ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-504/2009 от 24.02.2009 АС Дальневосточного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

27 февраля 2009 года № Ф03-504/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2009 года . Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2009 года .

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

  в составе:

Председательствующего:    С.Е.Лобаря

Судей:    И.А.Тарасова, С.Н.Новиковой

при участии

от истца:    представители не явились

от ответчика:    представители не явились

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на    решение от 26.11.2008

по делу №    А51-8592/2008

Арбитражного суда    Приморского края

Дело рассматривали:    в суде первой инстанции - судья Т.В.Нинюк

По иску    Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» в интересах филиала «Спасский» Теплового района «Хорольский»

к    Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края, администрации Хорольского муниципального района, Финансовому управлению администрации Хорольского муниципального района

о    взыскании 295 012 руб. 85 коп.

Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» в интересах филиала «Спасский» Теплового района «Хорольский» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края, администрации Хорольского муниципального района, Финансовому управлению администрации Хорольского муниципального района о взыскании 295 012 руб. 85 коп., составляющих расходы, связанные с предоставлением участковым уполномоченным милиции льгот по оплате коммунальных услуг на основании статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции".

Решением суда от 26.11.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность судебного акта проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Минфина РФ в лице УФК по Приморскому краю.

По мнению заявителя, исходя из ст.30 ФЗ «О милиции» на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению участковым уполномоченным милиции льгот только в виде бесплатного обеспечения жильем с отоплением и освещением.

Кроме того, считает, что судом необоснованно отнесены расходы по уплате госпошлины по иску на Министерство финансов РФ, как на самостоятельное юридическое лицо, не являющееся ответчиком по настоящему делу.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей в заседание не направили.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит жалобу несостоятельной.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец на основании Закона РФ "О милиции" в период с января 2006 года по апрель 2007 года за счет собственных средств предоставил льготы по оплате коммунальных услуг участковым милиционерам, проживающим в сельской местности.

В связи с тем, что связанные с предоставлением льгот расходы в сумме 295 012,85 руб. истцу не возмещены органами местного самоуправления и органами государственной власти, он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 30 Закона РФ "О милиции" участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.

При этом, обязывая органы местного самоуправления обеспечить предоставление льгот, законодатель не указывает источник их финансирования.

ФЗ "О местном самоуправлении в РФ", ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за невыполнение отдельных государственных полномочий в пределах переданных на осуществление этих полномочий средств.

В силу пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Между тем статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением участковым уполномоченным милиции, работающим в сельской местности и поселках городского типа, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Нормативно - правовых актов субъекта Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.

В связи с этим финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Доказательства того, что в 2006, 2007 годах денежные средства на указанные цели выделялись из Фонда софинансирования социальных расходов, в материалах дела отсутствуют.

Взыскание спорных расходов за счет казны Российской Федерации соответствует пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23, согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично - правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.

С учетом изложенного, арбитражный суд со ссылками на статьи 16, 1069, 1071 ГК РФ пришел к выводу о взыскании убытков в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, арбитражный суд не указал орган, выступающий от ее имени - Министерство финансов РФ и неправомерно отнес расходы по уплате государственной пошлины на Министерство финансов РФ, поскольку ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация.

В этой связи решение суда от 26.11.2008 в этой части подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение от 26.11.2008 по делу № А51-8592/2008 Арбитражного суда Приморского края изменить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу КГУП «Примтеплоэнерго» 295 012 руб. 85 коп. в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот участковым уполномоченным, проживающим в сельской местности, и 7 400 руб. 24 коп. госпошлины по иску.

В остальном решение оставить без изменения.

Председательствующий С.Е.Лобарь

Судьи И.А.Тарасов

С.Н.Новикова