ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5093/18 от 04.12.2018 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

декабря 2018 года                                                                    № Ф03-5093/2018

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен декабря 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой

Судей: В.А. Гребенщиковой, О.В. Цирулик

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Восточный союз Пилигрим»:

- Азарнина И.В., представитель по доверенности от 02.11.2017;

- Азарнин С.А., представитель по доверенности от 02.11.2017.

от управления лесами Правительства Хабаровского края:

 - Пестова А.В., представитель по доверенности от 09.01.2018 № 09/02.

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления лесами Правительства Хабаровского края

на решение от 04.06.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018

по делу №   А73-3961/2018 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ж.Г. Шестак,                       в суде апелляционной инстанции судьи:  Е.Г. Харьковская,                              Е.В. Вертопрахова,  А.П. Тищенко.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восточный союз Пилигрим» (ОГРН 1172724014264, ИНН 2722092413, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, Уссурийский бульвар, д. 15, пом. i, оф. 3)

куправлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053, место нахождения: 680020, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5)

о признании незаконным решения об отказе в принятии лесных деклараций

Общество с ограниченной ответственностью «Восточный союз Пилигрим» (далее – ООО «Восточный союз Пилигрим») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения управления лесами правительства Хабаровского края (далее - управление) об отказе в принятии лесных деклараций от 19.12.2017 №№ 17, 18, 19, 21, 23, 31, 36, 40, 42, 43, 45, 46, 47, 50, 51 по договору аренды лесного участка № 1030/2012 от 16.03.2012, изложенного в письме от 26.12.2017               № 02-19/17236, об обязании управления принять лесные декларации общества от 19.12.2017.

Решением от 04.06.2018, оставленным без изменения в обжалуемой части постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, пояснениях к ней, управление лесами Правительства Хабаровского края просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части удовлетворения требований в отношении деклараций за №№ 36, 40, 42, 43, 45 как необоснованные. Полагает, что в этой части следует отказать в удовлетворении требований. Заявитель, ссылаясь на пункты 3,7 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, указывает, что лесовозные усы, несмотря на то, что имеют временное назначение, относятся к объектам лесной инфраструктуры, поэтому должны быть отражены в проекте освоения лесов. Настаивает, что лесовозный ус является устоявшимся отраслевым названием лесного проезда, неразрывно связанного с лесной дорогой, то есть частично лесной дорожной сети.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Восточный союз Пилигрим» приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В судебном заседании представители управления лесами Правительства Хабаровского края и ООО «Восточный союз Пилигрим» поддержали позиции, приведенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав соответствующие пояснения.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.  

Как следует из материалов дела, 16.03.2012 между правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО «Лесная корпорация «РОД» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 1030/2012 (далее - договор аренды), по которому арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью 108 096,0 га, являющийся частью лесного участка площадью 1 063 573,0 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Кур-Урмийское лесничество, участкового лесничества:  Талаканское, кварталы: 121, 141-150, 155-159, 167-177, 191-200, 207-210, 217-239, 243-254, 258-803; Урминское, кварталы: 1-302, 3-4-450; Куканскре, кварталы: 1-417; Инское, кварталы: 1-226; предоставляемый по договору лесной участок имеет местоположение: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Кур-Урмийское лесничество, кварталы: 757-759, 770, 772-787, 790-796, 798-803 Талаканского участкового лесничества; кварталы: 80-84, 111-119, 132-135, 145-147, 160-164, 190-193,204-207,221, 222, 238, 239, 270, 271, 273, 283-288, 305-309, 326-329, 348-350, 375 Урмийского участкового лесничества; кварталы: 61, 62, 71, 72, 82-84, 93-95, 108-119, 127-136, 143-151, 159-169, 174-179, 189-197, 207-212, 224-229 Куканского участкового лесничества.

Лесной участок предоставлен для использования в объемах согласно приложению № 3 «Объемы использования лесов для заготовки древесины на лесном участке» и приложению № 4 «Виды и объемы использования лесов на лесном участке» к договору, на срок – 25 лет.

Актом от 04.04.2012 оформлена передача лесного участка; договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.

В связи с реорганизацией ООО «Лесная корпорация «РОД» в форме слияния права и обязанности по договору перешли к ООО «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД», в свою очередь, после реорганизации последней в форме выделения права и обязанности по договору перешли к ООО «Восточный союз Пилигрим».

20.12.2017 общество представило в Управление лесами правительства Хабаровского края лесные декларации от 19.12.2017 за №№ 13-53.

Письмом от 26.12.2017 № 02-19/17236 управление отказало в принятии деклараций за №№ 13-53, возвратив их обществу. По каждой декларации управление привело мотивы в невозможности их принятия.

Общество, полагая отказ в принятии деклараций за №№ 17, 18, 19, 21, 23, 31, 36, 40, 42, 43, 45, 46, 47, 50, 51 незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать управление принять спорные декларации.

Судами правомерно квалифицированы спорные правоотношения как регулируемые нормами лесного законодательства, условиями договора аренды лесного участка от 16.03.2012 № 1030/2012.

Установлено, что арендуемый обществом лесной участок относится к эксплуатационным лесам; договором аренды лесного участка № 1030/2012 установлен ежегодный объем заготовки древесины в размере 106 000  куб.м, в том числе хвойных пород – 63 000 куб.м.

Аналогичный объем заготовки древесины определен проектом освоения лесов вышеназванного лесного участка, прошедшим государственную экспертизу и утвержденным приказом Управления лесами правительства Хабаровского края от 30.06.2014 № 533П02.12.2011 № 541П, от 08.08.2017           № 675П.

В рассматриваемом случае подача деклараций связана с планируемой обществом заготовкой древесины по конкретным лесосекам в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов, определенных проектом освоения лесов.

Статьей 23 ЛК РФ определено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. При этом использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и на основании лесной декларации, которая ежегодно подается в уполномоченный орган по установленной форме (статья 26 Лесного кодекса РФ).

Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 утверждены формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме, исходя из которого, в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

В порядке кассационного обжалования спорными являются декларации за №№ 36, 40, 42, 43, 45.

Названными декларациями предусмотрена сплошная рубка в хвойном хозяйстве для строительства лесовозных усов. К декларациям приложена общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов, схемы размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, в которых приведены номера лесосек, координаты предполагаемых для строительства лесовозных усов, их площадь.

Управление, отказывая в принятии этих деклараций, указало на несоответствие их проекту освоения лесов, а именно в проекте отсутствуют декларируемая обществом сплошная рубка леса под обустройство лесовозных усов.

То, что в проекте освоения лесов отсутствуют сведения о лесовозных усах, отраженных в спорных декларациях, сторонами не опровергается.

В данном случае спорным является вопрос о возможности строительства лесовозных усов в отсутствие сведений о них в проекте освоения лесов.

При разрешении спора суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, признал, что проектирование лесовозных узлов, обустройство которых осуществляется в соответствии со СНиП - 2.05.07-91* «Промышленный транспорт», а также отражение их в проекте освоения лесов при отсутствии сведений о месте расположения лесосек (их координат и др., сведений о лесосеках) невозможно. Более того  проект освоения лесов не требует обозначения лесосеки (пункт 12 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69). Суд со ссылкой на  пункты 17, 18, 26 Правил № 474 указал, что отвод лесосек в натуре осуществляется на стадии подачи лесной декларации. Суд учел, что  задекларированный объем заготовки древесины на лесовозных усах включен в общий годовой объем заготовки по договору аренды, который не превышен, соотношение по видам хозяйств не нарушено.

Как указано выше, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и на основании лесной декларации (пункт 4 статьи 29 ЛК РФ).

Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (зарегистрированы в Минюсте России 29.12.2016 № 45041) утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках.

С принятием названных Правил № 474 признан утратившим силу  приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011 г.           № 337 «Об утверждении правил заготовки древесины» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2011 г. № 22883), далее Правила заготовки древесины № 337.

Согласно пункту 4 Правил № 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с названными Правилами, лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларации.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 № 24075) утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки. При этом проект освоения лесов, его общая часть, включает раздел «Создание лесной инфраструктуры», в который входят сведения характеристик существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры (Приложение № 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры (Приложение № 9) ( пункты 3, 7 раздела II Приказа № 69). К приказу № 69 имеются Приложения, в том числе № 8 «Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке» и № 9 «Проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры».

В соответствии со статьей 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (пункт 1). При этом перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов – уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012            № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов (далее - Перечень № 1283-р), предусматривающий различные объекты лесной инфраструктуры в зависимости от вида леса.

В частности, к объектам лесной инфраструктуры для использования лесов в эксплуатационных лесах относятся лесная дорога, лесной проезд, квартальная просека.

Таким образом, создание лесной инфраструктуры, включающей сведения характеристик существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры, должно отражаться в проекте освоения лесов.

В данном случае в спорных декларациях отражено о сплошной рубке для строительства лесовозных усов.

Вышеназванный Перечень объектов лесной инфраструктуры не содержит сведений о лесовозных усах.

Вместе с тем, соответствующее понятие (лесовозный ус) приведено в ГОСТ 17461-84 «Технология лесозаготовительной промышленности. Термины и понятия»: лесовозный ус – временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкающий к ветке или магистрали лесовозной дороги и предназначенный для освоения отдельных лесосек.

Следовательно, лесовозный ус предназначен для освоения отдельных лесосек (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) (пункт 2 статьи 16 ЛК РФ).

Судами правомерно отмечено, что проект освоения лесов сведений о лесосеках не содержит.

Отвод и таксация лесосек осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 17-31  Правил заготовки древесины № 474 на стадии подачи лесной декларации, т.е. на момент разработки проекта освоения лесов отсутствуют сведения о лесосеках и, как следствие, на этой стадии невозможно определить местоположение временного лесовозного пути.

Из представленных в дело спорных лесных деклараций следует, что строительство лесовозных усов связано с непосредственным освоением конкретной лесосеки, координаты которой приведены в лесной декларации.

Доказательств иного, а именно необходимости на стадии разработки проекта освоения лесов предусмотреть временные лесовозные пути для освоения декларируемой лесосеки управление лесами не представило. Как и с учетом приведенного законодательства, а также требований статьи 65 АПК РФ, управление не обосновало возможность включения таких лесовозных усов в перечень объектов лесной инфраструктуры.

В этой связи суды правомерно признали незаконными оспариваемые отказы в принятии деклараций за №№ 36, 40, 42, 43, 45, как не соответствующие требованиям вышеприведенного законодательства, нарушающие права общества на освоение конкретной лесосеки. При этом суд, руководствуясь правилами части 4 статьи 201 АПК РФ, обоснованно обязал управление лесами принять, в том числе вышеназванные лесные декларации.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе,  не опровергают выводы судебных инстанций, являлись предметом исследования, получили надлежащую оценку, поэтому судом округа не принимаются.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловными основаниями для отмены принятых решения, постановления, судом не допущено.

В силу изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.06.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018по делу №  А73-3961/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           С.Н. Новикова                    

Судьи                                                                                    В.А. Гребенщикова         

                                                                                         О.В. Цирулик