АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
10 ноября 2023 года № Ф03-5025/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.
судей Михайловой А.И., Никитина Т.Н.
при участии:
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1: ФИО2, представитель по доверенности от 14.09.2022 б/н;
от Управления по работе с территориями администрации Уссурийского городского округа: представитель не явился;
от Администрации Уссурийского городского округа: представитель не явился;
от Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1
на решение от 11.05.2023, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023
по делу № А51-18155/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению по работе с территориями администрации Уссурийского городского округа(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692519, <...>), Администрации Уссурийского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692519, <...>)
третье лицо: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 290090, <...>)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - заявитель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд с заявлением к Управлению по работе с территориями администрации Уссурийского городского округа (далее - управление), Администрации Уссурийского городского округа (далее - администрация) о признании незаконными решений от 26.08.2022 об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 25:18:015701:685, 25:18:015701:688, 25:18:015701:689, 25:18:015701:686, 25:18:015701:691, 25:18:015701:693, 25:18:015701:684, 25:18:015701:690, 25:18:015401:905 в собственность без проведения торгов.
Определением суда от 07.02.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - министерство).
Решением от 11.05.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебным актами, глава КФХ обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Заявитель в жалобе и его представитель в онлайн судебном заседании считают, что выводы судов не соответствуют материалам дела, сделаны без учета фактических обстоятельств и подлежащих применению норм права. Настаивают, что заявитель вправе в силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ приобрести спорные земельные участки в собственность без торгов. Полагают, что судами не учтено назначение земельных участков согласно сведениям ЕГРП – для ведения сельского хозяйства, которые имеют приоритет перед иными сведениями, в частности материалами лесоустройства. Поскольку земельные участки были сформированы из не разграниченных земель, а договоры аренды были заключены органом местного самоуправления, то отнесение этих участков к муниципальной собственности очевидно и опровергает утверждение управления, администрации и министерства о принадлежности их к землям лесного фонда. В связи с чем, полагают оспариваемые отказы незаконными, а права и интересы главы КФХ нарушенными.
Управление в отзыве доводы кассационной жалобы отклонило, предлагая судебные акты оставить без изменения; извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя, как и администрация, не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между главой КФХ ФИО1 и администрацией на основании постановления администрации от 25.09.2013 № 3423 «О предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству», заключен договор аренды от 26.09.2013 №8319/13 земельного участка, расположенного на территории Уссурийского городского округа (далее - договор № 8319/13), площадью 42000 кв. м, кадастровый номер 25:18:015701:685, местоположение установлено примерно в 6050 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, <...>, разрешенное использование: для организации и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, (из земель сельскохозяйственного назначения), пастбище. Категория земель земли сельскохозяйственного назначения. Срок аренды с 26.09.2013 по 25.09.2062. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 26.09.2013 №25-25-12/065/2013-194.
Между указанными лицами на основании постановления администрации от 25.09.2013 №3421 заключен договор от 26.09.2013№ 8320/13 аренды земельного участка, расположенного на территории Уссурийского городского округа (далее - договор № 8320/13), площадью 370000 кв. м, кадастровый номер 25:18:015701:688, местоположение установлено примерно в 4100 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, <...>, разрешенное использование: для организации и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, (из земель сельскохозяйственного назначения), пастбище. Категория земель земли сельскохозяйственного назначения. Срок аренды - с 26.09.2013 по 25.09.2062. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 26.09.2013 № 25-25-12/065/2013-190.
Между этими же сторонами на основании постановления администрации от 25.09.2013 № 3420, был заключен договор от 25.09.2013 № 8316/13 аренды земельного участка, расположенного на территории Уссурийского городского округа (далее - договор № 8316/13), площадью 265000 кв. м, кадастровый номер 25:18:015701:689, местоположение установлено примерно в 2080 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, <...>, разрешенное использование: для организации и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, (из земель сельскохозяйственного назначения), пастбище. Категория земель земли сельскохозяйственного назначения. Срок аренды - с 25.09.2013 по 24.09.2062. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 25.09.2013 № 25-25-12/065/2013-196.
Между этими же сторонами на основании постановления администрации от 06.09.2013 № 3242 был заключен договор от 19.09.2013№ 8304/13 аренды земельного участка, расположенного на территории Уссурийского городского округа (далее – договор № 8304/13), площадью 604 000 кв. м, кадастровый номер 25:18:015701:686, местоположение установлено примерно в 2470 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, <...>, разрешенное использование: для организации и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, (из земель сельскохозяйственного назначения), пастбище. Категория земель земли сельскохозяйственного назначения. Срок аренды - с 19.09.2013 по 18.09.2062. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 19.09.2013 № 25-25-12/065/2013-193.
Между этими же сторонами на основании постановления администрации от 07.10.2013 №3535 был заключен договор от 08.10.2013 № 8333/13 аренды земельного участка, расположенного на территории Уссурийского городского округа (далее - договор №8333/13), площадью 218 00 кв. м, кадастровый номер 25:18:015701:691, местоположение установлено примерно в 5180 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, <...>, разрешенное использование: для организации и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, (из земель сельскохозяйственного назначения), пастбище. Категория земель земли сельскохозяйственного назначения. Срок аренды участка с 08.10.2013 по 07.10.2062. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 08.10.2013 №25-25-12/065/2013-243.
Между этими же сторонами на основании постановления администрации от 25.09.2013 №3422 заключен договор от 25.09.2013 № 8317/13 аренды земельного участка, расположенного на территории Уссурийского городского округа (далее - договор № 8317/13), площадью 83000 кв. м, кадастровый номер 25:18:015701:693, местоположение установлено примерно в 4990 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, <...>, разрешенное использование: для организации и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, (из земель сельскохозяйственного назначения), пастбище. Категория земель земли сельскохозяйственного назначения. Срок аренды с 25.09.2013 по 24.09.2062. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 25.09.2013 №25-25-12/065/2013-195.
Между этими же сторонами на основании постановления администрации от 07.10.2013 № 3533 был заключен договор от 08.10.2013 №8334/13 аренды земельного участка, расположенного на территории Уссурийского городского округа (далее - договор № 8334/13), площадью 29000 кв. м, кадастровый номер 25:18:015701:684, местоположение установлено примерно в 4380 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, <...>, разрешенное использование: для организации и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, (из земель сельскохозяйственного назначения), пастбище. Категория земель земли сельскохозяйственного назначения. Срок аренды - с 08.10.2013 по 07.10.2062. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 08.10.2013 №25-25-12/065/2013-245.
Между этими же сторонами на основании постановления администрации от 07.10.2013 № 3534 был заключен договор от 08.10.2013 №8335/13 аренды земельного участка, расположенного на территории Уссурийского городского округа (далее - договор №8335/13), площадью 325000 кв. м, кадастровый номер 25:18:015701:690, местоположение установлено примерно в 5400 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, <...>, разрешенное использование: для организации и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, (из земель сельскохозяйственного назначения), пастбище. Категория земель земли сельскохозяйственного назначения. Срок аренды - с 08.10.2013 по 07.10.2062. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 08.10.2013 № 25-25-12/065/2013-213.
Между этими же сторонами на основании протокола о результатах аукциона от 01.06.2016 № 926 был заключен договор от 14.06.2016 №9465/16 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Уссурийского городского округа (далее - договор № 9465/16), площадью 690100,0 кв. м, кадастровый номер 25:18:015401:905, местоположение установлено примерно в 2400 м по направлению на север от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, <...>, разрешенное использование: для сздания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Срок аренды - с 14.06.2016 по 13.06.2065. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 14.06.2016 № 25-25/005-25/005/003/2016-9477/2.
18.08.2022 глава КФХ направил в администрацию заявления о предоставлении указанных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность без проведения торгов.
26.08.2022 управление письмами от 26.08.2022 № 2602/27/2690, 2602/27/2693, 2602/27/2697, 2602/27/2689, 2602/27/2694, 2602/27/2691, 2602/27/2695, 2602/27/2692, 2602/27/2696 отказало в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указав, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:18:015701:685, 25:18:015701:688, 25:18:015701:689, 25:18:015701:686, 25:18:015701:691, 25:18:015701:690, 25:18:015401:905 частично расположены в границах Уссурийского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Приморском крае, а земельные участки с кадастровыми номерами 25:18:015701:684 и 25:18:015701:693 полностью расположены в границах Уссурийского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Приморском крае.
Не согласившись с решениями администрации, полагая, что они не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который придя к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления спорных земельных участков в собственность заявителя и не нарушении отказами его прав, в удовлетворении требований отказал.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, принимая во внимание следующее.
В силу пункта 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Порядок и условия предоставления сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для осуществления сельскохозяйственного производства регламентируется ЗК РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон №101-ФЗ), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах (пункт 1 статьи 39.3 ЗК РФ, пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
Пунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; а также, если согласно пункту 14.1. данной статьи испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно подпункту 2 пункта 2 данной статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В силу подпункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ, определяющей случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей: земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6.1 ЛК РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Согласно части 1, пункту 2 части 2 и части 4 статья 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества создаются на землях лесного фонда. Обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1, пунктам 2 и 5 части 2 и части 10 статья 91 ЛК РФ систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах представляет собой государственный лесной реестр. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре.
В рассматриваемом случае судами установлено, что приказом Рослесхоза от 03.08.2018 № 644 «Об установлении границ Уссурийского лесничества в Приморском крае», на основании результатов работ, выполненных ФГБУ «Рослесинфорг» по государственному заданию от 03.02.2017 на 2017 год, установлены границы Уссурийского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Приморском крае.
В соответствии с выкопировкой из региональной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Приморского края (Обзорная схема) границы земельных участков с кадастровыми номерами: 25:18:015701:685, 25:18:015701:688, 25:18:015701:689, 25:18:015701:686, 25:18:015701:691, 25:18:015701:690, 25:18:015401:905 частично расположены в границах Уссурийского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Приморском крае, а земельные участки с кадастровыми номерами 25:18:015701:684 и 25:18:015701:693 полностью расположены в границах Уссурийского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Приморском крае. Целевое назначение земель лесного фонда указанных кварталов защитные леса. Категория защитности - леса, расположенные в зеленых зонах.
Совокупный анализ вышеприведенных положений Кодексов и Закона № 101-ФЗ по отношению к установленным фактическим обстоятельствам позволил судам прийти к верному выводу о том, что у управления, как и у администрации, в силу действующих положений законодательства отсутствуют полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, относящимися к лесному фонду, находящимися в федеральной собственности, и сведения о которых в установленном порядке внесены в государственный лесной реестр.
Следовательно, отсутствуют и полномочия по предоставлению спорных участков с учетом пунктов 6 статьи и пункта 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, в собственность, в том числе и посредством организации аукциона.
Таким образом и поскольку действий, нарушающих требования закона или иного правового акта и посягающие на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы Российской Федерации в отношении спорных земельных участков управлением и администрацией при таких обстоятельствах не допущено, то оспариваемые заявителем решения об отказе в их предоставлении в собственность этих объектов правомерно признаны судами законными, не нарушающими права главы КФХ и в удовлетворении требований отказано.
При этом судами верно отмечено, что спорные земельные участки не могли быть предоставлены в собственность заявителя до устранения несоответствия между данными ГЛР и ЕГРН в порядке, предусмотренном Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Вместе с этим суд округа отмечает, что иные выводы судов в данной ситуации избыточны, но на правильность разрешения спора по существу не повлияли, в связи с чем, основанием для отмены судебных актов являться не могут.
Дополнительно представленные в суд округа пояснения от заявителя озвучены представителем в суде округа, однако на выводы судов и кассационной инстанции о верно разрешенном судами споре на дату вынесения оспариваемых отказов управления, не влияют. Земельные участки на дату возникновения спорных отношений из ГЛР не исключены. Новые документы, представленные в электронном виде, которые не были предметом исследования в судах, вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, подлежат возврату заявителю в отсутствие у суда округа полномочий по исследованию и оценке доказательств.
Излишне уплаченная заявителем за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.05.2023, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023 по делу № А51-18155/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить Главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 2 850 руб., как излишне уплаченную по платёжному поручению от 21.09.2023 № 1600.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
Т.Н. Никитина