ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-503/2024 от 06.03.2024 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

13 марта 2024 года № Ф03-503/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Меркуловой Н.В., Черняк Л.М.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Первая добывающая компания»: ФИО1, представитель по доверенности от 18.08.2023 № 27АА 2139793;

от Министерства природных ресурсов Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности от 25.10.2022 № 08-9685;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Первая добывающая компания»

на решение от 30.08.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023

по делу № А73-6471/2023 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Первая добывающая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680013, <...> д 14, литер Д, оф. 34)

к Министерству природных ресурсов Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Первая добывающая компания» (далее – ООО «ПДК», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения в форме уведомления Министерства природных ресурсов Хабаровского края (далее – министерство) от 01.02.2023 № 03.2-783 «О возврате отчета» и об обязании провести государственную экспертизу.

Решением суда от 30.08.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, ООО «ПДК», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Приводит довод о том, что Административным регламентом предоставления министерством природных ресурсов Хабаровского края государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, утвержденного приказом министерства природных ресурсов Хабаровского края от 07.12.2020 № 25-п (далее – Административный регламент) не предусмотрена возможность оставления заявления о предоставлении государственной услуги без рассмотрения. Указывает, что в пункте 2.9.1 названного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, среди которых не содержится такое основание, как отсутствие у заявителя действующей лицензии на пользование недрами или направление доработанного отчета за пределами срока действия лицензии; необходимость наличия и представления действующей лицензии также не предусмотрена перечнем документов, указанных в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 данного регламента. Считает, что министерство, отказывая в проведении государственной экспертизы отчета, нарушает права и законные интересы ООО «ПДК», выраженные в невозможности зафиксировать (поставить на баланс) результаты работ, выполненных на основании выданной лицензии. По мнению общества, тот факт, что на момент подачи отчета у него отсутствовала действующая лицензия правового значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку отчет представлен ООО «ПДК» за тот период, когда общество являлось пользователем участка недр и отчет являлся результатом проведенных геологических работ в течение срока действия лицензии. Обращает внимание суда на невозможность продления срока действия лицензии ввиду исключения участков недр местного значения «Прибрежная площадь» в 2018 году из Перечня участков недр местного значения.

Министерство в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в судебном заседании против доводов кассационной жалобы возражают, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее,заслушав представителей общества и министерства, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «ПДК» 23.01.2023 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы отчета о результатах работ по геологическому изучению недр на строительный камень на участке недр местного значения «Прибрежная площадь» в Ульчском и Николаевском муниципальных районах с подсчетом запасов по категории С2 по состоянию на 31.11.2017 (далее – отчет).

Министерство уведомлением от 01.02.2023 № 03.2-783 возвратило отчет без рассмотрения, поскольку на дату подачи заявления ООО «ПДК» не являлось пользователем недр на участке недр местного значения «Прибрежная площадь».

Полагая, что названное уведомление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «ПДК», последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Признавая уведомление министерства законным и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что со дня истечения срока действия лицензии и внесения соответствующей записи в государственный реестр участков недр, прекратились все права и обязанности ООО «ПДК» как пользователя недр по лицензии, в том числе и право на обращение за государственной экспертизой отчета о результатах работ по геологическому изучению недр.

Вывод суда первой инстанции поддержан апелляционным судом.

При этом суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.

Статьей 10 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) установлено, что участок недр для геологического изучения предоставляется в пользование на определенный срок.

Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий (статья 11 Закона о недрах).

В соответствии со статьей 12 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в период действия лицензии заявителя) лицензия на пользование недрами должна содержать, в том числе, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия (часть 5 статьи 12 Закона о недрах).

Организация и проведение государственной экспертизы запасов в части участков недр местного значения в 2018 году осуществлялись на основании Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69 (далее – Положение о государственной экспертизе).

Согласно пункту 18 раздела IV Положения о государственной экспертизе для проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения заявитель направляет в адрес органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации предусмотренные пунктом 10 материалы и документы.

В отношении участков недр местного значения, расположенных на территории Хабаровского края, государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и подземных вод проводит Министерство в соответствии с подпунктом 3.1.2.18 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Положения о министерстве природных ресурсов края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.03.2019 № 106-пр.

Аналогичное полномочие было закреплено в предыдущем Положении о министерстве, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр.

Согласно пункту 4 раздела 1 Положения о государственной экспертизе, части 4 статьи 29 Закона о недрах государственная экспертиза может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственная услуга по экспертизе запасов на территории Хабаровского края предоставляется министерством в соответствии с Административным регламентом, подпунктом 1.2.1 пункта 1.2 которого установлено, что заявителями на предоставление государственной услуги по экспертизе запасов выступают лица, являющиеся в соответствии с законодательством о недрах пользователями недр на участках недр местного значения, а также государственные учреждения, находящиеся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа (в части проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр местного значения, за исключением участков недр, предоставленных в пользование).

В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр прекращаются со дня внесения записи о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.

При разрешении спора судами установлено, что ООО «ПДК» являлось пользователем недр по лицензии на пользование недрами УЛЧ 00481 ТП, зарегистрированной 04.04.2016, с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение недр на строительный камень для производства щебня на участке недр местного значения «Прибрежная площадь», со сроком окончания действия лицензии до 31.03.2018.

Основным условием пользования участком недр являлось, в том числе, составление отчета с подсчетом запасов и оценкой прогнозных ресурсов строительного камня для производства щебня и предоставление его на государственную экспертизу в министерство до 31.01.2018 и завершение всех работ по лицензии до 31.03.2018 (подпункт 4.1.1 пункта 4.1 раздела 4 соглашения об условиях пользования недрами в целях геологического изучения недр на строительный камень для производства щебня на участке недр местного значения Прибрежная площадь), являющегося Приложением № 1 к лицензии.

29.01.2018 ООО «ПДК» направило в министерство заявление о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых с приложением отчета.

Экспертная комиссия министерства, установив, что представленные материалы по подсчету запасов подготовлены с нарушением Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.05.2011 № 378, а также выявив ряд технических замечаний и небрежность при составлении отчета, пришла к выводу о том, что данные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества выявленных запасов строительного камня и требуют доработки, о чем составлено отрицательное заключение от 02.03.2018, которое направлено заявителю письмом 02.03.2018 № 12.3.50-5379.

31.05.2018 ООО «ПДК» повторно обратилось в министерство за предоставлением государственной услуги по проведению государственной экспертизы отчета и не смотря на истечения срока действия лицензии, отчет был рассмотрен, поскольку с даты подготовки отрицательного заключения (02.03.2018) до истечения срока действия лицензии (31.03.2018) у заявителя имелась возможность проведения дополнительных работ по геологическому изучению участка недр и доработки отчета.

Экспертная комиссия министерства, установив, что обществом не устранены замечания, указанные в ранее выданном отрицательном заключении, вынесла новое заключение по материалам отчета, утвержденного 09.07.2018, которое направлено заявителю письмом от 10.07.2018 № 12,3.50-17491.

23.01.2023 ООО «ПДК» спустя пять лет после прекращения права пользования участком недр местного значения «Прибрежная площадь» вновь направило в министерство заявление о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы отчета.

Министерством 01.02.2023 вынесено оспариваемое уведомление о возвращении отчета без рассмотрения.

Исходя из установленных обстоятельств, суды обеих инстанций, с учетом того, что срок действия лицензии истек 31.03.2018, о чем министерством 31.03.2018 внесена соответствующая запись в государственный реестр участков недр, а также, что ООО «ПДК», располагая информацией о прекращении срока действия лицензии и отрицательном заключении по отчету, за изменением условий лицензии или с заявлением о продлении срока ее действия в уполномоченный орган не обращалось, правомерно заключили об отсутствии у общества правовых оснований для обращения с заявлением о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы, в связи с чем пришли к правильному выводу о законности оспариваемого уведомления.

При этом, как верно отметили суды, ООО «ПДК» не подпадает под критерии заявителя на предоставление государственной услуги, установленные Административным регламентом, поскольку на момент обращения с заявлением (23.01.2023) не является лицом, которое в соответствии с законодательством о недрах является пользователем участка недр. В этой связи отклоняются доводы кассационной жалобы о том, что данным регламентом не предусмотрено основание как оставление заявления без рассмотрения, поскольку основания для рассмотрения поданного заявления или отказа в предоставлении государственной услуги у министерства отсутствовали.

Доводы общества о том, что в Административном регламенте в перечне документов, необходимых для проведения государственной экспертизы, не предусмотрена необходимость наличия у заявителя действующей лицензии, а также о том, что отсутствие действующей лицензии на участок недр не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку первоначально отчет представлен на государственную экспертизу в пределах срока, установленного лицензией, правомерно отклонены судом первой инстанции как основанные на неверном толковании норм права. При этом судом подробным образом аргументированы сделанные выводы.

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую суды двух инстанций дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104,284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.08.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023 по делу № А73-6471/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по чеку по операции от 19.01.2024.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.П. Филимонова

Судьи Н.В. Меркулова

Л.М. Черняк