ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5113/18 от 04.12.2018 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

декабря 2018 года                                                                 № Ф03-5113/2018

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен декабря 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Головниной Е.Н.

Судей: Кушнаревой И.Ф., Никитина Е.О.

при участии:

от ответчика: ФИО1 – представителя по доверенности от 01.04.2018,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации(ОРГН 1187746579690, ИНН <***>, место нахождения: 125009, <...>)

на решение Арбитражного суда Камчатского края от 01.06.2018 (судья Решетько В.И.), постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018 (судьи Синицына С.М., Глебов Д.А., Култышев С.Б.)

по делу №  А24-1613/2018

по иску Федерального агентства научных организаций                                     (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 119334,                        <...>)

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Сосновское» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 684033, <...>)

о взыскании 6 667 738, 70 руб.

Федеральное агентство научных организаций (далее – ФАНО России, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Сосновское» (далее – ФГУП «Сосновское», ответчик) о взыскании в доход федерального бюджета задолженности по перечислению части прибыли за 2016 год в размере 6 667 738, 70 руб.

Решением от 01.06.2018, оставленным в силе постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее – ФИО2 России, заявитель) просит заменить ФАНО России на его право правопреемника –  ФИО2 России, а также отменить решение от 01.06.2018 и постановление от 13.09.2018, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Ходатайство о процессуальном правопреемстве аргументировано принятием Президентом Российской Федерации Указа от 15.05.2018 № 215, которым ФАНО России упразднено, а его функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы ФИО2 России, в связи с чем полномочия учредителя и собственника имущества организаций, ранее подведомственных  ФАНО России, с 27.06.2018 принадлежат ФИО2 России. В обоснование заявленных требований по существу кассационной жалобы, заявитель, ссылаясь на положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статей 41, 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 02.03.2010 № 15187/09, указывает, что при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, средства, перечисленные подведомственному предприятию из бюджета в виде субсидии на реализацию целевых программ, не исключаются из суммы чистой прибыли, в связи с чем полученные предприятием бюджетные средства подлежат учету в составе доходов предприятия и, соответственно, подлежат учету при перечислении части прибыли предприятия в федеральный бюджет.

В отзыве на кассационную жалобу ФГУП «Сосновское» представило возражения в отношении отраженных в ней доводов, указав, что при определении прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, из суммы чистой прибыли необходимо исключать денежные средства, полученные унитарным предприятием из федерального и регионального бюджета  на реализацию целевых программ.

Также в суд округа 25.11.2018 от ФИО2 России поступили дополнительные пояснения по ходатайству о процессуальном правопреемстве, а также ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ФГУП «Сосновское» высказался согласно представленному отзыву в поддержку обжалуемых судебных актов, которые просил оставить в силе; не возражал против удовлетворения ходатайства о правопреемстве. Минобрнауки России, извещенное о дате и времени судебного заседания явку своего представителя не обеспечило.

Рассмотрев в первоочередном порядке ходатайство о процессуальном правопреемстве, суд округа считает его подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

С учетом того, что Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 ФАНО России упразднено, а его функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы ФИО2 России (подпункт «б» пункта 4), кассационный суд считает необходимым удовлетворить вышеназванное ходатайство и произвести замену ФАНО России на Минобрнауки России.

Проверив законность решения от 01.06.2018 и постановления от 13.09.2018, с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее и выступления участника процесса, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.

Как установлено судебными инстанциями по материалам дела, ФГУП «Сосновское» является правопреемником Опытно-производственного хозяйства «Сосновское» Елизовского района Камчатской области, организованного в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 11.05.1972 № 329.

На основании Федерального закона от 27.09.2013 №253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №2591-р ФГУП «Сосновское» передано в ведение ФАНО России.

В подпункте «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» указано, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют в отношении подведомственных предприятий принятие решений, предусматривающих перечисление в федеральный бюджет 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за календарный год, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации

В этой связи приказом ФАНО России от 28.04.2017 № 286 на ФГУП «Сосновское» возложена обязанность в срок до 15.06.2017 перечислить в доход федерального бюджета не менее 25% прибыли за 2016 год, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2016 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2017 год, в размере, указанном в реестре – 8 267 738, 70 руб.

Указав, что ФГУП «Сосновское» в период с августа по октябрь 2017 года перечислило в федеральный бюджет только 1 600 000 руб. за 2016 год, оставшаяся часть прибыли за 2016 год в размере 6 667 738,70 руб. в федеральный бюджет не перечислена,  ФАНО России обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, с чем согласился суд апелляционной инстанции, правомерно исходил из следующего.

Исходя из положений части 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий» (далее - Правила), устанавливают, что часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.

При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.

К числу доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, согласно статье 42  БК РФ относится часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Пунктами 1 и 2 Правил предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.

Судами по материалам дела установлено, что согласно отчету о финансовых результатах за 12 месяцев 2016 года размер чистой прибыли ФГУП «Сосновское» составил 16 535 477, 40 руб. Вместе с тем в 2016 году при себестоимости продукции 75 183 тыс. руб. выручка предприятия за 12 месяцев 2016 года составила 67 811 тыс. руб., что свидетельствует о наличии у предприятия убытка от продаж в сумме 7 372 тыс. руб. Кроме того чистая прибыль, которая включена в строку 2400 отчета о финансовых результатах за 12 месяцев 2016 года, образовалась за счет субсидий, полученных из федерального бюджета в размере 2 316 тыс. руб. и бюджета Камчатского края – 15 303 тыс. руб., что подтверждается отчетом о субсидиях ФГУП «Сосновское» за 2016 год.

В этой связи суды пришли к выводу о том, что фактически чистая прибыль ФГУП «Сосновское» в 2016 году сложилась за счет бюджетных средств, поступивших во исполнение целевой программы. При этом, вопреки мнению подателя кассационной жалобы, суды обоснованно заключили, что при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, ФАНО России обязано было исключить из суммы чистой прибыли указанные денежные средства, полученные предприятием из федерального бюджета и бюджета Камчатского края.

Предоставление субсидий (бюджетных средств) сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации - это поддержка государства в области развития сельского хозяйства, что предусмотрено в качестве одного из основных принципов государственной аграрной политики в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

По смыслу абзаца первого пункта 6 вышеназванных Правил при определении размера чистой прибыли, 25% которой подлежит перечислению в доход федерального бюджета, средства, перечисленные предприятию из бюджетов всех уровней на реализацию целевых программ, не могут быть приняты во внимание.

Данный вывод корреспондирует с положением статьи 38 БК РФ, в которой закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, а также пункта 14 части 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

Предоставляемые субсидии носят адресный и целевой характер в соответствии со статьями 38, 78 БК РФ, направлены на увеличение производства сельскохозяйственной продукции и являются формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.

При этом в соответствии со статьей 306.4 БК РФ и статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях получатели субсидий несут ответственность за нецелевое использование средств бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечисление части полученных средств субсидии в бюджет собственника получателя субсидии, а не направление их на снижение затрат на производство сельскохозяйственной продукции, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, является нарушением целевого характера использования средств. И совершение соответствующих действий должно рассматриваться как бюджетное нарушение, влекущее за собой возврат средств субсидии в бюджет и привлечение виновных к ответственности в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 69 БК РФ субсидии юридическим лицам относятся к бюджетным ассигнованиям, то есть денежным средствам, предусмотренным для исполнения бюджетных обязательств.

Объектом налогообложения, согласно пункту 1 статьи 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой исходя из положений статьи 249, 250 НК РФ понимается доход, полученный от реализации товаров и внереализационные доходы (бюджетное финансирование к внереализационным доходам согласно статье 250 НК РФ не относится). Бюджетные субсидии, предоставляемые для поддержки сельхозтоваропроизводителя, не получены в результате хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, перечисленные в адрес ФГУП «Сосновское» из федерального бюджета и бюджета Камчатского края субсидии в целях поддержания и развития деятельности ответчика  нельзя принять прибылью в том смысле, который вкладывается истцом при предъявлении требования о взыскании части прибыли с ответчика. При этом позиция истца о направлении части полученных субсидий на уплату собственнику в виде соответствующих процентов приведет к недостижению цели изначального их выделения, что противоречит установленному статьей 38 БК РФ принципу адресности и целевого характера бюджетного финансирования, в связи с чем при определении размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, истец обязан исключить из суммы чистой прибыли денежные средства, полученные ответчиком из федерального и регионального бюджетов в качестве субсидий.

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 № 304-ЭС16-6008, от 18.07.2016 № 303-ЭС16-7270, от 29.09.2016 № 304-ЭС16-12172.

Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании заявителем норм права, не опровергают выводы судов, положенные в основу принятых судебных актов и сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу прямого указания статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах обжалуемые определение и постановление судов отмене, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 48, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

в порядке процессуального правопреемства заменить истца по настоящему делу - Федеральное агентство научных организаций на   Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.                                    

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 01.06.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018по делу № А24-1613/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            Е.Н. Головнина                    

Судьи                                                                                    И.Ф. Кушнарева         

                                                                                         Е.О. Никитин