АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
декабря 2020 года № Ф03-5069/2020
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен декабря 2020 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи С.Н. Новиковой
судей М.Ю. Бурловой-Ульяновой, С.И. Гребенщикова
при участии:
от управления муниципальной собственности г. Владивостока, администрации города Владивостока:
- ФИО1, представитель по доверенностям от 17.12.2019, 13.12.2019.
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Владсервисбыт»
на решение от 27.05.2020,постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020
по делу № А51-24223/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Владсервисбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 690087, <...>)
к управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 690091, <...>)
третьи лица: администрация города Владивостока (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 690090, <...>), министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 690110, <...>), акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 123112, <...>, эт. 7)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Владсервисбыт» (далее –ООО «Владсервисбыт») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения управления муниципальной собственности г. Владивостока (далее – УМС г. Владивостока), изложенного в ответе от 19.06.2019 № 6976СП, об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:8027 по адресу: <...> по договору аренды, в связи с нахождением на участке объекта электроснабжения - электрокабеля мощностью 6кВт и об обязании в месячный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:8027 по адресу <...>, направить три экземпляра подписанного проекта договора аренды в адрес общества.
Определением от 04.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация г. Владивостока, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее – АО «КРДВ»).
В ходе рассмотрения дела департамент земельных и имущественных отношений Приморского края на основании постановления администрации Приморского края от 20.08.2019 № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» переименован в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края.
Решением от 27.05.2020, оставленным без удовлетворения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО «Владсервисбыт» просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель ссылается на неверное применение генерального плана от 24.12.2019, поскольку оспариваемый отказ датирован 19.06.2019. Не согласен с выводом о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры (квартала) застроенного многоквартирными жилыми домами (территориальная зона – ж4). Полагает, что исходя из П33 Владивостокского городского округа земельный участок расположен в территориальной зоне – Т3 – зона объектов автомобильного транспорта; вплотную прилегает к зоне Т4 – зона улично-дорожной сети. Ссылается на отсутствие запрета по предоставлению резиденту свободного порта Владивосток сформированного земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу УМС г. Владивостока приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу министерство имущественных и земельных отношений Приморского края поддерживает ее доводы, просит требования ООО «Владсервисбыт» удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, представитель УМС г. Владивостока и администрации г. Владивостока поддержал свои возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, дав суду пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела, ООО «Владсервисбыт» является резидентом свободного порта Владивосток, деятельность которого регламентирована соглашением от 07.09.2018 № СПВ-877/18 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3, 1.4.3 соглашения № СПВ-877/18 резидент реализует инвестиционный проект «Строительство объекта придорожного сервиса, многоуровневой парковки и сети объектов бытового обслуживания» на территории Владивостокского городского округа, в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:50, подлежащего разделу путем выделения из него земельного участка ориентировочной площадью 700-900 кв.м, расположенного в районе ул. Окатовая, д.2.
По заявлению общества департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края принято распоряжение от 07.03.2019 № 347-вр, которым утверждена схема земельного участка площадью 757 кв.м, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:50, находящегося по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 33 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, в границах территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (Т3). Установлен вид разрешенного использования земельного участка – объекты придорожного сервиса.
Обществом сформирован земельный участок площадью 757 кв.м, которому присвоен кадастровый номер 25:28:030008:8027; участок имеет разрешенное использование - объекты придорожного сервиса.
25.04.2019 департамент направил в адрес общества проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:8027, указав, что в связи с передачей полномочий в администрацию г. Владивостока необходимо заключить договор в срок до 01.05.2019.
С 01.05.2019 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокского городского округа осуществляет УМС г. Владивостока в соответствии Законом Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» в редакции Закона Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ, постановлением администрации г. Владивостока от 25.04.2019 № 1667 «Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Письмом от 19.06.2019 № 6976СП администрация сообщила обществу об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:8027, необходимого для реализации инвестиционного проекта, поскольку в его границах расположен объект электросетевого хозяйства: сооружение – кабельная линия 6 кВ, имеющее кадастровый номер 25:28:000000:66970, а также со ссылкой на подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ информировала, что указанный земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры застроенного многоквартирными жилыми домами.
ООО «Владсервисбыт», полагая незаконным отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка, нарушающим права общества на реализацию инвестиционного проекта, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать администрацию г. Владивостока подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:8027 и направить его обществу для подписания.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При разрешении спора суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Как указано выше, соглашением от 07.09.2018 № СПВ-877/18 резиденту свободного порта Владивосток – ООО «Владсервисбыт» для реализации инвестиционного проекта «Строительство объекта придорожного сервиса, многоуровневой парковки и сети объектов бытового обслуживания» на территории Владивостокского городского округа следует оформить права на земельный участок площадью 700-900 кв.м, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:50.
Как указано выше, раздел земельного участка произведен на основании распоряжения от 07.03.2019 № 347-врдепартамента земельных и имущественных отношений Приморского края; образованному земельному участку присвоен кадастровый номер 25:28:030008:8027.
Частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. В частности, пунктом 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
Статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ закреплен порядок предоставления, в том числе в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка с указанием его кадастрового номера; основание предоставление земельного участка без проведения торгов; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок; цель использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов, в частности договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю (подпункт 3).
Статьей 39.16 ЗК РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В процессе рассмотрения настоящего спора судами установлено, что основанием для отказа обществу в предоставлении спорного земельного участка в аренду послужил факт его расположения в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, имеющей особые условия использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Указанные обстоятельства подтверждаются обзорной схемой расположения земельного участка, согласно которой по центру участка расположено сооружение с кадастровым номером 25:28:000000:66970 (сооружение энергетики, кабельная линия 6 кВ), что фактически не опровергнуто обществом.
Как верно констатировано судами, наличие такой зоны в силу положений части 2 статьи 104 ЗК РФ, пунктов 8, 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, исключает использование испрашиваемого земельного участка для строительства капитального объекта придорожного сервиса.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства и руководствуясь при этом названными нормами права, арбитражные суды пришли к единому выводу, с которым соглашается суд округа, о том, что исходя из испрашиваемой обществом цели получения в аренду спорного участка (строительство объектов придорожного сервиса, многоуровневой парковки и сети объектов бытового обслуживания) и существующих ограничений в их использовании планируемая обществом деятельность в границах этих участков, предполагающая размещение нежилых зданий, нахождение людей, движение транспортных средств и их стоянку, фактически повлечет нарушение правового режима охранной зоны объектов электросетевого хозяйства, что в свою очередь исключает возможность предоставления заявителю этого участка для указанных им целей.
Следует отметить, что действующее законодательство действительно носит только ограничивающий характер в отношении земельных участков, находящихся в зонах с особыми условиями использования, не запрещая при этом предоставление заинтересованным лицам расположенных в таких зонах земельных участков в аренду. Однако использование таких участков возможно только при соблюдении установленных законом ограничений. Между тем обществом не было представлено судам доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что все действующие требования и ограничения в использовании спорных участков им учтены и соблюдены, в частности на стадии планирования размещения в границах спорных участков объектов капитального строительства.
С учетом изложенного вывод судов обеих инстанций о невозможности строительства указанных обществом объектов придорожного сервиса на спорном участке, и как следствие изложенному, о законности в таком случае оспариваемого отказа управления, признается судом округа сделанным на основании полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств с правильным применением соответствующих норм материального права.
Помимо этого судами выявлены и иные обстоятельства, препятствующие предоставлению обществу спорного земельного участка для указанных им целей. В частности установлено расположение земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, что подтверждено сведениями схемы расположения земельного участка, фрагментом «Карты планировочной организации территории Владивостокского городского округа», содержащейся в материалах по обоснованию, входящих в состав Изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края, утвержденных постановлением администрации Приморского края от 12.02.2018 № 61-па (в редакции от 24.12.2019), а именно, что испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 757 кв.м, расположенный в кадастровом квартале 25:28:030008, входит в границы элемента планировочной структуры – квартала, ограниченного красными линиями дорог общего пользования по улицам Окатовой и Терешковой, застроенного многоквартирными жилыми домами, в составе элемента планировочной структуры – планировочного микрорайона 01:09.
В границах элемента планировочной структуры - квартала, в которые попадает испрашиваемый земельный участок, располагаются многоэтажные, многоквартирные жилые дома по адресам: ул. Окатовая 2, 21,4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20; ул. Терешковой 1, 3, За, 5, 7, 9, 13, 17, 15, 19, 21, 23, 27; ул. Запорожская 2, 4, 6.
Следовательно, испрашиваемый земельный участок фактически находится в границах элемента планировочной структуры (жилого квартала).
Судами принято во внимание, что спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером 25:28:030008:50, расположенного в жилом квартале через процедуру утверждения схемы выделяемого земельного участка, т.е. находится в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (жилого квартала), для которой в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Поэтому отсутствие утвержденного проекта межевания территории в силу прямого указания закона свидетельствует о нарушении порядка образования испрашиваемого земельного участка.
В этой связи, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь главой 24 АПК РФ, пунктом 1 статьи 11.2, пунктом 7 статьи 11.4, статьями 11.2, 11.3, 11.9 ЗК РФ, статьями 41 - 46 ГрК РФ, суды пришли к выводу, что отказ управления в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 25:28:030008:8027 по указанным мотивам не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и охраняемые интересы общества.
Доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судом.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Кассационная инстанция считает, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.05.2020,постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020по делу № А51-24223/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Н. Новикова
Судьи М.Ю. Бурлова-Ульянова
С.И. Гребенщиков