ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-4958/20 от 14.12.2020 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

декабря 2020 года                                                                   № Ф03-4958/2020

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен декабря 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи С.Н. Новиковой

судей М.Ю. Бурловой-Ульяновой, С.И. Гребенщикова

при участии:

от управления инвестиционного развития администрации города Хабаровска:

- ФИО1, представитель по доверенности от 19.11.2019.

от частного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа «Алые паруса»:

-  ФИО2,  представитель по доверенности от 18.05.2018 № 27АА 1232154.

от управления образования администрации города Хабаровска:

- ФИО3, представитель по доверенности от 02.06.2020 № 01-40/3835.

от департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска:

- ФИО4, представитель по доверенности от 29.11.2019 № 15/08-37.

- ФИО5, представитель по доверенности от 19.06.2020 № 05-13/7407.

от администрации города Хабаровска:

-  ФИО4, представитель по доверенности от 03.09.2020 № 1.1.29-118.

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы администрации города Хабаровска, управления инвестиционного развития администрации города Хабаровска, департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, управления образования администрации города Хабаровска

на решение от 24.07.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020

по делу №  А73-22713/2019 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску управления инвестиционного развития администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680000, <...>)

к частному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа «Алые паруса» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680000, <...> Ю Чена, 7)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680000, <...>), министерство образования и науки Хабаровского края (ОГРН <***>,                           ИНН <***>; адрес: 680000, <...>), управление образования администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680021, <...>), администрация города Хабаровска ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680000, <...>)

о понуждении к освобождению занимаемого нежилого здания

   УСТАНОВИЛ:

Управление инвестиционного развития администрации г. Хабаровска обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к частному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа «Алые паруса» (далее – ЧОУ СОШ «Алые паруса», образовательное учреждение, ответчик) о понуждении к освобождению занимаемого нежилого здания - школа, расположенного по адресу: г. Хабаровск, Центральный район, пер. Братский, 4.

Определением от 12.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: департамент муниципальной собственности администрации              г. Хабаровска (далее – ДМС администрации г. Хабаровска), администрация  г. Хабаровска, управление образования администрации г. Хабаровска (далее – управление образования, управление), министерство образования и науки Хабаровского края.

Решением от 24.07.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020, в иске отказано.

На состоявшиеся по делу судебные акты поданы 4 кассационные жалобы от: администрации г. Хабаровска, управления инвестиционного развития администрации г. Хабаровска, департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, управления образования администрации го. Хабаровска, в которых заявители просят их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование приведены доводы о том, что по окончании срока действия концессионного соглашения имущество, являющееся предметом такого соглашения, подлежит возврату; об отсутствии законных оснований для продления концессионного соглашения;  не могут расцениваться как добросовестные действия ответчика по удержанию имущества. Считают, что поскольку ответчик является частным образовательным учреждением, следовательно, использование муниципального имущества на безвозмездной основе не является безусловным. Указывают, что ввиду наличия обращения ИП ФИО6 о предоставлении спорного здания на безвозмездной основе  для ведения образовательной деятельности, передача здания должна осуществляться только по результатам аукциона. Не согласны со ссылкой судов на не разрешенный на момент рассмотрения спора Хабаровской городской думой вопрос о предоставлении ответчику здания на безвозмездной основе, поскольку указанная ссылка не влияет на исполнение ответчиком обязательств по концессионному соглашению. Ссылка на положения части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации, статью 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и на непрерывность учебного процесса не подлежат применению к спорным правоотношениям ввиду их регулирования специальным законом – Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ (далее - Закон «О концессионных соглашениях»).

В отзыве на кассационные жалобы ЧОУ СОШ «Алые паруса» приводит свои возражения против их доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

От министерства образования и науки Хабаровского края поступило ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представители администрации г. Хабаровска, управления инвестиционного развития администрации г. Хабаровска, департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, управления образования администрации г. Хабаровска поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, дав суду пояснения, с которыми не согласился представитель ЧОУ СОШ «Алые паруса» и, возражая относительно доводов, изложенных в кассационных жалобах, просил оставить состоявшиеся судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а жалобы - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационных жалоб и возражений на них, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.

Как следует из материалов дела, в собственности городского округа «Город Хабаровск» находится объект недвижимости – нежилое 2-х этажное здание школы, 1954 года постройки, общей площадью 1 576 кв.м,  расположенное по адресу: г. Хабаровск, пер. Братский, 4, что подтверждается свидетельством  о государственной регистрации права от 04.04.2007 серии 27 АВ № 037332.

04.06.2009 между администрацией г. Хабаровска в лице ДМС администрации г. Хабаровска (концедент) и НОУСОШ «Алые паруса» (концессионер) заключено концессионное соглашение № 1, по условиям которого концессионер принял на себя обязательства за свой счет реконструировать объект – здание школы, с его дальнейшим использованием для осуществления образовательных услуг (пункт 1.1).

Соглашение заключено на срок с 04.06.2009 до 04.06.2019 (пункт 8.1); срок использования объекта определен периодом с 04.06.2009 по 04.06.2019 (пункт 8.4).

Пунктом 8.5 соглашения, действующим в редакции дополнительного соглашения от 28.12.2017, срок передачи объекта концессионером концеденту установлен до 09.06.2019.

Срок осуществления концессионером деятельности, предусмотренной в пункте 1 соглашения, определен до 04.06.2019 (пункт 8.6).

При этом срок реконструкции объекта должен составлять не более 10 месяцев с момента подписания соглашения (пункт 8.2); срок ввода в эксплуатацию объекта – не позднее 04.04.2010 (пункт 8.3).

Концессионная плата установлена в размере 21 909,1 руб. в месяц.

Пунктом 6.4 договора определено, что обязанность концессионера по передаче объекта соглашения считается исполненной с момента подписания сторонами передаточного акта и государственной регистрации прекращения прав концессионера на владение и пользование указанным объектом.

Передача здания школы  концессионеру оформлена передаточным актом от 09.06.2009, в котором отражены выявленные по объекту недостатки: водопровод (трубы горячего и холодного водоснабжения требуют частичной замены), канализация, вентиляция (требуется ремонт мотора), электроосвещение, телефон (в нерабочем состоянии), пожарная сигнализация (требуется установка точек пожарной сигнализации в классных комнатах 1 этажа, во всех помещениях 2 этажа), кровля протекает (требуется замена 50% поверхности кровли), стены (в некоторых местах имеется ослабление кладки стен, местами выпадение кирпича, отпадение штукатурки), фасад здания требует ремонта, из 75 окон замене подлежат 26;  5 входных дверей находятся в неудовлетворительном состоянии, линолеум требует замены во всех помещениях здания, подвал частично заполняется грунтовыми водами и требует ремонта, помещения спортивного зала нуждаются в ремонте.

Концессионное соглашение заключено на основании постановления администрации г. Хабаровска от 29.05.2009 № 1800, в котором имеется ссылка на протокол от 26.05.2009 № 3 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Дополнительным соглашением от 28.12.2017 произведена замена концедента: ДМС администрации г. Хабаровска заменен на управление инвестиционного развития администрации г. Хабаровска; пункт 6.4 соглашения изложен в следующей редакции: «Обязанность концессионера по передаче объекта соглашения считается исполненной с момента подписания передаточного акта концессионером и департаментом муниципальной собственности, а также осуществления государственной регистрации прекращения прав концессионера на владение и пользование указанным объектом».

Письмами от 05.06.2019 № 22.2-6/747, от 11.06.2019 № 22.2-6/781 управление инвестиционного развития уведомило школу об окончании срока концессионного соглашения, предложило осуществить передачу объекта.

21.08.2019 в адрес школы управлением инвестиционного развития направлена претензия № 22.2-6/1132 о необходимости возврата объекта соглашения.

Невозврат здания школы послужил основанием для обращения управления инвестиционного развития в арбитражный суд с настоящим иском.

При разрешении спора суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установил, что осуществляемая на основе лицензии ответчиком образовательная деятельность является непрерывной; образовательное учреждение, действуя добросовестно и разумно, предприняло необходимые меры для решения вопросов по дальнейшему использованию объекта концессионного соглашения путем либо продления концессионного соглашения, либо на условиях безвозмездного пользования, которые на момент рассмотрения спора не разрешены. Поэтому, учитывая, что со стороны собственника имущества не исключена возможность сохранения за ответчиком здания школы и не усмотрев, что целью истца является фактическое освобождение ответчиком этого здания, суд отказал в удовлетворении исковых требований. 

Суд округа соглашается с этими выводами исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях его существенными условиями являются: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции (пункт 1.1); срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения (пункт 4.1).

Подпунктом 14 пункта 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.

Следовательно, указанная норма предоставляет возможность заключения концессионного соглашения в отношении объектов образования, требующих, в том числе, реконструкции.

В данном случае, как следует из условий  концессионного соглашения от 04.06.2009 № 1, его объектом является здание школы 1954 года постройки, находящееся в муниципальной собственности, в состоянии, требующем реконструкции для его использования по назначению; именно с этой целью заключено соответствующее соглашение по результатам открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения (протокол от 26.05.2009 № 3).

В соответствии с постановлением мэра г. Хабаровска от 18.08.2018               № 2413, которым утверждено Положение о порядке регулирования отношений, возникающих в процессе реализации Закона о концессионных соглашениях и об установлении порядка определения концессионной платы (далее - Положение № 2413), концедентом является администрация                          г. Хабаровска в лице управления инвестиционного развития администрации г. Хабаровска; администрация г. Хабаровска является органом, уполномоченным от имени городского округа «Город Хабаровск» рассматривать предложения о заключении концессионного соглашения (пункт 1.2).

Согласно пункту 1.1 Положения № 2413 п еречень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, готовится управлением и утверждается постановлением администрации                г. Хабаровска ежегодно до 01 февраля текущего календарного года. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению управлением на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), а также на официальном сайте администрации г. Хабаровска в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.khabarovskadm.ru). Указанный перечень носит информационный характер.

ДМС администрации г. Хабаровска (в части объектов, составляющих казну городского округа «Город Хабаровск»), структурные подразделения администрации города, осуществляющие контроль в соответствующей отрасли управления, не позднее двух месяцев до наступления срока, указанного в абзаце первом пункта 1.11 настоящего Положения, направляют в управление предложения о включении объектов в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Аналогичные условия об утверждении перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, содержится в пункте 3 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях.

Таким образом, на управление инвестиционного развития и ДМС администрации г. Хабаровска возложены обязанности, в том числе по определению судьбы объекта муниципальной собственности.

Далее установлено, что концессионером по соглашению от 04.06.2009 № 1 выступает ЧОУ СОШ «Алые паруса», зарегистрированное в качестве юридического лица 04.08.1995, и с этого момента осуществляющее лицензируемую образовательную деятельность.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, сформированной по состоянию на 18.11.2019, образовательное учреждение имеет лицензии от 27.06.2006 серии А № 197205 и от 24.09.2014 серии 27Л01 № 0000733. При этом лицензия серии А № 197205 выдана образовательному учреждению до заключения концессионного соглашения с местом осуществления образовательной деятельности по адресам: ул. Ким Ю Чена, 7, ул. Ленинградская, 32А.  

Непосредственно спорное здание, расположенное по пер. Братский, 4 в г. Хабаровске,  используется ответчиком для оказания образовательных услуг по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Как следует из пояснений ответчика, не опровергнутых его оппонентами, спорное здание школы  предоставлено образовательному учреждению взамен ранее используемых им объектов, расположенных по адресам: ул. Ленинградская, 32А, ул. Ким Ю Чена, 7, и на момент его передачи не могло быть использовано по назначению, а именно требовало проведения реконструкции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Закона об образовании образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Согласно статье 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Общеобразовательной организацией является образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального, общего, основного общего и (или) среднего общего образования (пункт 2 части 2 статьи 23 Закона об образовании).

В этой связи следует признать, что ЧОУ СОШ «Алые паруса» относится к общеобразовательным организациям, на которые независимо от организационно-правовой формы распространяются требования, предъявляемые к таким организациям действующим законодательством об образовании.

Пункт 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), наряду с концессией допускает заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного или оперативного управления только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров.

Вместе с тем указанный закон для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предусматривает исключения, а именно заключение с такими организациями договоров аренды, безвозмездного пользования вне конкурсных процедур (подпункт 6 пункта 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции).

В соответствии с Положением о ДМС администрации г. Хабаровска, утвержденным решением Хабаровской городской думы от 29.11.2016 № 452, к полномочиям департамента относится, в том числе, заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования муниципального имущества, находящегося в казне города (подпункт «л» пункта 2.1).

При этом согласно Положению о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Хабаровск», утвержденному решением Хабаровской городской думы от 22.03.2005 № 51 (далее – Положение № 51), договор безвозмездного пользования заключается департаментом на основании решения Хабаровской городской думы (статья 14).

Следовательно, для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заключение договора безвозмездного пользования вне конкурсных процедур возможно при наличии решения Хабаровской городской думы; в аренду объекты  муниципальной собственности предоставляются таким организациям  в соответствии с порядком, предксмотренным федеральным законодательством (статья 11 Положения               № 51).

Установлено, что в период действия концессионного соглашения между его сторонами, а также собственником имущества,  велась переписка, в том числе по дальнейшему использованию спорного объекта, как на условиях продленного концессионного соглашения, так и на условиях безвозмездного пользования (письмо образовательного учреждения от 17.04.2018 № 42/01-11, ответ администрации г. Хабаровска от 14.05.2018 № 1.1.49-1218, письмо образовательного учреждения от 28.01.2019 № 07/01-11, ответ управления инвестиционного развития от 11.02.2019 № 22.3-9/177 и иные).

Так, в ответ на обращения образовательного учреждения от 06.03.2019 № 21/01-11,  от 26.03.2019 № 26/01-11 о рассмотрении вопроса о возможности продления концессионного соглашения либо оформления договора безвозмездного пользования на здание школы администрацией указано на целесообразность заключения концессионного соглашения сроком на 5 лет (письмо от 24.04.2019 № 04-19/4710). Обращение образовательного учреждения в администрацию инициировано по результатам ответа управления инвестиционного развития (письмо от 11.02.2019 № 22.3-9/177).

Положения статьи 6 Закона о концессионных соглашениях допускают продление срока действия концессионного соглашения по согласованию с антимонопольным органом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, которые в силу положений пункта 1 названных Правил применяются, в том числе при продлении срока действия концессионного соглашения.

Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что заявитель (концедент или концессионер) предоставляет в антимонопольный орган, помимо прочего решение концедента о заключении концессионного соглашения (подпункт «г»).

Из вышеприведенного законодательства следует, что продление концессионного соглашения возможно лишь после принятия уполномоченным органом решения о  дальнейшем использовании объекта на условиях концессии, поскольку одним из его существенных условий является необходимость, в том числе реконструкции объекта, следовательно, до принятия соответствующего решения  согласование с антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения является преждевременным.

В материалы дела представлены:

- протокол от 21.01.2020 заседания постоянного комитета по социальным вопросам Хабаровской городской думы, в том числе по вопросу возможности сохранения права пользования зданием школы образовательным учреждением;

- протокол от 03.02.2020 совместного заседания с участием представителей Хабаровской городской думы, администрации г. Хабаровска, департамента муниципальной собственности, управления инвестиционного развития, в котором его участники выразили мнение о заинтересованности в передаче ЧОУ СОШ «Алые паруса» спорного здания на условиях безвозмездного пользования, определив формальную необходимость возврата здания в казну города (без вывоза имущества), после чего администрация обратится в думу с просьбой о предоставлении здания образовательному учреждению в безвозмездное пользование.

Установленная протоколом формальность по возврату здания школы сторонами не исполнена виду не достижения согласия по исполнению этого условия (с освобождением помещений либо нет).

Вместе с тем установлено, что  на момент окончания действия концессионного соглашения от 04.06.2009 № 1 в отношении объекта муниципальной собственности в установленном порядке не принято решение о дальнейшем его использовании на каких-либо условиях. Соответствующих доказательств в материалы дела не представлено. При этом уполномоченными органами обоснованные мотивы невозможности сохранения за образовательным учреждением спорного здания на вышеуказанных условиях (концессия, безвозмездное пользование, аренда) не приведены.

Довод о том, что вопрос последующего использования здания может быть решен только после его возврата в казну муниципального образования, судами не принят во внимание, как нормативно не обоснованный; исходя из вышеприведенного законодательства, такое условие не является обязательным, напротив решение об использовании государственного или муниципального имущества в ином порядке подлежит принятию до истечения срока действия соглашения (пункт 3 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях, пункт 9  статьи 17.1 Закона о конкуренции).

Ссылка на наличие иного претендента по использованию спорного объекта на безвозмездной основе судом округа не принимается, поскольку вопрос о его предоставлении на соответствующем праве разрешается законодательным органом; из представленных в деле документов следует, что непосредственно законодательный орган г. Хабаровска заинтересован в сохранении  права пользования зданием школы за ответчиком. Более того, как указано выше, ответчиком спорное здание используется для ведения общеобразовательной деятельности по программам начального, общего, основного общего и (или) среднего общего образования; иной претендент (индивидуальный предприниматель ФИО6 Гым Не) намерен использовать здание для организации международной частной школы со Stemсистемой образования. Следует учесть, что ЧОУ СОШ «Алые паруса» относится к социально ориентированным некоммерческим организациям, которым в силу положений статей 1, 31 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,  органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку в приоритетном порядке, а также вложенные ответчиком затраты на приведение объекта и его сохранение в  надлежащем состоянии.

В этой связи суды, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к единому выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований управления инвестиционных программ путем возврата спорного здания истцу.

Вместе с тем в соответствии со статьей 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, суд округа, учитывая, что отказ в удовлетворении требований о возврате имущества после окончания срока действия концессионного соглашения создает неопределенность в отношении спорного объекта, считает необходимым дополнить следующее.

Как указано выше, срок действия спорного концессионного соглашения определен с 04.06.2009 по 04.06.2019 (пункты 8.1, 8.4);  соответствующий срок включал в себя период, в течение которого проводится реконструкция объекта и период эксплуатации объекта.

Пунктом 1.12 Положения № 2413 предусмотрено, что изменение и прекращение концессионного соглашения осуществляются в соответствии с действующим законодательством и заключенным концессионным соглашением.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

Следовательно, в рассматриваемом случае правоотношения сторон регулируются названным Законом и общими положениями гражданского законодательства.

Исходя из условий спорного концессионного соглашения, следует признать, что на стадии осуществления концессионером деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения оно содержит в себе элементы договора аренды.

Сторонами не опровергается то, что ответчик, получив спорное здание, требующее реконструкции, предпринял все необходимые меры для его приведения к началу учебного 2009-2010 года в состояние, отвечающее требованиям, предъявляемым к объектам образования, и с этого момента осуществляет эксплуатацию здания школы с несением всех необходимых на его содержание расходов.

Наряду с этим суд округа, учитывая, что спорный объект эксплуатируется ответчиком по его прямому назначению - для оказания образовательных услуг; до истечения срока действия соглашения ответчик заблаговременно обратился в уполномоченные органы с заявлениями по дальнейшему использованию здания школы, при том, что он является  общеобразовательной организацией, обладающей преимущественным правом на заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (аренда, безвозмездное пользование) на новый срок без торгов, а также принимая во внимание, что при возникшей ситуации управление и департамент в установленном порядке не приняли решения,  предусматривающего иной порядок распоряжения спорным объектом, а истец в этой ситуации не принял мер по своевременному отказу от соглашения, считает возможным признать, что концессионное соглашение на стадии его исполнения в период эксплуатации объекта является действующим вплоть до определения условий по использованию объекта образования в соответствии с действующим законодательством. Данное не противоречит разъяснениям, приведенными в пункте 4.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» и правилам статьи 17.1 Закона о конкуренции. При этом следует отметить, что отсутствие решений уполномоченного органа о распоряжении зданием школы лишает ответчика возможности защитить свои интересы и, соответственно, интересы лиц, обучающихся в образовательном учреждении, в судебном порядке.

Доводы, приведенные в кассационных жалобах, не опровергают выводы судебных инстанций, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, поэтому судом округа не принимаются.

По результатам рассмотрения жалоб суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые решение, постановление  приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.07.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020по делу № А73-22713/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           С.Н. Новикова                    

Судьи                                                                                 М.Ю. Бурлова-Ульянова         

                                                                                         С.И. Гребенщиков