ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5107/17 от 10.01.2018 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

15 января 2018 года № Ф03-5107/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 января 2018 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Михайловой А.И.

Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.

при участии:

при участии:

от администрации города Хабаровска: Безлепкина С.В., представитель по доверенности от 23.10.2017 № 1.1.29-307;

от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: Левина Е.А., представитель по доверенности от 21.04.2017 № 11юр/463135.1-08;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска

на решение от 28.08.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017

по делу № А73-9536/2017

Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Маскаева А.Ю.; в суде апелляционной инстанции судьи: Балинская И.И., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.

по заявлению администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66)

кМежрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области(ОГРН 1092721008005, ИНН 2721172546, место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65)

опризнании недействительным распоряжения

Администрация города Хабаровска (далее – администрация, муниципальное образование) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее – МТУ Росимущества, управление) от 10.04.2017 № 68 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск».

Решением суда от 28.08.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017, в удовлетворении требований отказано.

Администрация в кассационной жалобе, поддержанной ее представителем в судебном заседании суда кассационной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.

Администрация указывает, что не выражала согласия на принятие в муниципальную собственность федерального имущества, находящегося в аварийном состоянии (квартира в деревянном неблагоустроенном доме 1906 года постройки, с износом по состоянию на 1993 год – 60%). Указывает, что при принятии оспариваемого распоряжения отсутствовали все документы, поименованные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006№ 374, которым определен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную (поступило только распоряжение и передаточный акт).

МТУ Росимущества в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании суда округа указывают, что спорная квартира в силу норм законодательства относится к специальному виду имущества, подлежащему передаче органам местного самоуправления на соответствующей территории. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной в муниципальную собственности, представляется в само управление, а не администрацию. Просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав мнения участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.04.2017 МТУ Росимущества издано распоряжение № 68 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск».

Пунктом 1 указанного распоряжения утвержден перечень имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск».

В соответствии с перечнем, утвержденным вышеназванным распоряжением, в муниципальную собственность подлежит передаче квартира № 1 в доме № 55 по ул. Невельского в г. Хабаровске (реестровый номер П13290007177, кадастровый номер 27:23:0011143:68, площадью 39,6 кв.м.).

Распоряжение от 10.04.2017 № 68 и акт приема-передачи направлены в администрацию.

Письмом от 11.05.2017 № 06-08/4531 администрация возвратила акт приема-передачи без подписания, мотивировав такое решение нецелесообразностью принятия в муниципальную собственность данного имущества, в связи с чем, акт приема-передачи был подписан управлением в одностороннем порядке и утвержден заместителем руководителя Росимущества 10.05.2017.

Посчитав распоряжение незаконным, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что оспариваемое распоряжение не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы муниципального образования, так как переданное по ненормативному акту имущество является квартирой, относится к жилому фонд и находится на территории муниципального образования городского округа «Город Хабаровск», следовательно, должно находиться в муниципальной собственности. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции верными ввиду следующего.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры подлежали передаче в муниципальную собственность.

Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу указанного порядка находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В целях реализации порядка передачи имущества федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, принимается решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».

Вышеуказанное решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.

Содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа в силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Судами по материалам дела установлено, что распоряжением от 10.04.2017 № 68 в собственность муниципального образования «Городской округ Город Хабаровск» безвозмездно передано помещение площадью 39,6 кв.м.

По представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости судами подтверждено жилое назначение помещения (инвентарный номер 5414).

Судами, исходя из статуса спорной квартиры и норм действующего законодательства, сделан верный вывод о том, что спорная квартира относится к специальному виду имущества, подлежащему передаче муниципальному образованию на соответствующей территории.

Довод заявителя жалобы об отсутствии предварительного согласия на прием спорной квартиры в муниципальную собственности являлся предметом исследования судов и правомерно отклонен, поскольку такого согласия не требуется ввиду обязательности передачи данного имущества и приему его муниципальным образованием в силу федерального законодательства.

Довод администрации о непоступлении в ее адрес всех документов, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, которым определен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственности, подлежит отклонению.

Из вышеуказанного Постановления Правительства РФ следует, что перечень документов, на который ссылается администрация представляется в орган, уполномоченный на принятие решения о передаче имущества, а по настоящему делу – в МТУ Росимущества. Данный комплект документов необходим для принятия управлением решения о передаче имущества в муниципальную собственность.

Довод заявителя жалобы об аварийном состоянии передаваемого имущества правомерно отклонен судами, поскольку спорное имущество используется для проживания граждан в соответствии с его назначением, что подтверждается материалами дела.

Таким образом, суды, учитывая, что спорная квартира подлежит передаче муниципальному образованию, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании администрацией норм законодательства, не опровергают выводы судов, положенные в основу принятых судебных актов и сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу прямого указания статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов по безусловным основаниям, судом округа не установлено.

Учитывая изложенное, кассационная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.08.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017по делу № А73-9536/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.И. Михайлова

Судьи С.Ю. Лесненко

И.В. Ширяев