ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4951/2021 от 14.09.2021 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

сентября 2021 года                                                        № Ф03-4951/2021

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2021 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой

судей С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой

при участии:

от администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края: ФИО1, представитель, доверенность от 28.12.2020 №2.1-25-7585

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края

на решение от 06.04.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021

по делу № А73-20724/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 129515, <...>)

к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680030, <...>)

третье лицо: Муниципальное образование Хабаровский муниципальный район Хабаровского края в лице Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680038, <...>)

о признании незаконными действий по неприятию решения о передаче имущества

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ОГРН <***>,                           ИНН <***>, адрес: 129515, <...>; далее - ФГУП «РТРС», Унитарное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680030, <...>; далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, Управление) по непринятию решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, выраженное в письме от 05.11.2020  №8730.1-08; об обязании Управления принять решение о передаче недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность Хабаровского муниципального района Хабаровского края, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП «РТРС» - «Жилой дом» площадью 80,7 кв.м, кадастровый номер 27:17:0302601:169, расположенного по адресу: <...>.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) привлечено Муниципальное образование Хабаровский муниципальный район Хабаровского края в лице Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680038, <...>; далее – Администрация).

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.04.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Администрация, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении требований Унитарного предприятия отказать.

В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы привел доводы о том, что передача указанного имущества нарушает самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, нарушает права муниципального образования, поскольку передаваемое имущество находится в неудовлетворительном состоянии, непригодном для его дальнейшего использования.

 ФГУП «РТРС» представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором выражено несогласие с позицией её заявителя, указано на законность и обоснованность принятых судебных актов.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на её удовлетворении.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения поданной жалобы в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.

Судами по материалам дела установлено, что за Унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения закреплен объект, находящийся в федеральной собственности: «Жилой дом», площадью 80,7 кв.м, кадастровый номер 27:17:0302601:169, расположенный по адресу: <...>.

ФГУП «РТРС» 13.10.2020 обратилось в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО с заявлением о принятии решения о передаче вышеуказанного объекта в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района.

Письмом от 05.11.2020 №8730.1-08 Управление уведомило заявителя о том, что в рамках проведенной экспертизы выявлена неполнота документов, необходимых для принятия решения о распоряжении федеральным имуществом, а именно - согласия Хабаровского муниципального района Хабаровского края. В связи с этим указано, что для рассмотрения вопроса о распоряжении федеральным имуществом необходимо представить полный пакет документов, предусмотренный действующим законодательством.

Не согласившись с действиями МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО по непринятию решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, ФГУП «РТРС» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №122-ФЗ) установлены общие виды имущества, которые могут находиться в федеральной собственности, а также условия и порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность.

Согласно абзацам 6 - 8 пункта 11 статьи 154 Федерального закона №122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ).

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (статья 50 Закона №131-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Частью 4 статьи 14 Закона №131-ФЗ предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

На основании пункта 6 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с приложением №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе он находится, относится к муниципальной собственности.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установив, что спорный объект федеральной собственности, закрепленный за ФГУП «РТРС» на праве хозяйственного ведения, представляет собой двухквартирный жилой дом, относится к жилому фонду и находится на территории сельского поселения с. Скворцово, пришли к обоснованному выводу о том, что в силу вышеприведенных норм, данное имущество должно находиться в муниципальной собственности Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Ссылка Администрации на неудовлетворительное состояние жилого дома, обоснованно отклонена судами, поскольку порядок передачи имущества в муниципальную собственность предусматривает передачу не только технически исправных объектов, но и объектов независимо от их технического состояния. Кроме того, доказательств невозможности использования спорного имущества для решения вопросов местного значения, в соответствии со статьей 65 АПК РФ Администрацией в материалы дела не представлено.

Доводы Администрации об отсутствии согласия муниципального образования на прием в муниципальную собственность спорного имущества со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 №828-О-П, были предметом рассмотрения судов и признаны несостоятельными.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 07.12.2006 №542-О и от 04.12.2007 №828-О-П, а также в Постановлении от 30.06.2006 №8-П, для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать два условия - волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

В рассматриваемом случае, несмотря на отсутствие прямого волеизъявления муниципального образования на принятие спорного имущества, судами установлено, что его передача имеет объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, а именно: спорный объект предназначен для решения вопросов местного значения и не относятся ни к одной из указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации.

В целом доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов судов, сводятся к несогласию с установленными судами фактическими обстоятельствами спора, что не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая, что неправильного применения норм материального права и нарушений положений процессуального законодательства, включая предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами не допущено, то правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.04.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу №А73-20724/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                              М.Ю. Бурлова-Ульянова

Судьи                                                                       С.И. Гребенщиков

                                                                                  С.Н. Новикова