ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5117/2021 от 12.10.2021 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

октября 2021 года                                                                  № Ф03-5117/2021

           Резолютивная часть постановления объявлена октября 2021 года .

           Полный текст постановления изготовлен октября 2021 года .

           Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего Захаренко Е.Н. 

судей Падина Э.Э., Яшкиной Е.К.

при участии:

от ответчиков: Гержан В.А. по доверенности Министерства обороны Российской Федерации  от 02.12.2020 № 207/4/349д, Заверяева А.Н. по доверенности федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от 06.07.2021 № 58,

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации

на решение от 23.04.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021

по делу № А73-176/2020 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»             

к федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации

третьи лица: администрация муниципального образования «Ильинское сельское поселение» Ханкайского муниципального района Приморского края, Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации    

овзыскании 41 407 руб. 35 коп.

УСТАНОВИЛ:

      Публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (ОГРН – 1072721001660; далее – ПАО «ДЭК», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),  к федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН – 1072723005079; далее – ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России, учреждение) о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, поставленной с 01.11.2016 по 30.11.2018 на общедомовые нужды МКД с. Троицкое, ДОС 204, 205, в которых имеются незаселенные жилые помещения, в размере 24 402 руб. 66 коп. и  пени за период  с  26.03.2019 по 31.03.2020  в сумму  2 694 руб. 62 коп.

      По ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны.

      Определением от 10.08.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечены: муниципальное образование «Ильинское сельское поселение» Ханкайского муниципального района Приморского края в лице администрации Ильинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края, Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

      Решением от 23.04.202, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021, иск удовлетворен частично:  с ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России, а при недостаточности денежных средств  с Российской Федерации в лице Министерства обороны за счет средств казны Российской Федерации, в пользу ПАО «ДЭК» взыскан основной долг 6 947 руб. 48 коп. и  пени  767 руб. 17 коп.;  в удовлетворении остальной части требований отказано.

      В кассационных жалобах ответчики просят Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить и принять новое постановление об отказе в иске.

      ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России в кассационной жалобе указало, что не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку жилые помещения в собственности учреждения не находятся, а доказательств регистрации права оперативного управления не имеется. Помещения на основании Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19.03.2013 № 159 переданы в муниципальную собственность Ильинского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края.  Содержание жилых помещений не относится к основным видам деятельности учреждения, лимиты бюджетных средств на указанные цели не выделяются. Исходя из представленной ФГКУ «Востокрегионжилье» информации,  в ДОС 205 квартиры №№ 9, 18, 70, 74 имеют статус служебного жилых помещений, при этом квартира № 74 заселена Дураковым С.Г. на основании  договора  найма  служебного жилого помещения от 07.12.2007 № 39;  в ДОС 204 соответствующий статус имеют квартиры №№ 56, 71, но они были  заселены (в  квартире  № 56  проживает  Павликов А.В. на основании  ордера от  13.03.2003 № 38;  в  квартире № 71  - Григорьев О.В. на основании ордера  от 07.12.2004 № 19).   Также кассатор оспаривает правильность расчета задолженности, ссылаясь на непредоставление истцом доказательств, подтверждающих сведения по снятию показаний приборов учета в МКД. Считает, что оснований для взыскания  пени не имеется, ввиду невыставления абоненту счетов на оплату.

      Министерство обороны России в своей жалобе также обращает внимание на необоснованность расчета задолженности указывая, что расход электроэнергии по ОДПУ не подтверждается показаниями сетевой организации. Со ссылкой на невыставление платежных документов и положения статей 405, 406 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) указывает на необоснованность удовлетворения требования о взыскании пени за просрочку оплаты электроэнергии. Считает неправомерной ссылку судов на наличие у абонента возможности по получению информации о размере платы.

      ПАО «ДЭК» в отзыве указало на  несостоятельность доводов ответчиков, просило оставить судебные  акты  без изменения.

      В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы кассационных жалоб.

      Остальные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Дальневосточного округа, явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

      Поскольку заявителем кассационной жалобы судебные акты обжалуются только в части взыскания в пользу истца задолженности и пени, образовавшихся в связи с неоплатой электроэнергии по шести квартирам, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность обжалуемых решения и постановления в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 286 АПК РФ.

      Как установлено судами и следует из материалов дела, с ноября 2016 года по ноябрь 2018 года ПАО «ДЭК» (ресурсоснабжающая организация) осуществляло поставку электрической энергии в многоквартирные жилые дома по адресам с. Троицкое, ДОС 179, 204, ДОС 205, а их население принимало коммунальную услугу.

      В спорном периоде в отношении домов с. Троицкое, ДОС 179, ДОС 204, ДОС 205 способ управления не выбран.

      Расценив, что на стороне собственника жилья образовалась задолженность 24 402 руб. 66 коп., складывающаяся из  стоимости электроэнергии на общедомовые нужды по незаселенным квартирам в жилых домах с. Троицкое за период с ноября 2016 года по ноябрь 2018 года, а именно по адресам: ДОС 179 кв. 24, ДОС 204 кв. 42, 46, 56, ДОС 205 кв. 1, 2, 3, 6, 9, 10, 15, 17, 18, 28, 32, 46, 48, 49, 54, 59, 60, 70, 74, ПАО «ДЭК» также начислило пени за период с 26.03.2019 по 31.03.2019, обратившись в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании долга и пени  с Российской Федерации в лице Минобороны России и с ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России как с лица, у которого помещения находятся  в оперативном  управлении.

      Удовлетворяя иск частично, суды обеих инстанций признали ответчика правообладателем квартир № 46, 56, расположенных в ДОС 204, № 9, 18, 70, 74, расположенных в ДОС 205, незаселенных в исковой период, установили факт поставки электроэнергии на 6 947 руб. 48 коп. в отсутствие оплаты со стороны учреждения, в связи с чем удовлетворили иск как в части основного долга, так и неустойки 767 руб. 17 коп., пересчитав ее исходя из размера взыскиваемой задолженности.

      Признавая учреждение обязанным лицом по оплате электроэнергии на общедомовые нужды, суды обеих инстанций обоснованно руководствовались следующим.

      Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

      Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

      На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

      В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

      В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

      В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

      Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

      В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

      На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

      Согласно статьям 153, 158 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

      Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункты 1, 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

      До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).

      Жилищное законодательство устанавливает обязанность собственников вносить оплату исполнителю коммунальных услуг.

      Из пункта 17 (б) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) следует, что ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15  настоящих Правил.

      ПАО «ДЭК» в отношении спорных многоквартирных жилых домов, в которых управляющая организация или иной способ управления в установленном порядке не определены, является исполнителем соответствующей коммунальной услуги, в  связи с  чем  исковые требования   предъявлены истцом   напрямую  собственникам  жилых помещений.

      Спорным вопросом в рассматриваемом случае являлись разногласия сторон относительно принадлежности квартиры ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России на праве оперативного управления.

      Как  установлено судом, квартиры расположены в многоквартирных домах, которые ранее находились на балансе Камень-Рыболовской КЭЧ.

      Как следует из приложения № 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» исключительно к федеральной собственности относится имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.

      При разграничении государственной собственности все квартиры в указанных жилых домах независимо от государственной регистрации (в силу закона) были отнесены к федеральной собственности как имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.

      Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

      В силу указанной нормы имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

      Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

      Распоряжением территориального управления федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Приморскому краю от 31.07.2007 № 436-р в специализированный жилищный фонд с отнесением к числу служебных включены в том числе квартиры № 46 и № 56 в ДОС 204; квартиры № 9, № 18, № 70, № 74 в ДОС 205.

      В соответствии с приказом заместителя министра Минобороны РФ от 19.03.2013 № 159 и передаточным актом от 26.06.2013 № 93 в собственность муниципальных образований Ильинское сельское поселение Ханкайского муниципального района Приморского края переданы жилые дома ДОС 179, 204, 205 (за исключением служебных и приватизированных квартир).

      Согласно выпискам из реестра федерального имущества от 12.01.2021, составленным Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАО, в реестре федерального имущества учтены объекты недвижимости, в том числе жилые дома, расположенные в пос. Троицкое № 179 (квартиры, в том числе служебные № 7, 16, 18, 21, 22, 32, 37), № 204 (квартиры, в том числе служебные 3, 6, 24, 32, 33, 39, 43, 44, 46, 51, 53, 54, 55, 56, 65, 67, 71), № 205 (квартиры, в том числе служебные 5, 9, 14, 18, 23, 33, 41, 42. 47, 53, 62, 70, 74), которые закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России.

      ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ представило информацию о том, что распоряжением территориального управления по Приморскому краю федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 31.07.2007 № 436-р в специализированный жилищный фонд с отнесением к числу служебных включены: в жилом доме № 204 квартиры № 46, № 56; в жилом доме 205 квартиры № 9. № 18, № 70, № 74. По сведениям Управления, в жилые помещения, расположенные в с. Троицкое Приморского края, вселены: д. 205 кв. 18 – Давыдова О.А. (информация об основаниях заселения отсутствует), д. 205 кв. 74 – Дураков С.Г. (договор служебного найма от 17.12.2007 № 39). Остальные жилые помещения не заселены по причине невостребованности жилищного фонда для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

      Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, установив факт передачи спорных жилых помещений на праве оперативного управления учреждению, незаселенных в период 01.11.2016 по 30.11.2018,  и неисполнения им обязательств по оплате коммунального ресурса, судебные инстанции признали требования истца правомерными, взыскав с учреждения, а при недостаточности денежных средств – с Российской Федерации в лице Министерства обороны России основной долг 6 947 руб. 48 коп.

      При доказанности факта просрочки исполнения обязательства по оплате потребленного коммунального ресурса, суды исходя из положений статей 329, 330 ГК РФ, части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» удовлетворили требование об уплате 767 руб. 17 коп. пени за период с 26.03.2019 по 31.03.2020.

      Правильность расчета судом проверена, контррасчет ответчиками не представлен.

      Доводы учреждения о том, что спорные квартиры в оперативном управлении ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России не находятся и переданы в муниципальную собственность отклоняются, как противоречащие материалам дела, полно и всесторонне исследованным судами обеих инстанций и направленные исключительно на их переоценку, что недопустимо на стадии кассационного пересмотра в силу регламентации статей 286, 287 АПК РФ.

      Доводы кассационной жалобы ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России о том, что его бюджетная смета не предусматривает средств на оплату электроснабжения, подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства не освобождают ответчика, в оперативном управлении которого находится объект, оплачивать коммунальные ресурсы на основании статей 210, 290 ГК РФ, статей 36, 37, 39, 158 ЖК РФ. Нормы, регламентирующие бюджетное финансирование, не освобождают должника от исполнения обязательств, возникающих из гражданских правоотношений.

      Ссылка учреждения на заселение в квартиру № 74 ДОС 205 гражданина Дуракова С.Г. безосновательна с учетом периода взыскания спорной задолженности (с 01.11.2016 по 30.11.2018), тогда как данный гражданин проживал в квартире ранее, на основании срочного договора найма служебного жилого помещения от 17.12.2007 № 39, заключенного на срок до 2010 года.

      Остальные квартиры, как указано выше, по сведениям ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в исковой период являлись пустующими. Доказательств обратного ответчиками в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.

      Аргумент ответчиков о неправильном расчете основного долга,  ввиду отсутствия показаний ОДПУ,  нельзя признать обоснованным с учетом предмета иска – взыскание задолженности по оплате нормативного ОДН.

      Ссылка кассаторов на то, что абонент не может быть признан просрочившим исполнение ранее даты выставления ему ПАО «ДЭК» счетов на оплату коммунального ресурса несостоятельна.

      Непредставление платежных документов не создает просрочки ПАО «ДЭК» в смысле пункта 3 статьи 406 ГК РФ, поскольку несовершение данного действия истцом не освобождает ответчика от надлежащего исполнения им своих обязательств по своевременной и полной оплате потребленной электроэнергии в силу закона.

      По результатам рассмотрения кассационной жалобы, изучения материалов дела, суд округа считает, что суды нижестоящих инстанций верно установили имеющие существенное значение для правильного разрешения по существу настоящего спора фактические обстоятельства, в полном объеме исследовали приведенные сторонами спора доводы и возражения. Изложенные в судебных актах выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основываются на верном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.

      Иное толкование ответчиками норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права, а лишь указывает на несогласие с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и доказательств, на основании которых они установлены.

      Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.

      При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

      Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационным жалобам не рассматривался, поскольку на основании пп. 1.1 п. 1  ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство обороны России и учреждение  освобождены от уплаты государственной пошлины.                                                                                                    

      Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

      решение от 23.04.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу № А73-176/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

      Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Е.Н. Захаренко                    

Судьи                                                                                    Э.Э. Падин         

                                                                                         Е.К. Яшкина