АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
24 ноября 2023 года № Ф03-4932/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Меркуловой Н.В., Черняк Л.М.
при участии:
от Департамента по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области: представитель не явился;
от государственного предприятия Еврейской автономной области «Фармация»: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области
на решение от 21.06.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023
по делу № А16-3402/2022 Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению Департамента по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 679000, <...>)
к государственному предприятию Еврейской автономной области «Фармация» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 679000, <...>)
о взыскании 4 149 620 руб.
УСТАНОВИЛ:
Департамент по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (далее –департамент) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к государственному предприятию Еврейской автономной области «Фармация» (далее – ГП ЕАО «Фармация», предприятие) о взыскании 4 149 620 руб.
Решением суда от 21.06.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023, предприятию в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить полностью, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Считает, что суды неправомерно не приняли во внимание то обстоятельство, что при наличии в утвержденной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ответчика данных о размере чистой прибыли, часть этой прибыли в размере, предусмотренном региональным законодательством, должна быть перечислена собственнику имущества ответчика (ЕАО) в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ответчик является государственным унитарным предприятием, учредитель – Департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области, формируемый как орган исполнительной власти правительством Еврейской автономной области (Постановление правительства ЕАО от 17.04.2012 №152-пп).
Согласно отчету о финансовых результатах за январь - декабрь 2021 года предприятие указало размер чистой прибыли 9 113 000 руб.
Поскольку в бюджет ЕАО предприятие перечислило только 406 879,19 руб., департамент, выступая от имени собственника имущества предприятия, направил ответчику претензию от 11.11.2022 о внесении оставшейся суммы 4 149 620,81 руб. (50% от прибыли), которая оставлена предприятием без удовлетворения, что послужило основанием для обращения департамента с иском в арбитражный суд о взыскании указанной части прибыли.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили оснований для признания требований департамента обоснованными и отказали в удовлетворении заявления.
Изучение судебных актов, исследование материалов дела показали, что суды обеих инстанций исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка, не согласиться с которой у суда округа оснований не имеется.
Согласно части 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Размеры и сроки перечисления прибыли государственными предприятиями в Еврейской автономной области порядок, регулируются Законом Еврейской автономной области от 30.05.2003 № 172-ОЗ «Об отчислении части прибыли государственными унитарными предприятиями Еврейской автономной области в областной бюджет» (далее – Закон ЕАО № 172-ОЗ), а также Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 30.09.2003 № 169-пп «О порядке и сроках перечисления областными государственными унитарными предприятиями части прибыли в областной бюджет» (далее – Постановление № 169-пп).
Согласно статье 1 Закона ЕАО № 172-ОЗ государственные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в областной бюджет 50 процентов прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Пунктами 2 и 3 Постановления № 169-пп установлено, что отчисления от прибыли за истекший финансовый год в областной бюджет производятся предприятиями ежегодно в срок до 1 мая. Размер отчислений от прибыли предприятий, подлежащей уплате в областной бюджет, определяется на основании данных бухгалтерской отчетности за истекший финансовый год.
Между тем Правительство Российской Федерации Постановлением от 16.05.2020 № 696 утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее – Правила № 696).
Как указано в пунктах 1 - 4 Правил № 696 правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно - кредиты, субсидии); субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил, по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
Субсидии предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства экономического развития Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цель, предусмотренную пунктом 1 настоящих Правил.
Так, субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее - субсидия по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами.
При разрешении спора судами установлено, что между предприятием и ПАО «Сбербанк России» заключен договор от 21.07.2020 № 200200005АСРМ об открытии невозобновляемой кредитной линии, в соответствии с которым предприятию предоставлены денежные средства в сумме 8 300 000 руб. в целях использования на возобновление деятельности – выплата заработной платы, платежи по кредитным договорам, заключенным в рамках Правил предоставления из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1764 и Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 422.
Уведомлением, полученным предприятием 31.02.2021, банк проинформировал о списании задолженности, возникшей по договору № 200200005АСРМ, в соответствии с Правилами № 696.
Суды обеих инстанций, исходя из договора от 21.07.2020 № 200200005АСРМ, условиями которого определена цель использования предприятием предоставленных денежных средств в сумме 8 300 000 руб., обоснованно сочли, что указанная в финансовом отчете предприятия за 2021 год прибыль, фактически является расходами ответчика, покрытыми за счет предоставленного и списанного кредита, не свидетельствует о наличии у предприятия прибыли, часть которой подлежит перечислению в бюджет ЕАО.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, правильно применив положения вышеупомянутых правовых норм, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что исковые требования департамента удовлетворению не подлежат.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, на правильность выводов судов не влияют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Так как нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.06.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по делу № А16-3402/2022 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи Н.В. Меркулова
Л.М. Черняк