 1 085 424 руб., штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 76 618 руб. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.

Проверяя на соответствие закону решение инспекции, судебные инстанции полно и всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи и пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом суды правомерно руководствовались положениями статьей 169, 171, 172 НК РФ, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в Постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды».

При разрешении спора судебными инстанциями установлено, что в проверяемом периоде ЗАО «УМР-4» (покупатель) приобретало у ООО «ВостокПромКомплект» (поставщик) по договору поставки от 18.08.2010 № 7 металлопродукцию для проведения работ на объектах. Согласно договору количество, цена, сортимент и сроки поставки согласовываются в приложении (спецификации), являющейся неотъемлемой частью договора; днем исполнения поставщиком обязательств по поставке продукции, а также моментом перехода права собственности на продукцию покупателю (датой поставки), считается дата, указанная в товарно-транспортом документе в пункте доставки продукции.

Согласно представленным налогоплательщиком спецификациям от 28.01.2013 № 1/2013, от 18.02.2013 № 2/2013, от 01.03.2013 № 3/2013, от 15.04.2013 № 4/2013, от 18.04.2013 № 5/2013 поставка осуществлялась автомобильным транспортом на склад покупателя.

С целью подтверждения взаимоотношений ЗАО «УМР-4» со спорным контрагентом в ИФНС России по г. Биробиджану Еврейской автономной области направлялись поручения от 28.01.2016 № 13-10/10, от 20.05.2016 № 14-18/634 об истребовании у ООО «ВостокПромКомплект» документов. Согласно ответам от 15.02.2016 № 10-19/2019, от 08.06.2016 № 10-19/2199 документы ООО «ВостокПромКомплект» на запросы инспекции не представлены, в том числе и договоры с иными лицами на оказание услуг.

Результаты опросов лиц, осуществлявших перевозку труб для ЗАО «УМР-4», не подтвердили поставку труб именно силами ООО «ВостокПромКомплект».

В подтверждение реальных взаимоотношений с субподрядчиком и осуществления им спорных работ обществом в ходе мероприятий налогового контроля представлен пакет документов, проанализировав который с учетом дополнительно полученных доказательств, инспекция пришла к выводу о  завышении налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС в связи с неустановлением реальности хозяйственных операций с  ООО «ВостокПромКомплект»; о недостоверности сведений, содержащихся в представленных в обоснование налоговой выгоды документах.

На основании исследования и оценки в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющихся в деле доказательств суды установили, что сделка, заключённая между обществами «УМР-4» и «ВостокПромКомплект», является нереальной; оформление операций в бухгалтерском учете налогоплательщика носит формальный характер; действия общества фактически направлены на создание схемы для незаконного применения вычета по НДС по вышеупомянутой сделке.

С учётом фактических обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о доказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку представленные обществом документы в обоснование применения налоговых вычетов по НДС содержат недостоверные сведения; налогоплательщиком не проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента.

Поскольку решение инспекции о доначислении обществу спорных сумм НДС, пеней и штрафных санкций соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, суды обоснованно отказали обществу в признании его недействительным.

Ссылка заявителя на недоказанность налоговым органом факта непроявления обществом должной осмотрительности при выборе спорного поставщика рассмотрен судами обеих инстанций и правомерно отклонен, поскольку, как правильно указали суды, доказательства, свидетельствующие о проверке деловой репутации контрагента, наличии необходимых ресурсов для осуществления реальной хозяйственной деятельности  обществом ни в ходе проведения мероприятий налогового контроля, ни в ходе судебного разбирательства двух инстанций не представлены.

Остальные доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами правовых норм, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.

Ввиду изложенного суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций применили нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем основания для отмены судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, отсутствуют.

Принимая во внимание, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, с учетом пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», составляет 1 500 руб., а заявителем при подаче кассационной жалобы уплачена госпошлина в сумме 3 000 руб., государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату на основании статьи статьи 333.40 НК РФ и статьи 104 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 104, 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.06.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу №  А73-17968/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить закрытому акционерному обществу «Управление механизированных работ № 4» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб. как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платёжному поручению от 16.10.2017  № 1512.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Е.П. Филимонова                    

Судьи                                                                                    И.А. Мильчина         

                                                                                         Т.Н. Никитина